Нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики рук, как средство оздоровления.
консультация (старшая группа)

Гаврилова Ираида Мефодьевна

Понятие «мелкая моторика рук» на слуху сейчас у каждого. Это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук человека, которая совершается под его зрительным контролем. Уровень развития мелкой моторики рук - это один из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные  игры по развитию мелкой моторики рук, как средство оздоровления.

Охранять и укреплять здоровье детей наша приоритетная задача. Большое влияние на укрепление здоровья ребенка оказывают игры и упражнения на развитие  тонкой  моторики  детей. Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.  

Понятие «мелкая моторика рук» на слуху сейчас у каждого. Это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук человека, которая совершается под его зрительным контролем. Уровень развития мелкой моторики рук - это один из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
     Очень важно начать развитие тонкой моторики с младшего возраста, потому как вся дальнейшая жизнь потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. А они в свою очередь необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных действий: держать ложку, карандаш, одеваться, рисовать, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
      При проведении игровых упражнений необходимо подбирать материал с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, важно помнить, что именно совместная деятельность даст положительный результат.

    У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
     Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое) .
     Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
     Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
     Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игра с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.

    Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
     Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.
Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-джок.
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать.,
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и иппликатор Кузнецова.
«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» —
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.


Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» — к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать:
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.

Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает чёткость речи, совершенствует память и воображение.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей, так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.
Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш! »
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
М. Рогожникова.
Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.
Игра с решеткой для раковины.
Гном
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал.
Н. Нищева
Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, — двумя руками одновременно или поочередно.
Игра с резинкой для волос.
Перстенек.
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
назад возвратился.
Надеваем и снимаем резинку на большой палец,
На указательный,
На средний,
На безымянный,
На мизинец.
Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок.

С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. 

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.  Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста мы добиваемся следующих результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.


Искренне надеюсь, что предложенный материал поможет коллегам в трудной, но увлекательной работе   по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится ...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....

Методическая разработка: Использование метода Су-Джок (Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)

В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, то...

Игры для развития мелкой моторики из подручных средств

Работу по развитию осязания и мелкой моторики желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы различные игры и упражнения из подручного материал...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...