Лечебная гимнастика (кинезиология)
картотека (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Лечебная гимнастика
Кинезиологическая гимнастика
I блок
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий,
способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма
- Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
- Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
- Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой. Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.
- Шея-подбородок. Опусти и головкой покрути. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подборок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.
- «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
- «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
- «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом от указательного пальца к мизинцу и в обратном порядке от мизинца к указательному пальцу. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.
- «Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри. Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
- «Ладошка». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
- «Потанцуем». Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать. Поднять не высоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
- «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
- «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
- «Отдохни» - для снятия эмоционального напряжения. Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять руками одновременно.
II блок
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления –
правое полушарие
- «Очищение». Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела – печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю. Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить 3 раза.
- «Позевай». Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
- «Руки». Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
- «Запястье». Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.
- «Ладонь». На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони, массируемой руки. Руки поменять.
- «Полет». Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
- «Гибкость». Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать. Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
- «Успокойся». Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.
III блок
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления –
левое полушарие
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
- «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед-назад.
- «Язычок». Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение языка в разные стороны.
- «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.
IV блок
Упражнения для профилактики нарушения зрения
и активизации работы мышцы глаз
- «Глазки». Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить, вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.
- «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
- «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу – из стороны в сторону.
- «Глазки». Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.
- «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
- «Глазки». Быстро-быстро поморгай – отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
- «Глазки». Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
- «Глазки». Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.
V блок
Упражнения на дыхание
- «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
- «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» или «У-у-у».
- «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
Можно разбить эти блоки на комплексы:
Комплекс 1. Упражнения: № - 30, 5, 6, 7, 25, 23, 34.
Комплекс 2. Упражнения: № - 2, 17, 27, 28, 13, 35.
Комплекс 3. Упражнения: № - 25, 3, 4, 8, 18, 12, 35.
Комплекс 4. Упражнения: № - 29, 24, 17, 20, 19, 21, 14.
Комплекс 5. Упражнения: № - 31, 9, 24, 10, 11, 22, 36.
Журнал «Дошкольное воспитание», № 6, 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/28/picture-88580.jpg)
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-329523-1382997493.jpg)
Виды лечебной гимнастики с детьми с нарушением ОДА
Лечебная гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика и многое другое...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-127747-1441991771.jpg)
Лечебная гимнастика при заболеваниях дыхательной системы
Лечебная физкультура в бассейне очень полезна при обструктивных заболеваниях легких (хроническом обструктивном бронхите, бронхиальной астме в период ремиссии). Упражнения в теплой воде уменьшают бронх...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-564439-1421401521.jpg)
Рекомендации для родителей по оздоровлению детей методом лечебной гимнастики
В статье содержатся рекомендации по проведению комплексов упражнений физкультурно - оздоровительной направленности в домашних условиях...