Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.
материал (физкультура, подготовительная группа) по теме
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Азановский детский сад «Колосок», Медведевского района, Республики Марий Эл.
« Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Петякова Валентина Леонидовна
с.Азаново 2012 г.
Комплекс №1
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||
Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин) | ||||
1.Принять правильную осанку стоя у стены: с открытыми глазами; постоять и запомнить свои ощущения с закрытыми глазами | 1 мин.
| Выполнять без излишнего напряжения мышц. | ||
2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища; 1 – 4 – повороты головы вправо-влево. | 2-3 раза, медленный. | Глаза открыты. Дыхание произвольное. Ухом коснуться пола. | ||
3. И.п. - то же; 1-2 - руки через стороны вверх, потянуться – вдох; 3-4 – и.п., расслабиться - выдох. | 2-3 раза, медленный. | С удовольствием потянуться. | ||
4. И.п. – то же, кисти рук к плечам; 1 - свести локти вперёд – выдох; 2 – локти в стороны, слегка прогнуться в грудном отделе - вдох | 3 раза, средний. | Следить за дыханием, прогибаясь, плечи приподнять от пола. | ||
5. И.п. – то же, руки в стороны, ладони вверх; 1 - отвести правую ногу в сторону; 2 – вернуться в и.п.; 3-4 – то же левой ногой | 2 -3 раза каждой ногой, средний. | При выполнении упражнения носок на себя. | ||
Основная часть занятия ( 15 – 18 мин.) | ||||
6. И.п. – то же, кисти рук под шею; 1 – согнуть носки стоп на себя; 2 – разогнуть, оттянуть носки. | 4 -6 раз, средний. | При кифозе - валик под грудной отдел позвоночника, локти в стороны, «держат пол» - от пола не отрываются. | ||
7. И.п. – то же; 1 – одновременно согнуть ноги, стопы поставить на пол; 2 – вернуться в и.п. | 6 раз, средний | Упражнения 7-8 направле-ны на укрепление мышц брюшного пресса. | ||
8. И.п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – одновременно развести ноги и руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. | 4-6 раз, средний. | При выполнении упражне-ний стопы пола не касаются. | ||
9. И.п. – то же; 1 – 4 – самовытяжение, кисти рук тянутся вверх, пятки вниз; 5 – 8 – руки через стороны вниз, стопы в стороны, расслабиться. | 3-4 раза, медленный. | Большой палец сжать в кулаке. Стремиться пояс-ницу прижать к полу. Остаться в и.п., затем перевернуться на живот. | ||
10. И.п. – лёжа на животе; 1 – 4 – руки выполняют движе-ние, как при плавании брассом; 5 - 8 - «крокодил», расслабиться | 3-4 раза, средний | Ноги лежат на полу. Сильно не прогибаться. В «крокодиле» голова меняет положение – пово-рот влево, затем вправо. | ||
11. И.п. – то же, кисти рук под подбородок; 1 – отвести правую ногу назад; 2 – и. п.; 3 - 4 - то же левой | 3-4 раза, медленный. | Отводя ногу, носок на себя. Амплитуда движения средняя. | ||
12. И.п. – то же, руки в стороны, кисти на ребре ладони, большой палец отведён; 1 – приподнять туловище; 2 – и. п. | 4-6 раз, средний. | Надплечья на одной линии, голова и туловище по средней линии. | ||
13. И.п. – стоя на четвереньках; 1 – согнуть руки, подбородком коснуться пола; 2 – вернуться в и.п. | 3-4 раза, медленный. | Локти в стороны, макси-мально свести лопатки. Вначале можно касаться носиком | ||
14. Игра малой подвижности «Солнечные ванны для гусеницы». До начала игры дети выполняют перекаты вправо – влево самостоятельно – маленькие гусеницы. Правила игры. Дети ложатся в один ряд на спину так, чтобы кисти рук каждого последующего ребёнка держали голеностопы предыдущего. У первого ребёнка руки подняты вверх. По первому сигналу инструктора дети одновременно перекатываются в правую сторону на живот, по второму сигналу дети перекатываются на спину и живот, по третьему сигналу – на спину – живот – спину. Всё то же повторяется в левую сторону. Дети создали гигантскую гусеницу, загорающую на солнце. Отмечают всех детей, не опустивших руки и правильно выполнивших перекат (без скручивания туловища). При повторном проведении игры можно выполнять перекаты в каждую сторону на столько счетов, на сколько позволяют размеры зала. | ||||
Заключительная часть (2-3 мин.) | ||||
15.И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра, обхватив его руками, ноги согнуты; 1 - 3 – разгибая ноги, лечь спиной на мяч, полежать; 4 – и. п. | 4-6 раз, медленный. До 30 сек. | Движения плавные, стопы всё время стоят на полу. В первый раз инструктор подстраховывает каждого ребёнка. | ||
16. И.п. – основная стойка; кисти рук к плечам; 1 -4 - круговые движения руками назад. | 2-3 раза, средний. | Смотреть прямо ( в зеркало). | ||
17. И.п. – основная стойка; 1 – принять правильную осанку у стены; 2 – шаг вперёд, сохраняя правильную осанку; 3 – и. п. 4 – шаг вперёд, осанка непринуждённая. | 2-3 раза, медленный. | Избегать излишнего напряжения мышц. Подбородок поднят. |
. Комплекс №2
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||||||||
Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин) | ||||||||||
1. И.п. – основная стойка у опоры. Принять правильную осанку. Ходьба до зеркала, контролируя осанку. | 1 мин. | Положение тела не должно быть чрезмерно напряжён-ным. | ||||||||
2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища; 1 – 4 – наклоны головы вправо-влево. | 2-3 раза в каждую сторону, медленный. | Туловище расслаблено. | ||||||||
3. И.п. – лёжа на спине, в руках гимнастическая палка; 1 – руки вверх – вдох; 2 – и.п., палка вниз – выдох. | 3-4 раза, средний. | Кисти касаются пола, когда руки выполняют движение вверх. | ||||||||
4. И.п. – то же, руки согнуты перед грудью с гимнастичес-кой палкой; 1 – руки вперёд; 2 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Локти точно в сторону. | ||||||||
5. И.п. – то же, руки вверх; 1 – отвести правую ногу в сторону; 2 – вернуться в и.п.; 3 - 4 – то же левой. | 2-3 раза каждой ногой, средний. | Носок на себя., амплитуда движения средняя. | ||||||||
6. И.п. – то же; 1 – руки вниз, согнуть ноги, подтянуть к груди, поставить стопы на гимнастическую палку; 2 – вернуться в и.п. | 2-3 раза, средний. | «Обезьянка», сгруппироваться. Дыхание правильное. | ||||||||
Основная часть занятия ( 18-20 мин.) | ||||||||||
7. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на полу, ноги согнуты; 1 – приподнять туловище, свести лопатки; 2 – вернуться в и.п. | 4-6 раз, средний. | Осуществлять небольшое прогибание туловища в грудном отделе позвоночника. | ||||||||
8. И.п. – то же, кисти под шеей; 1 – 4 – « велосипед» вперёд; 5 – 8 – « велосипед» назад | 3-4 раза, средний. | Дыхание произвольное. Обязательно работает стопа. Стремиться разгибать ноги в коленных суставах. | ||||||||
9. И.п. – то же; 1 – 4 – самовытяжение; 5 – 8 – расслабиться. | 3-4 раза, медленный. | Большой палец в кулаке, стопы на себя. | ||||||||
10. И.п. – то же, кисти под шею; 1 – поднять прямые до угла 40®-45®; 2 – вернуться в и.п. | 6-8 раз, медленный. | Носки на себя. Дыхание произвольное, свободное. | ||||||||
11. И.п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – 4 – круговые вращения стопами наружу; 5 – 8 – круговые вращения стопами внутрь. | 6-8 раз, медленный. | Полная амплитуда движения. | ||||||||
12. И.п. – лёжа на животе; 1 – 6 – плавание брассом; 7 – 8 – расслабиться. | 4-6 раз, средний. | Туловище сильно не проги-бается. Дыхание произволь-ное. Больше тянуться руками вперёд. | ||||||||
13. И.п. – то же, кисти под подбородком; 1 – отвести ноги назад; 2 – развести ноги; 3 – соединить ноги; 4 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Носки ног на себя. Руки лежат на полу. Дыхание свободное. | ||||||||
14. И.п. – «крокодил» . | ||||||||||
15. И.п. – то же, руки в стороны, ладони на рёбрах; 1 – прогнуться, кисти к плечам; 2 – и.п. | 4-6 раз, медленный. | Лопатки соединить, голова и туловище на одной линии. | ||||||||
16. И.п. – кисти под подбородок; 1 – 4 – горизонтальные «ножницы»; 5 – 6 – расслабиться. | 3-4 раза, средний. | Ноги прямые, подняты невысоко. | ||||||||
17. И.п. – стоя на четвереньках; 1 – 4 – проползти под забором вперёд; 5 – 8 – то же назад. | 2-3 раза, медленный. | Ноги остаются на месте, движение выполняют руки и туловище. Дыхание произвольное. | ||||||||
18. Игра средней подвижности «Быстрая черепаха» (мини- эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды, встают на стартовой линии на четвереньки. На спине у первых игроков каждой команды панцирь – большая мягкая игрушка. По сигналу инструктора необходимо быстро пройти (пробежать на четвереньках) до отметки 3-4 м, развернуться и вернуться обратно, передав панцирь партнёру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и не уронившая панцирь. Отмечаются игроки, ровно державшие спинку и быстро передвигавшиеся. | ||||||||||
Заключительная часть занятия (3-4 мин.) | ||||||||||
19. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра; 1 – лечь на мяч, руки вверх, расслабиться; 2 – и.п. | 3-4 раза, медленный. | Ноги стоят на полу на шири-не плеч. Инструктор может покачать ребёнка на мяче. | ||||||||
20. И.п. – стоя, руки к плечам; 1 – прогнуться; 2 – соединить локти на уровне глаз | 3-4 раза, средний. | Только в грудном отделе, живот подтянут. | ||||||||
21. Принять правильную осанку у опоры и без неё. | 20-30 сек. | Улыбнуться. |
Комплекс №3
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||||||
Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин) | ||||||||
1. И.п. – стоя; коррекция осанки без опоры и у опоры | 1 мин. | Непринуждённое, правиль-ное положение тела. | ||||||
2. Ходьба: обычная; высоко поднимая колени; с захлёстом. | 1 мин. | Сохраняя правильную осанку. | ||||||
3.И.п. – о. с; 1 - 4 – круговые движения руками назад; 5 – 8 – то же вперёд. | 2 раза, средний. | Руки прямые, голова поднята, полная амплитуда движения | ||||||
4. И.п. – стоя, руки на пояс; 1 – поворот вправо,полуприсед; 2 – и.п. 3 – 4 – то же влево. | 2-3 раза, средний. | При асимметричной осанке не используется. | ||||||
5. И.п. – стоя; 1 – руки в стороны, мах правой в сторону; 2 – руки за спину; 3 – 4 – то же другой ногой. | 3 раза, средний. | Можно выполнять у стены, руки вдоль туловища. Средняя амплитуда маха. | ||||||
6. И.п. – стоя, руки в стороны; 1 – подняться на носки, пальцы рук в кулак; 2 – перекат на пятки, пальцы рук врозь. | 2 раза, средний. | Дыхание произвольное. Подниматься на носки и пятки как можно выше. | ||||||
Основная часть занятия (18-20 мин.) | ||||||||
7. И.п. – лёжа на спине, руки под шею; 1 – 8 – «велосипед» вперёд, 9 -10 – расслабиться; 1 – 8 – «велосипед» назад; 9 – 10 – расслабиться. | 2 раза, средний. | «Низкий велосипед». Следить за работой стопы. Дыхание свободное | ||||||
8. И.п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – поднять правую ногу; 2 – поднять левую ногу; 3 – носки на себя; 4 – и.п. | 6-8 раз, средний. | Угол подъёма ног не выше 30° – 40° . Дыхание произвольное | ||||||
9. И.п. – то же «Я на солнышке лежу» руки полусогнуты вниз - в стороны, ладони вверх, стопы в стороны, голова набок, глаза закрыты. Расслабиться. | 10-15 сек. | Инструктор проверяет качес-тво выполнения упражне-ния: невысоко приподнима-ет руку или ногу и спокойно отпускает. | ||||||
10. И.п. – то же, руки в стороны; 1 – сгруппироваться, голова на полу; 2 – перекат вправо на бок, руки вверх, ноги вниз, растянуться; 3 – сгруппироваться; 4 – перекат влево. | 4-6 раз, средний. | При плоской спине голова тянется к коленям. При самовытяжении туловище не скручивать. Зафиксиро-вать положение на боку. Руки и ноги на одной линии. | ||||||
11. И.п. – то же, руки в стороны, ладони вверх; 1 – 8 – горизонтальные «ножницы» 9 – 10 – расслабление. | 4-6 раз, средний. | Начинать движение с мини-мального подъёма и плавно поднять ноги до угла 90°, затем одновременно опустить в и.п. | ||||||
12. И.п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – правая рука вверх, потя- нуться одновременно с левой ногой, незначительно отведён-ной в сторону; 2 – и.п.; 3 – 4 – смена положения рук и ног. | 2 раза, медленный. | Диагональное самовытяже-ние. Поясница прижимается к полу. Дыхание свободное. Перекат на живот. Носки на себя. | ||||||
13. И.п. – лёжа на животе; 1 – 12 – плавание брассом; 13 – 16 – «крокодил» | 2-3 раза, средний. | Тянуться вперёд. Смотреть на кисти. | ||||||
14. И.п. – то же, кисти под подбородок; 1 – отвести ноги назад; 2 – развести в стороны; 3 – свести; 4 – опустить. | 4-6 раз, медленный. | Верхний плечевой пояс лежит на полу. Спина прямая. | ||||||
15. И.п. – лёжа на спине; «Я на солнышке лежу» | 10-15 сек. | Ребёнок перекатом меняет положение тела. | ||||||
16. И.п. – лёжа на животе; 1 – 8 –собираем песок и делаем песочную горку; 9 – 10 – «крокодил». | 4-6 раз, средний. | Одновременное движение руками через стороны к груди. Стопы лежат на полу. | ||||||
17. И.п. – то же, кисти под подбородок; 1 – 6 – горизонтальные «ножницы» ногами; 7 – 8 – расслабление. | 2-3 раза, средний. | Ноги прямые. Дыхание свободное. | ||||||
18. Игра малой подвижности « Ель, ёлка, ёлочка». Первый раз целесообразно выполнять с опорой на стену. Правила игры. Дети свободно располагаются по залу, так, чтобы каждый мог видеть себя в зеркало. Инструктор: «На прогулке в лесу мы с вами встретили стройную и высокую ель». При этом дети принимают правильную осанку, макушкой тянутся к потолку. «А рядом по соседству ёлка- зелёная иголка рас-правила пушистые ветви» - дети выполняют полуприсед, колени в стороны, руки слегка отведены от туловища. «Ой, ребята, аккуратнее, вот и младшая сестричка - ёлочка» - дети выполняют полный присед, колени разведены, руки в стороны под углом 45 градусов. Отмечаются дети с прямой спинкой, правильно выполнившие задание. Игра повторяется 2-3 раза. | ||||||||
Заключительная часть занятия (5 мин.) | ||||||||
19. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра; 1 – 4 – лечь на мяч спиной, попружинить; 5 – 6 – и.п. | 4-6 раз, медленный. | Лёжа на мяче, руки вверх или вверх – в стороны, голо-ва лежит на мяче. Инструк-тор индивидуально выполня-ет то же упражнение с ребёнком на мяче макси- мального диаметра в соче-тании лёгкой вибрацией. | ||||||
20. И.п. –стоя; ходьба по следам; ходьба по дорожке разной жёсткости. | 1-1,5 мин. | Следить за осанкой. Положение рук различное | ||||||
21. Принять правильную осанку у опоры и без опоры. | 1-1,5 мин. | Обратить внимание на осанку других ребят. |
Комплекс №4
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||
Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин) | ||||
1. И.п. – стоя, принять правильную осанку у опоры и без опоры | 1 мин. | Выполнять перед зеркалом. | ||
2. Ходьба, гимнастическая палка на лопатках; на носках; на пятках. | 20-30 сек. | Смотреть прямо перед собой. Следить за положением палки. | ||
3. И.п. – стоя, гимнастическая палка на руках внизу; 1 – руки вверх; 2 – руки за голову; 3 – руки вверх; 4 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Следить за осанкой. | ||
4. И.п. – стоя, руки вверх; 1 – наклон вправо 2 – и.п. 3 – наклон влево 4 – и.п. | 2-3 раза в каждую сторону, средний. | Руки над головой, потянуть боковые поверхности туловища. | ||
5. И.п. – то же, руки вниз; 1 – присед, колени врозь, руки вверх; 2–3 –сохранить это положение; 4 – вернуться в и.п. | 3-4 раза, медленный. | В приседе держать спину ровно, смотреть в зеркало. | ||
6. И.п. – стоя, руки прямые, гимнастическая палка за спиной; 1 – отвести руки назад, соединить лопатки; 2 – вернуться в и.п. | 3-4 раза, средний. | Удерживать туловище ровно, плечи не поднимать. | ||
Основная часть занятия (18-20 мин.) | ||||
7. И.п. – лёжа на спине, руки с гимнастической палкой вверх; 1 – 8 – «велосипед» вперёд; 9 -10 – расслабление ; 1 – 8 – «велосипед» назад; 9 – 10 – расслабление. | 2-3 раза, средний. | В период расслабления руки отпускают гимнастическую палку. | ||
8. И.п. – то же, гимнастическая палка в согнутых руках на груди, ноги согнуты, стоят на полу. 1 -2 – сед, руки вверх и за голову; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 4-6 раз, средний. | Потянуться руками вверх. Дыхание произвольное. | ||
9. И.п. – то же, руки вверх; 1 – поднять правую ногу; 2 – поднять левую ногу; 3 – носки на себя; 4 – и. п. | 6-8 раз, средний. | Колени прямые. Дыхание произвольное. Плавно опускать ноги в и.п. | ||
10. И.п. –то же, руки в стороны, ноги на ширине плеч, стопы на себя, палка на голеностопных суставах; 1 –приподнять гимнастическую палку; 2 – вернуться в и.п. | 4-6 раз, средний. | Амплитуда минимальная. Работают мышцы брюшного пресса. | ||
11. И.п. – то же «Я на солнышке лежу» | 10-15 сек. | Расслабиться. Перевернуться на живот. | ||
12. И.п. – лёжа на животе, руки вверх с гимнастической палкой; 1 – 3 - приподнять и удержать руки и туловище; 4 – и.п. | 8-10 раз, средний. | Смотреть на палку, сильно не запрокидывая голову назад. Дыхание произвольное. | ||
13. И.п. – то же, кисти под подбородок (без гимнастичес-кой палки); 1 – отвести ноги назад; 2 – развести в стороны; 3 – соединить ноги; 4 – вернуться в и.п. | 6-8 раз, средний. | Носки на протяжении всего упражнения на себя. | ||
14. И.п. – то же, гимнастичес- кая палка на лопатках; 1 – 3 – прогнуться; 4 – вернуться в и.п. | 6-8 раз, медленный. | Смотреть на пол. Амплитуда движения малая. | ||
15. И.п. – лёжа на животе, «крокодил» | 10-15 сек. | |||
16. И.п. – то же, кисти рук под подбородок; 1 – 4 – сгибая ноги назад, коснуться пятками ягодиц. | 2 раза, средний. | Игровое упражнение, продолжающее отдых. | ||
17. И.п. –то же, гимнастическая палка сзади в прямых руках; 1 – прогнуться, отвести руки назад; 2 – и.п. | 8-10 раз, средний. | Невысокий подъём туловища и рук. Дыхание произвольное. | ||
18. И.п. – стоя на коленях, руки с гимнастической палкой сзади, хватом сверху; 1 – небольшой наклон тулови- ща вперёд, руки назад; 2 – и.п. | 3-4 раза, медленный. | Угол наклона 5° - 10° . Работают мышцы брюшного пресса и туловища. Спина прямая. | ||
19. Игра средней подвижности «Весёлые медвежата» (мини-эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются на стартовой линии, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу инструк- тора первые игроки начинают двигаться на ягодицах вперёд до касания с огра- ничителем (8-10 шагов) и возвращаются обратно, передав эстафету партнёру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Отмечаются все дети, державшие спинку ровно. | ||||
Заключительная часть занятия (5мин.) | ||||
20. И.п. – о.с. Встряхнуть попеременно ноги. | 2-3 раза, средний. | После эстафеты расслабить ноги, восстановить дыхание. | ||
21. И.п. – стоя; 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону, подняться на носки; 2 – и.п., расслабиться; 3 – левая рука вверх, правая в сторону, подняться на носки; 4 – и.п., расслабиться. | 3-4 раза, средний. | Внимательно выполнять упражнение перед зеркалом, чтобы ребёнок себя контро-лировал. | ||
22. Принять правильную осанку. Рассказать, в каком положении должны находиться голова, плечи, спина и т.д. | 3 мин. | Каждый ребёнок должен рассказать о правильном положении тела. |
Комплекс №5
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации |
Подготовительная часть занятия (4-5 мин.) | ||
1. И.п. – о.с. Принять правильную осанку перед зеркалом, без опоры. | 30 сек. | Стоять непринуждённо, сделать несколько произвольных шагов и опять проверить осанку. |
2. Ходьба: обычная; со сменой направления и положения рук. | 1 мин. | Положение рук: в стороны, на пояс, сзади в замок и т.д. |
3. И.п. – стоя, мяч в руках; 1 – руки вверх, потянуться, подняться на носки. 2 – вернуться в и.п. | 3-4 раза, медленный. | Посмотреть на мяч. Дыхание произвольное. |
4. И.п. – стоя, мяч вверху; 1 – 2 – наклон вправо; 3 – 4 – наклон влево. | 2-3 раза в каждую сторону, средний. | Мяч строго над головой, ноги могут быть слегка согнуты. |
5. И.п. – стоя, мяч перед грудью в согнутых руках; 1 – сгибая колено, выбить мяч из рук; 2 – поймать мяч; 3 – 4 – то же другой ногой. | 2-3 раза каждой ногой, средний. | Стремиться поймать мяч. |
Основная часть занятия (20 мин.) | ||
6. И.п. – лёжа на спине, мяч обхватить стопами; 1 – согнуть ноги к груди в коленках и тазобедренных суставах; 2 – выпрямить вперёд; 3 – согнуть; 4 – и.п. | 6-8 раз, средний. | Дыхание произвольное. Положение рук различное. |
7. И.п. – то же, руки вперёд с мячом; 1 – коснуться носками прямых ног мяча; 2 – и.п. | 6-8 раз, средний. | Колени прямые. Работают мышцы брюшного пресса. Дыхание произвольное. |
8. И.п. – то же; «Я на солнышке лежу». | 10-15 сек. | Расслабиться. |
9. И.п. – то же, ноги согнуты в тазобедренных суставах, мяч в голеностопных суставах, руки в стороны, ладони вверх; 1 – опустить ноги вправо; 2 – и.п. 3 – то же влево 4 – и.п. | 4 раза в каждую сторону, медленный. | Сохранять угол в тазобедренных суставах, равный 90°. Плавно опускать ноги. |
10. И.п. – лёжа, кисти рук к плечам, ноги согнуты, стоят на полу, колени держат мяч среднего диаметра; 1 – сесть, коснуться мяча грудью; 2 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Руки всё время в стороны, локти не сводить. Дыхание произвольное. |
11. И.п. – лёжа, руки вверх с мячом; 1 – 4 – потянуться, носки на себя; 5 – 8 – расслабиться. | 2-3 раза, медленный. | Во время расслабления мяч можно не держать. Перевернуться на живот. |
12 И.п. – лёжа на животе, руки согнуты с мячом; 1 – 8 – прогнуться, отталкивая мяч партнёру или инструктору; 9 – 10 – расслабиться. | 4-6 раз, средний. | Выполнять 8 отталкиваний мяча, удерживая туловище в разогнутом положении. |
13. И.п. «крокодил». | 10-15 сек. | |
14. И.п. – то же, кисти под подбородок, ноги в стороны, между стопами мяч большого диаметра; 1 – ноги через стороны вверх положить на мяч; 2 – и.п. | 8-10 раз, средний. | Удерживать ноги на мяче и не скатываться в сторону. |
15. И.п. – то же, руки вверх с мячом; 1 – прогнуться; 2 – вернуться в и.п. | 10-20 раз, средний. | Амплитуда небольшая. |
16. И.п. – то же, мяч в голеностопных суставах; 1 – согнуть ноги; 2 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Общеразвивающее упражнение. Дыхание произвольное. |
17.Игра малой подвижности «Солнечный зайчик». Правила игры. Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало . У капита-на в руках мяч – солнечный зайчик. По сигналу инструктора ребёнок- капитан садится и передаёт мяч в руки партнёру, а сам ложится в и.п. Игра заканчивает-ся, когда мяч опять попадёт в руки капитана. Игру проводят 3-4 раза. Можно чередовать передачу мяча руками и ногами. Учитывается общее время, в течение которого солнечный зайчик пробежит полный круг. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение. | ||
18. И.п. – сидя на ортопедичес- ком мяче; 1 – 4 – прыжки; 5 – 6 – отдых. | 2-3 раза, быстрый | Ноги всё время соприкасаются с полом. |
19. И.п. – то же, руки на пояс; 1 –8 –перекаты с пятки на носок | 4-6 раз, медленный. | Следить за осанкой. |
Заключительная часть занятия (5 мин.) | ||
20. И.п. – сидя спиной к мячу большого диаметра. 1 – 6 – лечь на мяч спиной, руки вверх; 7 – 8 – и.п. | 3-4 раза, медленный. | Растянуть мышцы передней поверхности туловища. Ноги на полу. |
21. Ходьба: скрёстным шагом вперёд; скрёстным шагом назад. | 1-1,5 мин. | Положение рук различное, сохранять правильную осанку, смотреть в зеркало. |
22. И.п. – о.с.; 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох. | 3-4 раза, медленный. | Потянуться, подняться на носки. |
23. Принять правильную осанку. | Проверить перед зеркалом. |
Комплекс №6
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||||
Подготовительная часть занятия ( 4-5 мин.) 1 – 6 – (см. комплекс 3) | ||||||
Основная часть занятия ( 20 мин.) | ||||||
7. И.п. – лёжа на спине, руки под шею; 1 – 6 – «велосипед» вперёд; 7 – 12 – «велосипед» назад; 1 – 8 – отдых. | 3-4 раза, средний. | Используются песочные ман- жеты для лучезапястных суставов весом 200 г., для голеностопных суставов весом 300г. | ||||
8. И.п. – то же, руки вдоль туловища; 1 – руки и ноги в стороны – «звёздочка»; 2 – и.п. | 4-6 раз, медленный. | Во время выполнения упражнения руки и ноги приподнимать над полом. | ||||
9. И.п. – то же, кисти под шею, ноги согнуты, стоят на полу; 1 – присесть, правым локтем коснуться левого колена; 2 – и.п. 3 – 4 – то же левой рукой | 4-6 раз, средний. | При асимметричной осанке не используется. Дыхание произвольное. | ||||
10. И.п. – то же «Я на солнышке лежу». | 10-15 сек. | Расслабиться. | ||||
11. И.п. то же, руки под шею; 1 – поднять правую ногу; 2 – присоединить левую; 3 – носки на себя; 4 – и.п. | 4-6 раз, средний. | Дыхание свободное. Колени могут быть слегка согнутыми. | ||||
12. И.п. – то же, руки вверх, само вытяжение. | Поясница касается пола. Стопы на себя. | |||||
13. И.п. – лёжа на животе; 1 – 8 – плавание брассом; 9 – 10 – расслабиться. | 6-8 раз, средний. | Движение рук параллельно полу. Ноги соприкасаются с полом. Дыхание произвольное. | ||||
14. И.п. – кисти рук под подбородком; 1 – отвести правую ногу назад; 2 – и.п. 3 – отвести левую ногу назад; 4 – и.п. | 8-10 раз каждой ногой, средний. | Ногу поднимать до 30°-40°, носки на себя. | ||||
15. И.п. – то же, руки в стороны; 1 – 4 – собираем песок; 5 – 6 - расслабиться | 8-10 раз, средний. | Потянуться в стороны и вперёд. Ноги на полу. | ||||
16. И.п. – то же, кисти рук под подбородком; 1 – 4 – горизонтальные «ножницы»; 5 – 6 – отдых, расслабление. | 4-6 раз, средний. | Средняя амплитуда движения. | ||||
17. И.п. – то же; 1 – приподнять одновременно руки и ноги; 2 – и.п. | 4-6 раз, медленный. | Без отягощения. Амплитуда минимальная. | ||||
18. И.п. – стоя на четвереньках; 1 – 6 –ходьба на руках, пристав- ными шагами по часовой стрелке и против часовой стрелки. | 2 раза в каждую сторону. | Спина прямая. «Слоник в цирке». Колени остаются на месте. | ||||
Игра средней подвижности «Гордая цапля» (мини-эстафета). Правила игры. Дети делятся на две команды и встают на стартовой линии. У капитанов команд на головах надувные кольца, руки на поясе. По сигналу инструктора дети быстро перешагивают через мягкие ступени, быстрым шагом или бегом (главное – не уронить кольцо) добегают до отметки и возвращаются, передавая кольцо следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончив- шая эстафету с наименьшим количеством штрафных очков. Каждое потерянное кольцо – 1 штрафное очко. Отмечают игроков, не потерявших кольцо и сохранив- ших при этом правильную осанку. Игра повторяется 2-3 раза. | ||||||
Заключительная часть занятия ( 5 мин. ) (см. комплекс №3) |
Комплекс №7
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | |||
Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.) | |||||
1. Ходьба с сохранением правильной осанки; на носках; на пятках; спиной вперёд. | |||||
2. Игра «Ель, ёлка, ёлочка» (см. комплекс №3) | |||||
Основная часть занятия ( 15 мин.) | |||||
3. Игра средней интенсивности «Коралловые рифы» - Ребята, наш корабль отправляется к коралловым рифам. Дети ложатся на спину в круг головой к центру, берутся за руки, ноги согнуты в тазобедренных суставах под углом 90 ° – это штурвал. – Право руля! Дети опускают прямые ноги вправо. – Лево руля! То же влево, повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. – Дальше на корабле плыть нельзя, очень мелко, и мы пересаживаемся на водные велосипеды, чтобы добраться до атолла – кораллового острова, где нас ждут интересные приключения. Дети выполняют движение «велосипед» вперёд, руки вдоль туловища, повторить 12 – 16 раз. – Ваши велосипеды стремительно несутся вперёд, и, чтобы не врезаться в остров, надо выполнить «велосипед» назад на счёт 8 – 10. – Вот мы и добрались до острова, полюбуйтесь – какая красота! Дети перекатываются на живот вправо, затем влево и остаются лежать на животе. – В центре острова тёплая и прозрачная вода тропических морей с необыкно- венным животным миром. Поплаваем в этой воде. Дети выполняют движение стиля брасс 8 -10 раз, 2 – 3 подхода -Как хочется заглянуть в глубины морские: Там увидишь друзей ты тьму, Больших и маленьких – разных, Но очень своеобразных . (М. Гомболи. Океан ) Дети выпрямляют руки вверх, кладут правую кисть на левую и выполняют вертикальные «ножницы» (плавание под водой) 8 раз, повторить 2 – 3 раза. В паузе отдыха скользят под водой. – Вынырнули и легли на песчаный берег отдохнуть - «Я на солнышке лежу» Из чистого песка строим замок. Дети переворачиваются на живот и сгребают песок (см. комплекс №3, упражнение 16 ) 8 раз. Повторить 2 – 3 раза. – На солнце жарко, пора и в воду. Дети выполняют одновременное движение руками брассом, ногами верти-кальные «ножницы» 8 – 10 раз, переворот на спинку, лежат на воде, отдыхают. Повторить 3 – 4 раза. – На дне морском живут большие раки – лангусты. Игра-эстафета средней подвижности «Быстрые лангусты». Правила игры. Дети делятся на две команды и встают на четвереньки напротив друг друга на стартовых линиях ногами вперёд. Расстояние 7 – 8 м. По сигналу инструктора капитан одной из команд начинает быстро ползти спиной вперёд до касания с игроком другой команды, который продолжает движение в обратном направлении. Выигрывает команда, игрок которой первым пересекает линию старта/финиша. Во время движения смотреть вперёд и не оборачиваться. Инструктор наблюдает за безопасностью передачи эстафеты. Отмечаются самые целеустремлённые лангусты. Игру повторить 2 – 3 раза. Командам желательно дать названия. Игра малой подвижности «Голодная акула» . Правила игры. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища – они рыбки, инструктор – акула. По сигналу инструктора рыбки быстро работают хвостами, движение стопами вправо – влево, чтобы не попасть в пасть акулы. Как только хвост у одной из рыбок перестаёт работать, инструктор осаливает эту рыбку и меняется с ней местами. Игра продолжается 1 – 2 мин., пока большая часть детей не побывает акулой. Отмечаются самые быстрые рыбки. | |||||
Заключительная часть занятия ( 2 мин.) | |||||
4. Дети встают и спускаются с трапа корабля на родную землю. Ходьба: обычная; с высоким подниманием бедра | 20 – 30 сек. средний. | ||||
5. И.п. – стоя; 1 – руки через стороны вверх – вдох, потянуться; 2 – вернуться в и.п. – выдох. | 2 – 3 раза, медленный. | Посмотреть на кисти, расслабить руки. | |||
6. Принять правильную осанку перед зеркалом. | Красивое положение тела. |
Комплекс №8
Содержание упражнения | Дозировка, темп | Методические рекомендации | ||
Подготовительная часть занятия ( 3-4 мин.) | ||||
1. Принять правильную осанку стоя перед зеркалом. | 10 – 15 сек. | Непринуждённое положение тела. | ||
2. Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, кисти к плечам. | 45 сек. | Всё время сохраняя спину ровной, смотреть вперёд. | ||
3. И.п. –стоя, правая рука вверх 1 – 4 – круговые вращения вперёд; 5 – 8 – то же назад. | 2 раза, средний. | Дыхание произвольное. Руки прямые. Полная амплитуда движения. | ||
4. И.п. – стоя, руки на пояс; 1 – поворот вправо, правая рука в сторону, смотреть на кисть – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3 – 4 – то же влево. | 2 – 3 раза, средний. | Отвести руку в сторону ладонью вверх. Рука параллельна полу. | ||
5. И.п. – о.с., 1 – наклон вперёд, руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. | 4 раза, средний. | Смотреть вперёд в зеркало, спинка прямая. | ||
Основная часть занятия ( 14-16 мин.) | ||||
6. См.комплекс №3 (упражнение 7 – 17, кроме упражнения 10) | ||||
Заключительная часть занятия ( 2 мин..) | ||||
7. Ходьба по условной ниточке, на голове ватно-марлевое или ортопедическое кольцо | 1 – 1,5 мин. | Расчерченная прямая. Руки свободно опущены, смотреть вперёд. Удерживать кольцо с прямым положени- ем головы. | ||
8. И.п. – о.с.; 1 – подняться на носки, поднять плечи – вдох; 2 – и.п., плечи расслаблены – выдох. | 2-3 раза, медленный. | Сохраняя правильную осанку. |
Список использованной литературы:
1.Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – Москва: Просвещение, 2006.
2. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. — Санкт-Петербург: Сова, АСТ, 2007.
3.Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. - Санкт-Петербург: Корона - Век, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-956709-1507700625.jpg)
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1000036-1587847972.jpg)
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-846058-1478536760.jpg)
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.
Комплекс утренней гимнастики по месяцам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-1104555-1554277101.jpg)
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шип...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-568862-1570214521.jpg)
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей 2 младшей группы
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей 2 младшей группы....
комплексы упражнений утренней гимнастики для детей средней группы
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1211206-1674376338.jpg)
Комплекс упражнений лечебной гимнастики при сутулой спине (кифонической осанке) (для домашних занятий)
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой, упругой. Главным средств...