Гимнастика для глаз на логопедических занятиях
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время актуальной проблемой являются перегрузки на органы зрения, которые испытывает ребенок при использовании визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в логопедической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, на занятиях решаются и другие проблемы: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т. д. В коррекционную работу необходимо включать зрительную гимнастику, ведь зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_glaz_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для глаз на логопедических занятиях.
В настоящее время актуальной проблемой являются перегрузки на органы зрения, которые испытывает ребенок при использовании визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в логопедической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, на занятиях решаются и другие проблемы: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т. д. В коррекционную работу необходимо включать зрительную гимнастику, ведь зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения.
Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.
Специальные упражнения для глаз могут быть активными, пассивными или смешанными.
Зрительная гимнастика проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений:
-движения глаз вверх – вниз;
-движения глаз влево – вправо;
-круговые движения глазами;
-зажмуривание глаз;
-моргание и т. д.
Зрительная гимнастика может быть следующих видов:
1. Со стихами;
2. Со зрительными стимулами (предметами);
3. С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные);
4. Электронные зрительные гимнастики (мультимедийные презентации).
Длительность проведения зрительной гимнастики составляет 1 - 2 минуты.
Для привлечения внимания детей дошкольного возраста к выполнению «гимнастики для глаз», предлагаются упражнения в стихотворной и игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.
Рекомендации к проведению зрительной гимнастики: комплекс упражнений гимнастики для глаз можно проводить под музыку. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Упражнения для снятия усталости глаз:
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. «Часовщик» Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз) Чинит часики для нас. (Открыть глаза) (С. Маршак).
В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке. У них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т. п., обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам, развивается координация движений, физиологическое дыхание.
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках логопеда. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Показ предмета сопровождается каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо (встретился с волком, затем вверх (повстречал зайца, вниз (встретился с медведем). Также используются стихи.
«Наша грядка»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
(Круговые движения глазами).
Что растёт на нашей грядке?
(Посмотреть вниз),
Огурцы, горошек сладкий,
(Влево – право),
Там редиска, там салат –
Наша грядка просто клад.
(Поморгать глазками).
«Про собаку»
Три собаки шли домой,
Папа был большой - большой. Игрушка вверху
Мама с ним пониже ростом Игрушка на среднем уровне
А сынок - малютка просто. Игрушка внизу
Очень маленький он был, Игрушка слева
С погремушками ходил. Игрушка справа
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
(взгляд влево – вправо)
Взвился вверх.
(взгляд вверх)
и полетел
(движения по кругу)
На этапе постановки и автоматизации звука изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции. Он представляет собой замкнутую линию в виде рыбки, елочки, ежика, т. е. контур какого-нибудь предмета. Второй вариант лабиринта — ребенок должен «пройти» определенную дистанцию. Например: собачка бежит к домику и рычит: «р-р-р», собачка бежит за косточкой, собачка рычит на котенка. Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком — собачка бежит и весело рычит: р-р-р. В лабиринте можно изобразить любую дорожку без картинок. Объемные магниты или съемные картинки адаптируются к нужной лексической теме или изучаемому звуку.
Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды этой деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка-логопата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного
Авторская зазработка моего конспекта занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...
Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол
Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к тв...
Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний ...
Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств у дошкольников
Данная статья содержит материал полезный для начинающих специалистов в области - Логопедия. Содержащаяся в статье информация познакомит с основными правилами и приемами импользования зрительных упражн...
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...
Гимнастика для глаз для дошкольников Зрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необхо
Гимнастика для глаз для дошкольниковЗрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей...