Проект «Развитие детей методом кинезиологии» для детей старшего дошкольного возраста
проект
«Развитие детей методом кинезиологии»
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
М.Монтень.
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.
В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kineziologiya.docx | 316.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Развитие детей методом кинезиологии»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Кудрина И.Б.
«Развитие детей методом кинезиологии»
Информационная характеристика проекта
Автор проекта:
Кудрина Ирина Борисовна,
воспитатель первой квалификационной категории.
Вид проекта:
Инновационный, практико-ориентированный.
Тип проекта: среднесрочный
Срок реализации: октябрь- апрель
База реализации проекта: МАДОУ детский сад «Сказка» п. Приполярный, Берёзовский район, Тюменская область.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группе, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом
и психическом развитии.
Обеспечение проектной деятельности:
картотека кинезиологических упражнений;
информационная папка-передвижка в родительский уголок.
Ожидаемый результат проекта:
дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:
- эффективно корректировать нежелательные формы поведения;
- корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи;
-овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
«Развитие детей методом кинезиологии»
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
М.Монтень.
Обоснование:
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.
В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Актуальность проекта.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
С этой целью разработан проект «Развитие детей методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Цель проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Синхронизация работы полушарий.
- Снятие эмоциональной напряжённости.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие мышления.
Для педагогов:
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
- Повышение профессиональной компетентности.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей:
- Картотека кинезиологических упражнений.
Продукты проекта для педагогов:
- Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Презентация проекта.
Продукты проекта для родителей:
- Выступление на родительском собрание на тему «Кинезиология для детей».
- Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Презентация проекта на собрании.
- Консультации «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Методическое обеспечение:
Литература:
- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
Практическая реализация проекта
Вид работы | Где реализуется |
|
|
Система реализации проекта
Работа с родителями | Работа с педагогами | Обеспечение творческой направленности |
1.Наглядная информация в родительском уголке 2.Выступление на родительском собрании 3.Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям. 4.Индивидуальные консультации 5.Самообразование 6.Накопление и обобщение педагогического опыта 7.Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями | 1.Выступление на педсовете 2.Мастер-классы 3.Самообразование | 1.Накопление и обобщение педагогического опыта 2.Обновление уголков (информационных стендов занимательными упражнениями) |
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Перспективный план
проведения кинезиологических упражнений
Месяц | Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) | |
октябрь | Массаж ушных раковин «Колечко» |
|
ноябрь | «Кулак-ребро-ладонь» (Лягушка) Массаж ушей |
|
декабрь | «Мельница» «Лезгинка» |
|
январь | «Ухо-нос» Дыхательная гимнастика |
|
февраль | «Буратино» (упражнение выполняется перед сном) «Перекрестные шаги» |
|
март | «Змейка» |
|
апрель | «Горизонтальная восьмерка» «Поза скручивания» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...
Проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Творческий проект...
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...