Картотека подвижных игр
картотека

Симонова Елена Леонидовна

Картотека подвижных игр для детей третьего года жизни по закреплению основных видов движения в игровой деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 134»

Картотека подвижных игр

для детей третьего года жизни

по закреплению основных видов движения

в игровой деятельности

Составила:

Симонова Е.Л.

воспитатель

группы раннего возраста

г. Дзержинск, 2021 г.

1. Подвижные игры на закрепление ходьбы:

«Пузырь»

Ход игры: дети стоят тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову, дуют в кулачки, составленные один под другим – трубочкой. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а потом, снова наклоняясь, произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою трубку (действие повторяют всего 2-3 раза). При каждом раздувании дети делают шаг назад, будто пузырь немного надулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Пока дети произносят текст, образуется большой растянутый круг. Воспитатель говорит. Что пузырь получился красивый, большой и отправляется проверять, хорошо ли надут пузырь, прочный ли он (он соединяет при этом руки своих ближайших соседей и заходит в круг). Воспитатель дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Воздух, выходи». Все дети, не отпуская рук, сбегаются к центру, произнося «тс..тс..». Затем пузырь снова надувают, и игра повторяется сначала.

При повторении можно заканчивать игру иначе. Можно сказать: «Лопнул пузырь». Тогда дети разрывают сцепленные руки и присаживаются на корточки, произносят «хлоп!» и делают хлопок руками. Воспитатель отправляется чинить пузырь: он обходит детей и дотрагивается до каждого; ребенок, до которого дотронулся воспитатель, встает и подходит к центру. Постепенно снова образуется маленький круг, и можно начинать игру сначала.

«Поезд»

Ход игры: Дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображает вагон, а впереди стоящий воспитатель - паровоз. Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться- сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.

Указания к игре: вначале роль паровоза исполняет воспитатель, а в дальнейшем – один из ребят. Поезд лучше устраивать без сцепления, чтобы не затруднять движения детей. Игру можно закончить следующим образом: поезд прибыл с пассажирами в город, все отправляются в гости в «детский сад» (условное место), где можно посидеть и отдохнуть от движений.

В дальнейшем в игру можно вносить следующие варианты: на поезде можно поехать в лес, в город за игрушками, на дачу и т.п.

«По тропинке»

Материал: при проведении игры в помещении можно использовать несколько флажков или игрушек.

Ход игры: воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20-30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.

Эту игру хорошо проводить на улице. Лучше одновременно привлекать к игре 5-6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга.

Осенью на участке можно направить дорожку к дереву, предложив детям пройти по ней и принести 2-3 листочка. Это оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или какие-либо игрушки, чтобы дети их приносили.

«По мостику через ручеек»

Материал: доска длиной 2-3 м, шириной 25-60 см.

Ход игры: Педагог чертит две линии (в помещении можно использовать шнуры) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску, мостик, и предлагает:

- Поучимся ходить по мостику!

Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь друг на друга, педагог напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в реку. Дети проходят по доске в одну и другую сторону 2-3 раза.

Правила: Идти по мостику осторожно, стараясь не упасть «в реку», не толкаться.

 2. Подвижные игры на закрепление бега с ходьбой:

«Солнышко и дождик»

Материал: стульчики, повернутые спинкой вверх и изображающие домики (отмеченные на земле кружки). В ходе игры дети поют песню «Солнышко» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера).

Ход игры: домики расположены полукругом, на некотором расстоянии друг от друга. Дети вместе с воспитателем находятся в домиках (на корточках перед сиденьем). Все смотрят в окошко (в отверстие спинки стульчика). Выглянув в окошко, воспитатель говорит:

- Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову ребят поиграть.

Выходит на середину комнаты и зовет всех играющих. Малыши выбегают, взявшись за руки, образуют хоровод и поют песенку:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку. (Поют и ходят по кругу.)

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

Топ-топ, топ-топ.

Топ-топ- топ.    (Притоптывают, стоя на месте

Топ-топ- топ.

Топ-топ- топ.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.   (Прихлопывают в такт мелодии.)

Хлоп, хлоп, хлоп.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Неожиданно для детей воспитатель говорит:

- Посмотрите, дождь идет, скорее домой!

Все спешат на свои места.

- Послушайте, как стучит дождик по крышам.

Воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сидению стульчика, изображает шум дождя. Сперва дождь сильный, потом он утихает и постепенно совсем прекращается.

- сейчас посмотрю, как там на улице, и вас позову.

Воспитатель выходит из своего дома, делает вид, что смотрит на небо и зовет всех:

- Солнышко светит, нет дождя. Выходите погулять!

Теперь можно снова играть в хоровод или поплясать, побегать и т.д. Неожиданно для детей снова раздается сигнал «дождик идет!», и все убегают по местам.

Игра повторяется несколько раз.

«Догони мишку»

Ход игры: У воспитателя в руках мишка. Он подходит к малышам, сидящим на стульчиках, и говорит:

- Сейчас мишка покажет, кто его будет ловить.

Обходит малышей и мишкиной лапкой дотрагивается до 2-3 детей. Следует команда «ловите мишку!», и воспитатель бежит с мишкой на руках, а выбранные дети его догоняют. Побегав немного, воспитатель дает себя поймать. Поймавшие мишку берут его за лапки и ведут к детям. Мишка опять показывает, кому догонять. Так по очереди мишку ловят все дети. Постепенно количество ловящих увеличивается, чтобы не приходилось долго ждать своей очереди. Под конец мишку ловят все дети. Воспитатель говорит:

- Теперь мишка отдохнет, он устал бегать.

Игра заканчивается.  

«Автомобили»

Материал: стульчики, рули.

Ход игры: С одной стороны площадки, где проводится игра, устраивают гараж (ставят стульчики и кладут на них «рули»). С другой стороны, на земле, очерчивается небольшое пространство - это дом, где живут «шоферы».

Игра начинается со сборов на работу. «Шоферы» умываются, пьют чай (движения свободные) и идут в гараж (обходят 1-2 раза площадку). Каждый «шофер» становится перед машиной (возле кружка). «Заведуюший гаражом» (воспитатель) проверяет, все ли в порядке, и дает сигнал: «Заводи мотор!». Дети делают вращательные движения рукой, произнося «тр-тр-р». «Поехали!»- объявляет воспитатель. Дети берут в руки рули и разбегаются по площадке (площадь, где можно ездить машинам, заранее очерчена или обозначена шнуром, флажками и т.п.). Шоферы могут ездить в различном направлении и порядке, не выезжая за пределы улицы (обозначенной площадки). «Заведующий» остается на месте и следит за ездой. Если случается авария или какой-нибудь непорядок, «заведующий» может выехать сам и все уладить или послать помощника- одного из ребят. «Машины, в гараж!»- зовет заведующий, считая, что дети уже достаточно побегали. Все шоферы должны сейчас же вернуться и поставить машину на место, т.е. сесть на стульчик. Затем «заведующий» обходит машины, проверяет, все ли исправно, и указывает, какой ремонт нужен (это делается для отдыха после бега). Ремонт желательно производить, используя различные движения. Например, можно накачать воздух в шины, можно помыть машину, можно починить колеса. Когда дети немного отдохнут после бега, воспитатель объявляет, что «гараж закрывается». Шоферы уходят домой. Игра может начаться снова.

«Курочка- хохлатка»

Ход игры: Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок (постарше)- кошка. Она садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель продолжает:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты- «дом». Курица защищает цыплят, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят!». Затем выбирается новая кошка и игра повторяется.

3. Подвижные игры на закрепление прыжков:

«Воробушки и автомобиль»

Ход игры: Воспитатель очерчивает площадку, где воробушки (дети) могут летать и прыгать- ставит по краям площадки скамеечки или стулья, говоря:

- Сюда полетят воробушки, когда приедет автомобиль. На дереве и на крыше воробьи не боятся, что их автомобиль раздавит. Они сидят и смотрят. Как уедет автомобиль- воробьи опять полетят искать зернышки и крошки. Тут же воспитатель договаривается с детьми, что он будет автомобилем, показывает детям, как проедет и загудит автомобиль.

- Тихо на дворе, никого нет. Летите, воробушки!

Дети выбегают на середину и изображают, как летают и прыгают воробьи. Вдруг раздается «гудок», и «автомобиль» проезжает по площадке. «Воробьи» быстро бегут и усаживаются на скамеечках. Чтобы дать детям небольшую передышку, воспитатель несколько раз «проезжает» из конца в конец или кругом по площадке и отходит в сторону. Дети снова бегут на середину. Так повторяется несколько раз.

«Мячик»

Ход игры: Ребенок, изображая мяч, прыгает на месте на двух ногах, а воспитательница, делая над его головой движения ладонью вверх и вниз, приговаривает:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

 После этих слов мячик убегает, а воспитатель или тот, кого он назовет, его ловит. Если играют несколько детей, они становятся вокруг мячика и прыгают вместе с ним. Когда мячик убегает, дети его ловят. Кто первый поймает, становится мячиком и идет в середину круга.  

Указания к игре: Играть можно и без ловли, тогда воспитатель использует другие слова:

Серый мячик из резинки

Скачет, скачет без запинки.

Низко, низко, низко, низко,

От земли совсем уж близко.

«Лягушки»

Материал: при введении добавления: скамейка или доска.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Текст                                                                                 Движения

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.                                             скачут по площадке

«Ква – ква, ква – ква – ква!»

Скачут, вытянувши ножки.                                             Останавливаются, отдыхают, затем скачут

Вот из лужицы на кочку,

Да за мушкою вприскочку.                                              забираются на доску, отдыхают

Есть им больше неохота,

Прыг опять в свое болото.                                               Спрыгивают с доски, будто ловят мух

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают вверх, продвигаясь по кругу. По окончании четверостишия педагог хлопает в ладоши – пугает лягушек. Дети перепрыгивают через веревку и приседают на корточки – это лягушки прыгают в болото.

Правила: Запрыгивание в болото строго после хлопка в ладоши. Следить, чтобы прыжки выполнялись на двух ногах.

«Зайка беленький сидит»

Ход игры: На одной стороне площадки отмечаются места для «зайцев» (детей). Каждый ребенок становится на свое место. По сигналу педагога «бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из «зайцев» становится в середину. Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят стихи, совершая движения, иллюстрирующие текст.

Текст                                                                      Движения

Зайка беленький сидит,                                       Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                                рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                                     имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                                          Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                                           Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто- то зайку испугал,                                           Воспитатель хлопает в ладоши,

Зайка прыг и ускакал.                                            Дети разбегаются по своим «домикам».        

Правила: действовать согласно сигналам воспитателя и словам стихотворения. Дети, стоящие в круге, совершают нужные движения, «заяц» в кругу повторяет за ними.

Указания к игре: До начала игры воспитатель вместе с детьми готовит места для зайцев. Зимой на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу; в комнате домиками для зайцев могут быть стулья.

«Зайка серый умывается»

Ход игры: Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, образующие круг, говорят вместе с воспитателем:

Зайка серый умывается.

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту: моет носик, хвостик, ухо и все вытирает. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь к кому-нибудь из стоящих в кругу (идет в гости). Тот становится на место зайки и игра повторяется

«Поймай комара»

Материал: палка длиной 0,5 м, шнур, игрушечный комар.

Ход игры: Играющие- «лягушата» садятся на корточки по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель берет в руки палку с привязанным на шнуре игрушечным комаром и встает в середину круга.

Для поднятия настроения и вхождения в образ можно прочитать отрывок из стихотворения Б. Заходера:

Поют лягушки хором.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

-Эй, лягушки! Не зевайте-

Комара скорей поймайте!

С этими словами воспитатель начинает медленно водить палкой с комаром немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит палкой круг. Игра повторяется. Перед теми детьми, которые не очень стремятся достать комара, воспитатель опускает палочку пониже, дает возможность дотронуться до комара и быстро снова поднимает его вверх, чтобы вызвать у детей активное движение.

4. Подвижные игры на закрепление бросания, катания, ловли:

"Целься точнее"

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке маленький мяч. В центре круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5- 2 м). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает мяч с пола и тоже встает в круг. Игра повторяется сначала. В игре одновременно могут участвовать 8-10 человек.

«Прокати в воротца»

Материал: мячи (разноцветные шары); воротца, устроенные из крупного строительного материала. 

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть с мячами (или разноцветными шарами) и проводит черту, за которой собираются желающие или привлеченные к игре дети. На расстоянии 1-1,5 мот черты устанавливаются воротца. Раздав детям по одному мячу, воспитатель предлагает каждому прокатить его через воротца. Ребенок, прокативший мяч, бежит за ним и возвращается за черту. В игре принимают участие 5-6 детей. Группы играющих могут сменяться: тем, кто уже прокатил мяч 2-3 раза, воспитатель предлагает отдохнуть, посмотреть, как будут прокатывать другие.

Правила: катить мяч можно стоя за чертой. Забирать мяч должен тот, кто его прокатил.

«Игра с мячом»

Материал: яркий большой мяч.

Варианты игры: 

  1. Дети садятся на пол по кругу и прокатывают мяч друг к другу. Воспитатель показывает детям, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
  2. Дети стоят полукругом, а воспитатель бросает им мяч по очереди. Если ребенок поймал мяч, он присаживается на корточки и катит мяч обратно к воспитателю. Если не поймал, он бежит за мячом и приносит его воспитателю.
  3. Воспитатель берет мяч и предлагает 2-3 детям поиграть с ним. Дети встают напротив воспитателя на расстоянии 80-100 см. Воспитатель поочередно бросает мяч, командуя «лови!». Дети ловят мяч и бросают его обратно воспитателю.

Указания к игре: игра проходит живее с группой из 8-10 человек. Желательно, чтобы мячи были разные. Если это невозможно, вводится правило- догонять любой мячик, не разбирая, кто его бросил.

«Катание шаров»

Материал: набор цветных шаров; ящик или корзина.

Ход игры: воспитатель показывает детям набор цветных шаров, дает детям возможность не только посмотреть, но и потрогать шары, просит назвать их цвета. После этого воспитатель показывает, как катать шары, а затем подзывает поочередно детей и предлагает им прокатить по 1-2 шара. Ребенок, прокативший шары, сам бежит за ними и кладет их в ящик или корзину.

Указания к игре: при повторении игры воспитатель может фиксировать внимание детей на цвете шаров. Например, сам прокатывает красный шар и предлагает ребенку прокатить такой же. Или дает задание прокатить 2-3 шара в определенной последовательности (красный, желтый, зеленый), каждый раз называя цвета. Задания можно варьировать.

 5. Подвижные игры на закрепление ползания, лазания, перелезания:

"Доползи до погремушки"

Материал: погремушка (одна или несколько).

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, на расстоянии 2,5 – 3м от них лежат погремушки. Воспитатель поочередно называет детей и предлагает поиграть с погремушкой. Для этого надо доползти до погремушки, взять ее, встать на ноги, погреметь, положить ее обратно и вернуться на свое место.

Правила: Следует выполнять действия, указанные педагогом в строгом порядке.

Указания к игре: Когда дети научатся ловко ползать, рекомендуется положить 3 – 4 погремушки: тогда одновременно может действовать соответствующее число детей.

«Кот и мышки»

Материал: гимнастическая лестница или шнур; большой стул или пенек.

Ход игры: Игра проводится с небольшой группой детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.

С помощью гимнастической лестницы, поставленной на ребро, или шнура огораживается место для «мышек» (детей). Один ребенок назначается кошкой. «Кошка» садится на большой стул или пенек. «Мышки» сидят в норках (за лестницей или шнуром).

Воспитатель говорит слова:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

«Мышки» вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и начинают ползать. Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…

Это сигнал кошке: она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину и громко произносит: «Мяу!», затем на четвереньках догоняет мышей, а они уползают в домики.

«Проползи в воротца»

Материал: дуги

Ход игры: дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен зала. Впереди на расстоянии 2-3 м поставлена дуга - воротца. Воспитатель предлагает детям по очереди доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на своё место.

«Не переползай линию»

Ход игры: воспитатель проводит на полу две параллельные линии длиной 3-4 м на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно проползают на четвереньках между линиями, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать, поднять обе руки вверх, хлопнуть в ладоши, затем вернуться на свое место.

Указания к игре: для упражнения можно использовать доску шириной 40-50 см, положенную на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....