Формирование здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ
консультация (младшая группа)
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Солнышко» с. Томское
Консультация для родителей
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ»
Воспитатель: Дуплинская Т.В.
с. Томское
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие.
Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды, основными из которых можно назвать следующие:
-образ жизни;
-экологическое состояние среды;
-наследственность;
-качество медицинского обслуживания.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Поэтому главная задача родителей и педагогов ДОУ - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего возраста.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-занятия физкультурой, прогулки;
-рациональное питание;
-соблюдение правил личной гигиены;
- закаливание;
-создание условий для полноценного сна.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиены и самостоятельной деятельности детей. Бодрое , жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей мере зависит от строгого режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это большой плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.
Обучение ЗОЖ идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и должно поддерживаться родителями дома. Формы
организации обучения : это занятия физкультуры, игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование и т. д.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков ,воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки. В них есть все необходимое оборудование для самостоятельной двигательной активности детей, атрибуты для подвижных игр.
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Физкультурные занятия в детском саду проходят чаще всего по традиционной форме проведения физкультурных занятий.
Во время занятий дети знакомятся с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний , плоскостопий, нарушение осанки.
Разнообразие физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья.
На музыкальных занятиях дети изучают не только танцевальные движения, но и упражнения на развитие своего тела.
В группе создан уголок здоровья «Больница», которые помогают анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В уголке здоровья накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Дети самостоятельно и под руководством воспитателей получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Дыхательная гимнастика - один из важных элементов ЗОЖ. Это - физиологическое , правильное , рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья.
Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, которая обогащает не только внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти , мышление, развивают фантазию.
На занятиях по ОБЖ детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомим со строением некоторых органов чувств: условиями их охраны и гигиены. Детей подводим к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
После занятий двигательный режим расширяется на выбор воспитателей:
-самостоятельная двигательная активность детей;
-подвижные игры;
-спортивные соревнования;
-активный отдых - развлечения, праздники.
Дни здоровья позволяют реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи , смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное действие на организм ребенка.
ЗОЖ - не мыслим без рационального питания. Питание, как известно, является одним факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно высокий уровень сопротивляемости организма к заболеваниям.
В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, соблюдение режима питания. Ежедневно в меню соки, фрукты, молоко. Для профилактики ОРЗ в питание детей включаются чеснок, лук, что позволяет добиваться определенного снижения заболеваемости.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Во время сна тело работает в ином ритме. Оно отдыхает, набирается сил. Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти. Для засыпания используются следующие методические приемы: колыбельные песни, чтение сказок.
После дневного отдыха проводится гимнастика – пробуждение, в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
В режимных моментах формируется привычка правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при чихании и кашле.
Следующий фактор ЗОЖ - закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
ЗОЖ – это не только все знания, усвоенные за определенное время , это целый стиль жизни , адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель тут – развить у них самостоятельность, ответственность. Все, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни.
Проблему сохранения и укрепления здоровья детей считаем актуальной, планируем и в дальнейшем использовать эффективные формы работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с самого раннего возраста. Предложенный цикл валеогических ...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ?...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опыт работы по валеологическиму воспитанию...
Сетка занятий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили б...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Опыт работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ...
Конспект ООД Формирование здорового образа жизни у дошкольников. "Моё здоровье в моих руках"
Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни....