Самомассаж для детей. Игровой самомассаж.
консультация

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Самомассаж для детей. Игровой самомассаж.

Ничто так не ценно, как здоровье!

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими. И каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с другими детьми, не болеть. Плохое самочувствие, болезни служат причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, общении.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывающей общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышенный тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов.

Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность игрового самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать самомассаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей в процессе выполнения самомассажа.

В процессе игрового самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Выполнять массажные движения следует от периферии к центру. Лимфатические узлы массировать нельзя!

Перед проведением игрового самомассажа родителям следует попробовать самим выполнить все упражнения массажа, а затем делать их вместе с ребенком. Так как по показу ребенок может их выполнить намного легче, чем без него.

Нужно помнить, что продолжительность самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 7 минут.

Рекомендуется выполнять игровой самомассаж 2-3 раза в день по 5 – 10мин., используя 3 – 5 упражнений, между которыми обязательно следует проводить расслабление мышц.

Важно помнить, что самомассаж необходимо делать только чистыми, сухими, теплыми руками, с коротко остриженными руками.

Противопоказания к самомассажу:

  • при повышенной температуре тела;
  • при острых воспалительных процессах;  
  • при различного рода гнойниках;
  • при грибковых заболеваниях ногтей и волосистой части головы и других кожных болезнях;
  • при кровотечениях и кровоточивости;
  • при повреждении или сильном раздражении кожного покрова.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией ребенка в процессе выполнения самомассажа.

«Нос, умойся!» (самомассаж лица)

«Кран, откройся!»

(правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран).

«Нос, умойся!»

(растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа).

«Мойтесь сразу оба глаза»

(нежно проводим руками над глазами).  

«Мойтесь, уши!»

(растираем ладонями уши).  

«Мойся, шейка!»

(аккуратными движениями гладим шею спереди, от основания черепа к груди).

«Шейка, мойся хорошенько!»

(гладим шею сзади).

«Мойся, мойся, обливайся!

(аккуратно поглаживаем щеки).

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!»

(трем ладошки друг о друга).

«Белый мельник» (самомассаж лица, для профилактики простудных заболеваний)

Белый-белый мельник

Сел на облака.

(провести пальцами по лбу от середины к вискам)

Из мешка посыпалась

Белая мука

(легко постучать пальцами по вискам).

Радуются дети,

Лепят колобки

(сжав руки в кулаки, возвышениями. больших пальцев быстро растереть крылья носа). 

Заплясали санки,

Лыжи и коньки

(раздвинув указательный и средний. пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами).

«Воробей» (самомассаж лица)

Сел на ветку воробей

И качается на ней.

(обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая)

Раз-два-три-четыре-пять –

Неохота улетать.

(массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения).

«Индеец» (выполняется перед зеркалом)

  • «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
  • «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
  • «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
  • «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
  • «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
  • «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

«Наши ушки» (самомассаж ушей)

  • Загнуть руками уши вперед (4 раза).
  • Прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза).
  • Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма).
  • Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта).
  • Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии).
  • Растирание ушей ладонями.

«Часовой» (самомассаж ушей)

На дальней границе

И в холод, и в зной,

В зеленой фуражке

Стоит часовой.

(загнуть руками уши вперед) 

На дальней границе

(потянуть руками мочки ушей в стороны)

И ночью, и днем

(вверх, вниз, опустить)

Он зорко, он зорко

Следит за врагом.

И если лазутчик

Захочет пройти

Его остановит

Солдат на пути!

(указательным пальцем помассировать, слуховые отвороты).

«Ушки на макушке»

Взяли ушки мы за мочки, вниз потянем их,

А теперь потрем немножко раз, два, три.

Взяли ушки за макушки, вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали, хорошенько все размяли.

(выполняются движения по тексту).

«Заяц белый» (гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение)

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

(быстро моргают глазами)

Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал».

(наклонять и выпрямлять голову вперед закрыв глаза)

Заяц белый, заяц белый,

(опять быстро сжимать и разжимать веки)
Ну а где же ты обедал?

(наклоны головы вправо-влево)

Заяц белый отвечал:

«Я сегодня голодал».

(закрыть глаза ладонями, расслабив глаза)

«Гусь» (самомассаж рук)

Где ладошка? Тут? Тут!

(показывают правую ладошку)

На ладошке пруд? Пруд!

(гладят левой ладонью правую)

Палец большой –

Это гусь молодой,

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

(поочередно массируют каждый палец)

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот.

(прикасаются ко рту, потом к животу)

Вот!

(вытягивают ладошки вперед).

«Огород» (самомассаж рук)

Вырос у нас чеснок,                  

(поглаживание мизинца пальца правой руки сверху вниз)

Перец, томат, кабачок,             

(поглаживание безымянного пальца)

Тыква, капуста, картошка,      

(поглаживание среднего пальца правой руки)

Лук и немножко горошка,          

(поглаживание указательного пальца правой руки)

Овощи мы собирали,                  

(поглаживание мизинца левой руки)

Ими друзей угощали,                  

(поглаживание безымянного пальца левой руки)

Квасили, ели, солили,                 

(поглаживание среднего пальца левой руки)

С дачи домой увозили.                 

(поглаживание указательного пальца левой руки)

Прощай же на год,                     

(поглаживание большого пальца правой руки)     

Наш друг огород                           

(поглаживание большого пальца левой руки)

«Грачи» (самомассаж рук)

Мы лепили куличи,

(выполняем движение по типу: «лепить пирожки»)

Прилетели к нам грачи.

(помахать крыльями – ладошками)

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол.

(поочередно массировать каждый палец, начиная с большого)

Пятый долго не зевал,

И пирог у них склевал.

(постучать пальцами по коленям)

Раз, два, три четыре, пять,

(поочередно загибать пальчики)

Выходи грачей считать.

«Черепаха» (самомассаж тела)

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

(легкое пощипывание пальцами рук груди, ног.)

Никого я не боюсь! Черепаха Рура!

В озеро нырнула,

И пропала… Э-эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей!

(поглаживать себя ладонями выполняя круговые движения).

«Снеговик»

Раз – рука, два – рука,

(вытянуть вперед одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком

(ладонями делать круговые движения по бедрам)

Вот такой,

(развести руки в стороны, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком

(растирать ладонями грудь)

Вот такой,

(показывать руками величину кома поменьше)

А наверх поставим мы

(поглаживают ладонями щеки)

Маленький комок.

(соединить пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)

Вот и вышел снеговик

(поставить руки на бока и делать повороты корпуса вправо – влево).

Упражнение «Бабочка» (для подвижности голеностопного сустава)

И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;

1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны;

2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол.

Наши ножки» (самомассаж рефлекторных зон ног)

1. Сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку. Разотрите ее до исчезновения боли.

2. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.

3. Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги.

«Умывалочка»

Надо, надо нам помыться.         

(хлопать в ладоши)

Где тут чистая водица?            

(показать руки то вверх ладонями, то тыльной стороной)

Кран откроем- ш-ш-ш…           

(делать вращательные движения кистями «открываем кран»)

Руки моем-ш-ш-ш.                    

(растираем ладони друг о друга)

Щёчки, шейку мы потрём         

(энергично поглаживаем щёки и шею движениями сверху вниз)

И водичкой обольём.                 

(мягко поглаживаем ладонями лицо от лба к подбородку).

«Сорока»

Ока-ока-ока

Я быстрая сорока.

(круговыми движениями поглаживаем ладонями грудь)

Ока-ока-ока

Сорока – белобока

(так же поглаживаем бока)

Ока-ока-ока

Я во дворе летаю.

(поглаживаем сначала правую руку от кисти к плечу, затем левую)

Ока-ока-ока

И устали не знаю.

(круговыми движениями поглаживаем бедра и колени).

«Утка и кот» (профилактика простудных заболеваний)

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

(поглаживать шею ладонями сверху вниз)

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Утка крякает, зовет                                   

Всех утят с собою,                                         

А за ними кот идет,                                          

Словно к водопою.  

(пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)                                   

У кота хитрющий вид,                                 

Их поймать мечтает!

Не смотри ты на утят-                                   

Не умеешь плавать!                                        

(раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха).

Список литературы и образовательных ресурсов:

  1. И.Б. Малюкова «Массаж и самомассаж»
  2. Т. В. Нестерюк «Игровой самомассаж»
  3. Банникова Л.П. «Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях».
  4. https://www.nsportal.ru
  5. https://www.art-talant.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...

« Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни  последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья ...

Проект - презентация "Игровой самомассаж как средство коррекционной оздоровительной помощи детям с ослабленным зрением"

Одна из главных задач нашего ДОУ – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей с нарушением зрения. Для современной лечебно – профилактической и коррекционно – оздоров...

Игровой самомассаж сосновыми и еловыми шишками для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

В данном материале представлены  игры с элементами самомассажа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики....