Игры, развивающие ловкость у детей дошкольного возраста.
статья
Ловкостью называется физическая сноровка. Без ловкости человек может быть сильным, но движения его будут неуклюжи, так что быстрота и точность выполнения действий — это то, что непременно надо развивать у ребенка. Игр, направленных на развитие ловкости, существует великое множество. Они способствуют повышению быстроты реакции у детей, делают их движения отточенными и грациозными. Многие игры на ловкость, кроме того, способствуют улучшению глазомера, то есть способности «невооруженным глазом» определять расстояние до цели. Кроме этих основных задач они развивают и закрепляют многие навыки: бег, лазание, прыжки и так далее, то есть все то, что делает ребенка ловким и быстрым. Кроме того, игры этого типа эффективно тренируют и элементы мыслительного процесса: глазомер, быстроту реакции, решительность и находчивость, умение играть в команде и соревноваться. Так, казалось бы, укрепляя только тело ребенка, мы развиваем его ум и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razvivayushchie_lovkost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие ловкость у детей дошкольного возраста.
Инструктор по физической культуре
Федотова Н.А.
Ловкостью называется физическая сноровка. Без ловкости человек может быть сильным, но движения его будут неуклюжи, так что быстрота и точность выполнения действий — это то, что непременно надо развивать у ребенка. Игр, направленных на развитие ловкости, существует великое множество. Они способствуют повышению быстроты реакции у детей, делают их движения отточенными и грациозными. Многие игры на ловкость, кроме того, способствуют улучшению глазомера, то есть способности «невооруженным глазом» определять расстояние до цели. Кроме этих основных задач они развивают и закрепляют многие навыки: бег, лазание, прыжки и так далее, то есть все то, что делает ребенка ловким и быстрым. Кроме того, игры этого типа эффективно тренируют и элементы мыслительного процесса: глазомер, быстроту реакции, решительность и находчивость, умение играть в команде и соревноваться. Так, казалось бы, укрепляя только тело ребенка, мы развиваем его ум и характер.
В этом материале мы предлагаем лишь некоторые из таких игр, но вы можете придумать на их основе что-то свое или модифицировать игру, приспособив ее к возрасту вашего ребенка или группы детей, воспитанием и развитием которой вы занимаетесь. Имейте в виду, что физическое развитие детей, пусть даже и одного возраста, может быть разным хотя бы потому, что кто-то более подвижен от природы, а кто-то менее. В таких случаях старайтесь или выбирать игру, доступную для освоения всеми, либо приспособить ее к тому, чтобы в ней могли поучаствовать все дети: важно, чтобы ребенок учился ловкости и не переживал из-за того, что пока ему не все в игре удается.
Дождик
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту реакции.
Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество детей). Выбирается водящий (он будет «дождиком»). Остальные участники игры становятся в круг. «Дождик» становится в центр круга. Игроки берутся за руки и ходят по кругу, хором читая стихотворение о дожде.
«Дождик» в это время бегает внутри круга в направлении, противоположном движению остальных игроков. С последними словами стихотворения ребята останавливаются и становятся лицом к середине круга. Тот игрок, который оказался напротив «дождика», говорит: «Здравствуй, дождик, зачем пришел?» «Дождик» в ответ предлагает: «Побегаем наперегонки?», после чего он и выбранный им игрок выходят за пределы круга возле «домика», то есть пустующего места в кругу, и встают спиной друг к другу. Остальные участники игры считают до трех, после чего «дождик» и выбранный им игрок бегут вдоль внешней стороны круга. Побеждает тот из них, кто, обежав весь круг, сумеет первым занять «домик». Если побеждает «дождик», то оставшийся игрок занимает его место и становится водящим («дождиком»). Если же «дождик» проигрывает, то есть не успевает добежать до «домика» первым, то ему приходится водить снова.
Примечание. Навыки бегания у многих детей 5 лет еще не сформированы полностью, и они быстро устают. Вот почему взрослым, организующим игру (родителям, воспитателям), лучше всего самим выбирать нового «дождика» после каждого тура игры: хорошо, если всем детям удастся побегать понемногу и испытать свою ловкость.
В качестве предварительной работы можно выучить с детьми стихотворение о дожде.
Дождик, дождик, капелька.
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал,
И перестал.
Болотце
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у ребенка навыки прыгания.
Необходимое оборудование: несколько (пять, шесть или больше) резиновых ковриков размером 50 х 50 см.
Ход игры. Воспитатель раскладывает коврики по полу в линию на таком расстоянии друг от друга, чтобы с одного коврика на другой можно было бы только перепрыгивать, а не перешагивать. Коврики должны располагаться по всей длине помещения. Далее он объясняет, что пол представляет собой болото, через которое нужно перебраться. Единственная возможность — это сделать — перепрыгивать с коврика на коврик. После этого дети по очереди «переходят болото», прыгая с коврика на коврик. Тот, кто оказался не очень ловким и наступил на пол, выбывает из игры. Побеждает тот, кто сумел быстрее всего перейти болото, ни разу не оступившись и не коснувшись ногой пола.
Примечание. На основе этой игры можно устроить и своеобразное соревнование для команд игроков. Например, капитанам команд можно вручить по два коврика и попросить их на скорость «перейти болото», то есть, наступая на один коврик, быстро класть перед собой другой, а потом, заняв место на втором коврике, забирать с собой первый и вновь класть его перед собой на пол. Можно также усложнить задание: разложить коврики не в линию, а кругом или зигзагом.
Телеграф
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: воспитать у детей ловкость движений и быстроту реакции.
Ход игры. В игре принимают участие две команды с равным количеством игроков. Обе команды становятся в линию лицом друг к другу, игроки каждой команды держатся за руки. Двое старших (они будут ведущими) становятся в начале и в конце получившихся шеренг. Каждый из ведущих берет за руки крайних игроков обеих команд. В результате две команды как бы соединяются между собой двумя ведущими. Поскольку игра называется «Телеграф», ведущие тоже получат свои названия: один будет «передатчиком», а второй сыграет роль «приемника».
Играть в «Телеграф» очень просто: «передатчик» одновременно пожимает руки крайним игрокам обеих команд, и те, в свою очередь, должны «передать сообщение по телеграфу», то есть быстро пожать руки игрокам, стоящим рядом с ними. Так последовательно «сообщение» доходит до «приемника», который должен оценить, какая из команд передала сообщение быстрее.
Примечание. Мы рассказали о простейшем варианте игры, но ее можно усложнить, передавая, например, сообщение в стиле азбуки Морзе (допустим, «одно короткое рукопожатие + одно длинное рукопожатие» или «два коротких рукопожатия + одно длинное рукопожатие + еще одно короткое»). В этом случае игрокам важно не только быстро, но еще и правильно передать сообщение, а игра в этом случае будет развивать не только ловкость, но еще и внимание.
Шалашик
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость движений и быстроту реакции.
Необходимое оборудование: несколько (5 — 6) одинаковых гладких палок длиной 40—50 см, резиновый мячик.
Ход игры. Палки ставятся на землю так, чтобы их верхние концы сходились вместе. Получается своеобразный шалашик. Вокруг шалашика надо начертить круг, линия которого должна отходить от шалашика на расстояние 3—4 шагов.
Один из игроков берет на себя роль «сторожа»: он становится в круг возле шалашика. Остальные игроки выходят за линию круга, один из игроков берет мячик. Игроки перебрасывают друг другу мяч, стараясь при этом сбить шалашик. Задача сторожа — не пропустить гол и поймать мячик, не дать разломать шалашик. Мяч можно перебрасывать, но нельзя катить его по земле. Кроме того, игрокам, стоящим за линией круга, запрещается сходить с места. Тот, кто нарушил это правило, выбывает из игры. После того как шалашик все-таки ломается, игрок, которому удалось это сделать, сам становится сторожем, а прежний «сторож» присоединяется к остальным играющим. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.
Зебра
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей навыки движений, координацию движений, а также цепкость пальцев и ловкость.
Необходимое оборудование: резиновый мячик.
Ход игры. Суть игры «Зебра» состоит в том, чтобы бросать мяч в стену и ловить его (стена, естественно, должна быть пустой и без окон). Прежде всего нужно начертить
линии, начертить вторую и т. д. Количество линий зависит от возраста детей: чем старше ребенок, тем больше может быть расстояние между стеной и самой удаленной от нее линией.
Игра начинается. Первый игрок становится на линию, которая ближе всего к стене. Бросив мяч в стену, игрок ловит его. Если ему это удалось, он делает шаг назад и становится на вторую линию. Вновь бросает мяч в стену, ловит его и в случае удачи делает еще один шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока ее участник не пройдет таким образом все линии. Если ребенок не смог поймать мяч, то ему придется уступить место следующему игроку.
Правила можно корректировать, сообразуясь с возрастом и возможностями участников игры. Можно, например, допускать, чтобы ребенок, ловя мяч, делал шаг (но не больше) вперед или в сторону. Можно также позволять, чтобы ребенок бросал мяч не непосредственно в стену, а о пол: мяч, таким образом, коснется стены уже после отскока от пола.
Примечание. Правила игры можно и усложнить — мяч можно бросать не в стену, а в какую-то определенную цель, например, в корзину для бумаг.
Чародей
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту реакции, ловкость. Кроме того, игра воспитывает чувство товарищества.
Ход игры. В игре принимают участие 8—10 игроков. С помощью считалки определяется водящий, он же «чародей». Игроки разбегаются по площадке. Чародей должен догонять играющих. Догнав кого-нибудь из них, чародей осаливает его. После этого игрок должен замереть на месте, разведя руки в стороны: это означает, что его «заколдовали». Чтобы «расколдовать» игрока, кто-то другой из играющих должен подобраться к нему и, в свою очередь, коснуться его рукой. После этого игрок считается «расколдованным» и снова может убегать от чародея вместе с остальными. Однако «расколдовать» товарища не так-то легко. Чародей должен зорко следить за игроками, и, как только кто-то из них попытается «разрушить чары», он повторным осаливанием вновь нашлет их на игрока. Если «чародей» окажется достаточно ловким, он может попытаться «заколдовать» еще и того, кто прибежал на выручку товарищу.
Игрок, которого во время игры заколдовали три раза, становится «чародеем».
Цифровики
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: выработать у детей ловкость и быстроту. Игра способствует развитию слухового внимания и быстрой реакции.
Необходимое оборудование: два комплекта карточек с цифрами от 0 до 9, а также 15—20 призовых жетонов.
Ход игры. Играют две команды по 10 человек. Для начала нужно разметить игровое поле: с одной его стороны начертить 20 кругов в одну линию, а с противоположной — еще 4 круга.
Обе команды выстраиваются в одну шеренгу (каждый игрок становится в «свой» круг). Ведущий (взрослый) раздает игрокам карточки с цифрами так, чтобы у каждой команды был полный набор чисел. Затем ведущий читает текст, в котором часто встречаются двузначные числа. Когда в тексте попадается такое число, игроки бегут к кругам в противоположной стороне поля, подняв карточки с цифрами над головой, и встают в круги, составляя названное число (естественно, что рассказ ведущего в этот момент на время прерывается). Например, если в тексте, прочитанном ведущим, встречается число «95», то от каждой команды бегут игроки с карточками «9» и «5». Выигрывает та пара игроков, которая быстрее составляет число: команде победителей выдается призовой жетон. Та команда, которая в заранее оговоренные сроки сумела набрать наибольшее количество жетонов, считается победившей.
Примечание. Текст с числами можно придумать на любую тему. Предлагаем следующий.
«Я стоял на остановке, когда к ней подъехал автобус № 45 (бегут игроки с цифрами 4 и 5 на карточках). В автобусе сидело двадцать семь пассажиров (выбегают игроки с цифрами 2 и 7), а стояло — еще тридцать четыре (выбегают игроки с цифрами 3 и 4). На следующей остановке сошло восемнадцать человек (выбегают игроки с цифрами 1 и 8) и т. д.».
Рыбалка
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: выработать у детей ловкость, умение работать в команде. Игра способствует развитию координации движений.
Ход игры. Играть лучше всего на площадке. В игре принимает участие произвольное количество игроков. Среди играющих с помощью считалки выбирают «рыбака», остальные играют роль «рыбок». Игра начинается. «Рыбак» бежит за «рыбками». Догнав одну из них, «рыбак» берет ее за руку, и следующую «рыбку» они ловят уже вдвоем, не расцепляя рук. С каждой новой пойманной «рыбкой» все больше игроков присоединяются к «рыбаку», образуя собой целую «рыболовную сеть». Игра заканчивается, когда последняя «рыбка» попадается в сети к «рыбаку».
Примечание. С каждым разом помощников «рыбака» становится все больше, но это не упрощает задачу, как это может показаться на первый взгляд: одному человеку догонять куда проще, чем целой группе игроков, да еще и держащихся за руки. Вот почему игроки, составляющие «цепь», должны координировать свои движения: только тогда у них появляется шанс наловить больше «рыбы».
Если «сеть» уже достигла больших размеров, то появляется шанс, что в нее попадутся сразу несколько «рыбок». В этом случае все они начинают помогать «рыбаку».
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту и ловкость. Игра способствует выработке хорошей координации движений.
Ход игры. В игре участвуют две команды по 6—10 человек. На игровом поле надо начертить две линии на расстоянии 4—5 шагов друг от друга, на них выстраиваются команды, одна напротив другой. Игроки обеих команд строятся не как обычно, а «заплетают плетень». Делается это просто: дети встают в линию плечом к плечу. Каждый игрок протягивает руки в стороны к своим «соседям», но не к ближайшим, а к стоящим через одного. Соседние игроки также протягивают руки не к рядом стоящим, а к следующим за ними.
Игра начинается. Ведущий (воспитатель, музыкальный руководитель) играет веселую музыку, под которую обе команды сначала делают два шага навстречу друг другу, потом два шага назад, после чего расцепляют руки и начинают прыгать, бегать и танцевать под музыку. Потом ведущий внезапно обрывает мелодию. По этому сигналу обе команды должны построиться на «своей» линии, вновь «заплетя плетень». Та команда, которая сделает это быстрее, считается победившей. Сыграть можно несколько раз.
Примечание. Игра может с успехом использоваться на детских утренниках, так как развлекает детей и позволяет им вволю подвигаться.
Задом наперед
Возраст: 6 — 7лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту. Игра способствует укреплению координации движений, учит работать в паре.
Ход игры. Это игра-эстафета, в которую играют парами. Для начала чертят стартовую линию. Игроки каждой пары становятся спиной друг к другу, держась под руки. По команде ведущего (выбранного среди игроков или взрослого — воспитателя или учителя) игроки, не расцепляя рук, бегут до финиша, после чего, не меняя положения, возвращаются назад. Особая прелесть игры заключается в том, что каждый игрок пары в одну сторону бежит, как обычно, вперед, прекрасно видя перед собой финиш, а в другую — задом наперед, полностью полагаясь на своего партнера. Победить в этой игре сможет только та пара игроков, движения которых оказались более быстрыми и, что еще важнее, слаженными.
Примечание. Во избежание травм в эту игру лучше всего играть либо в помещении, либо на площадке, предварительно выровненной.
Обезьянки
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость, координацию движений, закрепить навыки лазания.
Необходимое оборудование: шведская стенка, лесенка, «улитка» или любое другое приспособление для лазания, платок или маска из плотной ткани, закрывающая глаза.
Ход игры (игра может проходить в спортивном зале или на детской площадке). С помощью считалки среди детей (одновременно могут играть 6—10 человек) выбирается ведущий, которому завязывают глаза. Остальные участники игры считаются «обезьянками»: они имеют право передвигаться только по лесенке, а если и спускаются с нее, то не должны отходить в сторону больше чем на один шаг. Задача ведущего — с завязанными глазами поймать «обезьянку» и определить, кого именно из игроков он держит в руках. Задача «обезьянок» — не дать ведущему себя поймать. Задача ведущего непроста, поэтому у него есть две спасительные фразы, правда, он может использовать каждую всего один раз за игру. Первая фраза — это «Стоп, земля!» Если ведущий говорит ее, то все игроки, находящиеся в этот момент на земле (на полу), замирают на месте, и в течение 5 с ведущий может поймать кого-то из них. Вторая фраза — «Стоп, на дереве!» В это время замирают на месте игроки, которые находятся на лесенке, и ведущий может поймать кого-то из них. Но обе этих фразы действуют только в течение 5 с: если ведущий за это время никого не поймает, то должен продолжать делать попытки уже без этих фраз. Если ведущий ловит и узнает игрока, не снимая повязки с глаз, то имеет право тоже стать «обезьянкой», а пойманный становится ведущим. Если ведущий ловит, но не узнает игрока, то попытка считается неудачной, и игра начинается сначала.
Наступил — не наступил
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей навыки прыгания, восприятия пространства. Игра развивает ловкость и координацию движений, улучшает реакцию.
Ход игры. Участники (их может быть практически неограниченное количество) становятся в круг так, чтобы между ними было расстояние в 1 — 1,5 шага. С помощью считалки определяется первый игрок. Он должен прыгнуть в сторону так, чтобы наступить на ногу следующему игроку (конечно, делать это со всей силой не нужно). Второй игрок в то же время должен постараться отпрыгнуть от первого игрока, чтобы тому не удалось до него дотянуться. При этом первый игрок кричит: «Наступил!», а второй: «Не наступил!» Тот, кому наступили на ногу, выбывает из игры, а оставшийся игрок имеет право на еще один прыжок. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое игроков. Победителем окажется тот, кто сумеет удачно прыгнуть.
Мельница
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей точность и быстроту движений.
Необходимое оборудование: резиновый мяч.
Ход игры. Участники игры (в нее можно играть всей группой) становятся в круг лицом к его середине. По команде воспитателя игроки начинают передавать друг другу мяч из рук в руки, стараясь не упустить его. Постепенно скорость передачи мяча должна возрастать. Каждый игрок старается не уронить мяч. Если это все-таки произошло, игрок выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один, самый ловкий.
Хвостики
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость, увертливость. Кроме того, эта подвижная игра способствует развитию выносливости у детей.
Необходимое оборудование: короткие палочки одинаковых размеров, привязанные к ниткам (на каждую нитку привязывается одна палочка). Длина нитки должна быть примерно 120 см: палочка («хвостик»), привязанная к нитке, пусть волочится по земле. На каждого игрока потребуется один такой «хвостик».
Ход игры (в игре могут одновременно участвовать 10 человек и более; чем больше участников, тем интереснее игра). Все игроки привязывают сзади к поясу по «хвостику». После этого игра начинается. Задача каждого игрока — догнать другого участника игры и, наступив на палочку, оборвать нитку. Подобрав «хвостик», игрок начинает догонять другого. Это не так-то просто: в то время как он старается отобрать «хвостик» у других игроков, они, в свою очередь, стараются сделать то же самое с его палочкой.
Игрок, потерявший «хвостик», выбывает из игры, остальные продолжают играть. Выигрывает тот, кто сумел оборвать наибольшее число ниток у других игроков и набрать больше «хвостиков».
Катапульта
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость движений и быстроту реакции.
Необходимое оборудование: резиновый мяч. Кроме того, для игры потребуется специальное приспособление. На площадке для игр роется небольшая ямка (глубина ее немного превышает диаметр мяча). Поперек ямки кладется палочка, на которой устанавливается небольшая доска с прибитой к ней на одном конце планкой. Доска кладется поперек палочки (на манер качелей) так, что конец с планкой оказывается в ямке. Второй конец доски выходит за пределы ямки. На доску в ямку кладется мяч.
Ход игры (одновременно в ней может участвовать 10—15 человек). Игроки становятся в круг, центром которого является ямка с мячом. Ведущий (он определяется считалкой) подходит к ямке и быстро и резко наступает ногой на верхний край доски. Доска срабатывает, как катапульта: мяч вылетает из ямки. Все игроки, кроме ведущего, стараются поймать (не отбить!) мяч. Тот, кому это удается, становится на место ведущего: теперь очередь выбивать мяч из ямки за ним. Ведущий же уходит к остальным игрокам. Если же никому из игроков не удалось поймать мяч, ведущий получает право выбивать его из ямки еще раз.
Примечание. Толкать друг друга во время ловли мяча игрокам строго запрещается.
Пройди по петелькам
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: игра способствует развитию у детей ловкости и четкости движений, выработке физического равновесия и гибкости.
Необходимое оборудование: длинная скакалка.
Ход игры. В нее по очереди может играть практически неограниченное количество участников. Один из игроков берет скакалку за обе ручки, держа ее между собой, и, перекрещивая руки, поднимая и опуская их, заставляет скакалку запутываться. Второй игрок наблюдает за манипуляциями первого, готовясь в любой момент крикнуть: «Скакалка, стоп!» В этот момент первый игрок должен уронить скакалку и отойти. Как правило, в этом случае скакалка ложится на пол, образуя несколько петель, причем некоторые из них могут быть маленькими. Задача второго игрока — пройти по скакалке, ставя ногу внутрь каждой петли и при этом саму скакалку не задевая. Если ему это удается, он становится ведущим и крутит скакалку для следующего игрока, выбранного им из числа желающих поиграть. Если же ему не удается пройти по петелькам, он либо выбывает из игры, либо ему дается вторая попытка.
Выбей мяч
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей четкость и правильность движений. Игра способствует выработке и закреплению у детей навыков прыгания и точного кидания мяча.
Необходимое оборудование: легкий (резиновый или волейбольный) мяч.
Ход игры. Среди игроков (всего в игре участвуют 8—10 человек) выбирается водящий. Игроки становятся в круг (лицом к центру круга), водящий выходит в середину. Чтобы не мешать друг другу, игроки должны разойтись на расстояние вытянутых рук. Игроки перебрасывают друг другу мяч, стараясь бросить его повыше, а водящий, стоя в центре круга, пытается дотронуться до мяча. Прикасаться к мячу он имеет право и тогда, когда мяч летит, и когда он находится в руках кого-то из игроков. Также «осаливать» мяч, водящий может и в тех случаях, когда кто-то из игроков упустил его и он (мяч) оказался на земле.
Если водящему удалось поймать мяч, то он встает в круг к другим игрокам, а новым водящим становится тот, кто неудачно бросил или упустил мяч.
Примечание. В игре могут принимать участие и дети старшего возраста. В этом случае игру можно усложнить (например, поставить условие, что водящий должен не дотрагиваться до мяча, а ловить его, причем только тогда, когда мяч находится в полете). А можно по-прежнему позволять водящему только касаться мяча, но, к примеру, запрещать это делать в тех случаях, когда мяч находится в руках кого-то из игроков.
Нолики
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту движений. Игра способствует выработке быстрой реакции.
Ход игры (в ней может участвовать практически неограниченное количество участников). Среди игроков выбирается водящий. Все остальные игроки встают в круг (лицом к середине круга) и тихо, чтобы не услышал водящий, рассчитываются по порядку. Водящий при этом стоит вне круга на некотором расстоянии от игроков. Таким образом, у каждого игрока в кругу есть свой порядковый номер и место, которое он занимает. У водящего нет своего места, но есть порядковый номер — ноль. Игра начинается. Ведущий наудачу называет два-четыре (в зависимости от общего количества игроков) номера. Названные игроки выходят из круга и становятся рядом с водящим на одной линии. Игроки в кругу хором кричат «Раз! Два! Три!» На счет «три» все игроки, включая водящего, стремятся занять свободные места в круге. Поскольку желающих сделать это на одного человека больше, чем свободных мест, кто-то из игроков неизбежно окажется лишним. Если водящему удается занять одно из освободившихся мест, то он становится в круг с остальными игроками и присваивает себе номер игрока, стоявшего здесь ранее, а роль водящего (и порядковый номер «ноль») берет на себя «оставшийся без домика».
Мяч с поворотом
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту и ловкость движений.
Необходимое оборудование: резиновый мяч.
Ход игры (в ней может последовательно принимать участие произвольное количество игроков). Игроки становятся друг за другом напротив стены (разумеется, без окон) на расстоянии 1 — 1,5 м. Первый игрок держит в руках мяч. Задача игрока — кинуть мяч так, чтобы он отскочил от стены, и поймать его. Вроде бы все просто, но трудность в том, что, пока мяч отлетает от стены, игрок должен успеть выполнить поворот кругом на месте и хлопнуть в ладоши, а только потом успеть поймать мяч. Если ему это удается, то он передает мяч стоящему за ним игроку, а сам идет в «хвост» цепочки игроков, если же нет, то выбывает из игры. Играть можно до тех пор, пока не останется один самый ловкий игрок или пока играть попросту не наскучит.
Примечание. Задания игры можно разнообразить. Например, можно мяч не ловить, а перепрыгивать через него в тот момент, когда он будет отлетать от стены. Можно и ловить мяч, но при этом не поворачиваться кругом, а, например, успевать три раза подпрыгнуть на одной ноге и т. д. В этом случае одно и то же задание выполняет вся цепочка игроков, а затем задание меняется и также последовательно выполняется всеми.
Раз – хлопок, два - хлопок
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей точность и быстроту движений, закрепить навыки игры с мячом.
Необходимое оборудование: легкий мяч. Лучше, если это будет небольшой резиновый мячик.
Ход игры (игроков может быть один и более). Игрок подкидывает мяч вверх, после чего ловит его, успевая перед этим хлопнуть в ладоши. Далее он снова подбрасывает мяч и ловит его, стараясь успеть хлопнуть в ладоши дважды. Так с каждым подкидыванием мяча количество хлопков постепенно увеличивается на один и в общей сложности доходит до десяти.
Игрок, которому удалось подкинуть мяч, сделать соответствующее количество хлопков в ладоши и поймать его, считается победителем. Тот, кому это не удалось, временно выходит из игры и ждет, когда свои силы попробуют остальные игроки. После этого он имеет право вернуться в игру и начать с того момента, который в прошлый раз закончился неудачей.
Катаем колобок
Возраст: 4 — 6 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость движений и быструю реакцию. Игра отлично тренирует кисти рук.
Необходимое оборудование: большой резиновый мяч.
Ход игры (в нее можно играть всей группой). Игроки усаживаются в круг лицом к его центру, скрестив ноги по-турецки. Одному из играющих достается мяч. Суть игры состоит в том, что игроки должны катать друг другу мяч (откатывать мяч можно по направлению к любому игроку). Каждый, к кому катится мяч, должен быстрым движением кисти руки откатить его от себя, не дав ему приблизиться к ногам. Если мяч коснется ног какого-то игрока, то тот должен будет либо выйти из игры, либо заплатить фант — спеть, станцевать или прочитать стихотворение.
Мальчики и девочки
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей навыки, связанные с быстротой и точностью движений. Игра учит детей работать в команде и способствует выработке выносливости.
Необходимое оборудование: большой резиновый мяч.
Ход игры. В игре участвуют две команды с равным количеством участников. Первая команда состоит только из девочек, вторая — только из мальчиков. Команды располагаются на площадке или в спортивном зале. Ведущий (взрослый) становится в центр площадки, подбрасывает мяч и быстро уходит с игрового поля. Игроки должны моментально отреагировать на этот бросок. Задача игроков — поймать мяч и отдать его своей команде. Если удача «улыбнется» девочкам, то они непременно постараются удержать мяч у себя как можно дольше. Они будут перебрасывать мяч друг другу, а мальчики в это время попробуют его «увести». Если им это удастся, то мячик перейдет в их команду, и тогда уже им придется защищать его от девочек. Непременное условие игры состоит в том, что мяч не может надолго задерживаться в руках у игрока: он должен быстро либо передать, либо перебросить мяч другому игроку своей команды. При этом касаться руками рук другого игрока при передаче мяча запрещается. Играть можно, пока не надоест, или на рекорд: побеждает та команда, которой удалось удержать у себя мяч в течение более долгого времени.
Челночок
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей точность движений, закрепить навыки игр с мячом.
Необходимое оборудование: легкий мяч (резиновый или набивной).
Ход игры. Игроки (всего человек 10—16) делятся на две равные команды. Обе команды строятся в линию на расстоянии 1,5—2 м друг от друга (расстояние зависит от возраста, возможностей и способностей игроков: чем дети старше, тем больше должно быть расстояние между двумя командами). Стоя лицом друг к другу, дети начинают игру. Суть ее сводится к простому перебрасыванию мяча от команды к команде. Делается это следующим образом. Первый игрок команды перекидывает мяч игроку напротив (из команды противника). Тот должен поймать мяч и перебросить его обратно, но уже не первому игроку, а стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, снова передает мяч в команду напротив — следующему игроку, и т. д. Таким образом мяч перебрасывается от команды к команде, причем бросающие его последовательно меняются. Поэтому, собственно, игра и получила название «Челночок»: это приспособление на ткацком станке, которое снует туда-сюда, помогая ткать.
Мяч перебрасывается от команды к команде до конца ряда, после чего перебрасывание начинается в обратном направлении по тому же принципу.
Если играющий нечаянно выпускает мяч из рук или если ему не удается поймать мяч, то он становится пленником команды противников. Побеждает та команда, в которой к концу игры оказалось большее количество игроков, то есть та команда, где совершалось меньше всего промахов.
Стрельба по мишени
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость, внимание и меткость движений. Игра делает детей более сильными.
Необходимое оборудование: волейбольный мяч, мягкие теннисные мячики по одному на каждого игрока.
Ход игры. Большой мяч устанавливается в центре площадки. В 7—10 шагах от него (расстояние зависит от возраста и физической подготовленности игроков) чертится линия. Игроки по очереди становятся на линию и бросают теннисный мячик, стараясь попасть им в большой мяч. При этом важно не только то, попал или не попал по мячу игрок, но и то, насколько далеко откатился большой мяч: чем дальше, тем более удачным считается бросок.
Примечание. Эту игру можно усложнить, и тогда она прекрасно подойдет не только для дошкольного возраста, но даже для среднего школьного. Например, игроки встают в круг, а ведущий (кто-то из взрослых или один из детей — по предварительной договоренности) бросает мяч повыше с тем расчетом, чтобы тот упал в середину круга. Пока мяч летит, игроки стараются сбить его теннисными мячиками. Выигрывает тот, кому это удается. Естественно, «стрельба по движущейся мишени», пусть даже и такая «игрушечная», — дело непростое, и начинать осваивать игру лучше всего с первого варианта, при котором «мишень» (большой мяч) неподвижна.
Ладошки
Возраст: 5 — 7лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту движений. Игра способствует развитию внимания и быстрой реакции.
Ход игры. В эту несложную игру можно играть парами. Один из игроков прижимает локти к бокам, а ладони рук раскрывает (руки повернуты ладонями вверх). Другой игрок, напротив, держит руки ладонями вниз. При этом ладони второго игрока должны находиться над ладонями первого на небольшом расстоянии (примерно 10—15 см). Игра начинается: второй игрок пытается хлопнуть ладонями по ладоням первого игрока. Задача первого игрока — вовремя отдернуть руки, не дав себя таким образом «осалить». Если первый игрок оказался недостаточно ловким и по его ладоням все-таки хлопнули, игроки меняются местами.
Примечание. Играть можно с «собачками» и без «собачек». «Собачкой» в игре называется ложное движение ладоней второго игрока, которым он только пугает первого, заставляя его отдергивать руки, но не имея намерения хлопнуть по ладоням. Несколько «собачек» подряд способны ослабить внимание первого игрока, и тогда он внезапно может быть «осален» вторым.
Вариант, который мы привели здесь, является классическим. На самом деле у игры «Ладошки» есть немало вариантов. Взять хотя бы этот, которым наверняка увлекались в детстве, и вы сами. Игроки становятся в круг, причем правая рука каждого игрока, повернутая ладонью вниз, должна лежать на раскрытой ладони левой руки следующего игрока. Игроки по очереди хлопают правой рукой по левой руке соседа в такт знакомым вам с детства стишкам:
Черная стрелка
Обходит циферблат.
Быстро, как белки,
Колесики стучат.
В каждой минуте
По шестьдесят секунд.
Бегут, бегут минутки
И песенки поют.
На последнем слове игрок пытается хлопнуть по руке соседа, который отдергивает руку. Если отдернуть руку не удалось, и игрок оказался «осаленным», он выходит из круга, а игра продолжается без него, причем скорость ее постепенно возрастает.
Мяч в кругу
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить ловкость движений и быстроту реакции у детей. Игра закрепляет навыки владения мячом и способствует развитию координации движений.
Необходимое оборудование: волейбольный мяч.
Ход игры. Игроки (10—15 человек) становятся в круг лицом к его середине и кладут руки друг другу на плечи. Выбранный заранее среди игроков водящий становится в середину круга, положив к своим ногам мяч. Игра начинается. Основная задача водящего — ударом ноги выбить мяч из круга. Задача остальных игроков — не дать мячу уйти за пределы круга: они стараются отбить мяч назад к водящему. Расцеплять рук при этом игроки не имеют права. Если водящему удается выбить мяч за пределы круга, то на его место становится пропустивший мяч игрок, а сам он занимает место в кругу.
Примечание. Засчитываются только те удары водящего, при которых мяч пролетает или прокатывается мимо ног игроков. В тех случаях, если водящий бьет по мячу слишком сильно и мяч пролетает над головами играющих, удар не засчитывается, и водящий повторяет попытку до тех пор, пока не сможет выбить мяч из круга по всем правилам игры.
Игра учит детей рассчитывать свободное пространство и соразмерять свои силы. Но взрослые обязательно должны убедиться в том, что рядом с играющими ребятами нет бьющихся, хрупких вещей (ваз, чашек и т. п.), иначе травм не избежать! Разумеется, правила безопасности следует соблюдать во время всех подвижных игр.
Снежки
Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: выработать у детей ловкость и быстроту движений. Игра развивает внимание и учит соревноваться.
Необходимое оборудование: 10—15 клубков пряжи белого цвета, теннисных мячиков или шариков для настольного тенниса. Также понадобятся несколько детских маленьких ведер (по одному на каждого игрока).
Ход игры. Несмотря на название, игра не имеет ничего общего с классической игрой в снежки. Играть в нее надо в помещении. Ведущий (старший) разбрасывает «снежки» по полу. Затем он вызывает четверых игроков и объясняет правила игры. Они просты: по команде ведущего дети должны собрать как можно больше «снежков» и сложить их в свое ведерко. Выигрывает тот, кто сможет набрать в ведерко больше всех «снежков». После этого «снежки» можно заново разложить на полу и пригласить поиграть следующих участников.
Примечание. Такая игра органично вписывается в новогодние утренники в детском саду; после того как дети спели новогодние песенки и прочитали стихи, им будет полезно подвигаться. Конечно, дети, непосредственно не участвующие в игре, не должны просто сидеть: их задача — активно «болеть» за игроков.
Возраст: 4,5 — 6 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту движений. Игра прививает аккуратность и учит самостоятельности.
Необходимое оборудование: четыре ведерка, причем два из них наполнены песком, и два совка. Также понадобится две табуретки.
Ход игры. Одновременно в этой игре-соревновании участвуют двое детей. Возле каждого играющего ставится табуретка, на которой стоит ведерко с песком. На расстоянии в несколько шагов от первой табуретки ставится вторая, на которой стоит пустое ведерко. Каждому игроку вручается совок. Ведущий предлагает детям на некоторое время стать экскаваторщиками и объясняет правила игры. Они просты: игрок должен набрать совком песок из первого ведерка и на вытянутой руке, держа совок за рукоятку, донести песок до пустого ведерка, куда и высыпать его. Потом он должен вновь вернуться к первому ведерку, вновь набрать песок и т. д. Повторять это надо до тех пор, пока игрок не выберет весь песок из первого ведерка. После этого объявляются результаты. Выигрывает не только самый быстрый, но и самый аккуратный: в наполненном им ведерке должно быть как можно больше песка.
Примечание. Неся песок в совке, нельзя помогать себе второй рукой, придерживая совок.
У этой игры есть много вариантов, и она годится для детей разных возрастов. Например, переносить можно в ложке воду, яйцо, держа при этом ложку в руках или в зубах, и т. д.
Бросок через плечо
Возраст: 6 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту движений, закрепить навыки бросания мяча. Несомненная польза от этой игры состоит в том, что она тренирует обе руки.
Необходимое оборудование: небольшой резиновый мячик. Размер мяча должен быть таким, чтобы его было удобно бросать и ловить одной рукой.
Ход игры. Это своеобразная игра-тренировка, в которую стоит играть по очереди. Игрок стоит, держа мячик в правой руке. Заведя правую руку за спину, игрок должен бросить мячик вперед через левое плечо и поймать его левой рукой. Если ему это удалось, то он может продолжить игру и на этот раз бросить мячик левой рукой через правое плечо и поймать его правой рукой, однако это получается далеко не сразу: как правило, скоординировать движения обеих рук в этой игре довольно трудно, и получается это не у всех. Если попытка игрока оказалась неудачной, он уступает мячик следующему игроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста
Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материа...
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста в играх с элементами футбола
Выпускная квалификационная работа...
Игры на развитие быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста
Игры на развитие быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста...
Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. (Запорожец А. В.).Подвижна...
«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»
laquo;Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»...
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста
Основные задачи деятельности любого дошкольного образовательного учреждения указаны в типовом положении о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666). К ним, как известно, относятся &nda...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста
Значение пдвижной игры у детей дошкольного возраста....