«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»
статья

Абрамова Наталия Сергеевна

 «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igra.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Наталия Сергеевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №34

 «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

Подвижная игра –наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др ). Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. При отсутствии достаточного количества движения развитие детского организма будет нарушено, а нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка  должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития быстроты, ловкости,  выносливости, силы.

Таким образом, физическое воспитание как целенаправленное и организованное воздействие на организм ребенка должно предусматривать полное удовлетворение физиологической потребности в движении.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных  средств воспитания. В практике нашего детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с  пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекается в активные двигательные действия.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В своей работе  мы используем все стандартные подвижные игры, которые делятся  на 2 большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:

- сюжетные

- бессюжетные

- игры забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых  (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Сюжетные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным , и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры:

-  типа ловишек

- с элементами соревнования, эстафеты

Вторую группу стандартных  подвижных игр составляют игры с элементами спортивных игр.

Эти игры включают элементы спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей)  Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.

С помощью подвижных игр у детей расширяются представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети  учатся  использовать свои знания о повадках животных, птиц, о явлениях природы, о средствах передвижениях, о современной технике .Дети учатся действовать в соответствии с правилами, понимать пространственную терминологию. Подвижные  игры пополняют  словарный запас, обогащают  речь детей, они становятся более самостоятельными, инициативными и настойчивыми.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое  воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. (Запорожец А. В.).Подвижна...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста

Основные задачи деятельности любого дошкольного образовательного учреждения указаны в типовом положении о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666). К ним, как известно, относятся &nda...

Брошюра: «Подвижные игры - как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего возраста».

Развитие интереса к физической культуре, сохранение и укрепление здоровья воспитанников....

Статья "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста"

СТАТЬЯ «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяс...