Значение зрительной гимнастики
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zritelnoy_gimnastiki.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение зрительной гимнастики
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Условия проведения зрительной гимнастики.
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони).
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- всегда снимать очки;
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
- сосредоточить все внимание на глазах;
- после выполнения упражнения часто поморгать.
В практике нашего образовательного учреждения педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
- со стихами;
- с опорой на схему;
- с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмо тренажерами;
- с настенными офтальмо тренажерами;
- электронные зрительные гимнастики.
Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.
Индивидуальные офтальмотренажеры: поместив в них сюжетные или предметные картинки, взрослый плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к ребенку демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разно удаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Настенные офтальмо тренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физ/минутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мульти медийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;
- корректирует функциональные дефекты зрения.
Учитель – дефектолог Горюнова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям о значении зрительной гимнастики
Работаю с детьми с нарушением зрения и решила поделиться советами по проведению зрительных гимнастик. данную тему буду систематически продолжать по мере разработок....
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
Значение зрительной гимнастики для слабовидящих детей и детей с сохранным зрением
В статье освещены цели, задачи и особенности выполнения гимнастики для глаз...
Родительское собрание на тему: «Значение зрительной гимнастики у детей с нарушением зрения»
Познакомить родителей детей с упражнениями и играми, способствующие профилактике нарушения и коррекции зрения у детей....
Значение зрительной гимнастики в системе медико-педагогической коррекции глазодвигательной системы детей с нарушением зрения.
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, с...