Культурно-гигиенические навыки
консультация (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Беседа о личной гигиене
«Чистота»
в подготовительной к школе группе
Ольга Почкалова
Цель: Формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять знания правильной гигиены;
— формировать представления о предметах личной гигиены;
Развивающие:
— развивать устойчивый интерес к правилам и нормам ЗОЖ;
Воспитательные:
— воспитывать культуру здоровья дошкольников;
— формировать осознанное отношение к своему здоровью
Предварительная работа: познавательные беседы «Если хочешь быть здоров», «Уроки здоровья», экскурсия в медкабинет, просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе» заучивание новой физкультминутки, разгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Больница», разгадывание кроссвордов «Мое тело», чтение валеологических сказок «О мыле, расческе и зеркале», «Для чего нужен носовой платок?».
Оборудование: письмо в конверте, волшебный мешочек с предметами гигиены, фишки красного и синего цвета, медали «Чистюля» для девочек и мальчиков.
Ход:
Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.
Воспитатель читает стихотворение «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима.
Ребята, как вы думаете, почему в письме написано: «Мойтесь чище, мойтесь чаще?», что это означает? (Дети отвечают).
Каждый должен ухаживать за своим телом: и взрослый и ребенок. А вы знаете, что приключилось с одним мальчиком, который не умывался?
Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Одеяло Убежало,
Улетела простыня,
И подушка, Как лягушка,
Ускакала от меня.
Что же произошло?
Воспитатель. Что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? (Дети отвечают).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим, о том, что для человека самое главное?
Что нужно беречь и что ни за какие деньги не купишь? Что же это такое? (наше здоровье)
Воспитатель: Это здоровье! А вы знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, питаться полезными продуктами, соблюдать режим дня и т. д.)
Ребята, а вы знаете, что такое личная гигиена?. Если не соблюдать правила личной гигиены, что будет с нашим здоровьем? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте проверим, как вы знаете предметы - которые помогают соблюдать нам чистоту тела, соблюдать гигиену?. Отгадайте загадки.
Загадки:
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (Вода)
Воспитатель: Для чего нам нужна вода? Каждое утро мы умываемся, а для этого нам, конечно же, нужна вода.
2. Костяная спинка, жесткая щетинка
С мятной пастой дружит.
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Воспитатель: Для чего нам нужна зубная щетка?
Зачем нужно чистить зубы?
Дети. Зубы нужно чистить для того, чтобы они были чистыми, белыми и здоровыми.
Воспитатель. А сколько раз в день нужно чистить зубы?
Дети.Два раза: утром и вечером.
Воспитатель. Ребята, у каждого человека зубная щетка должна быть своя, и менять ее надо через 2—3 месяца. Как вы думаете почему?
Дети. На щетке тоже скапливаются микробы, она теряет жесткость.
3. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
Воспитатель: Правильно, мыло, для чего нам нужно мыло?
Мыло и вода — наши лучшие друзья в борьбе с микробами.
А когда нужно мыть руки?
Дети. Руки надо мыть перед едой, после прогулки, игр, игр с животными.
4. Вы меня намыльте смело,
Сразу я возьмусь за дело.
Руки, ноги, тело тру,
Грязь любую ототру. (Мочалка)
Воспитатель: Правильно, а что такое мочалка и для чего она нужна?
Когда мы моемся с ней?
Дети. Мочалка нужна, чтобы лучше отмыть грязь. Мы моемся с мочалкой в ванне не реже одного раза в неделю.
5. Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна)
Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)
Воспитатель: Правильно, ванна, (повторить правила безопасности в ванной)
6. После бани помогаю, промокаю, вытираю.
Пушистое, махровое, чистое, новое. (Полотенце)
Воспитатель: Полотенце должно быть у каждого свое. У нас в детском саду отдельное полотенце у каждого ребенка, и у воспитателей тоже. Никто чужим не вытирается. Почему? (Дети отвечают).
Ребята, есть полотенца для рук и лица, есть для ног. Можно ли вытирать полотенцем для рук ноги? И наоборот? (Дети отвечают).
7. Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой. (Шампунь)
Воспитатель: Правильно, для чего нам нужен шампунь? (Дети отвечают).
8. Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком (Расческа)
Воспитатель: Правильно, для чего нужна расческа?
А вы знаете, зачем расчесывают волосы? Может, это и не нужно вовсе? (Дети отвечают).
И расческа тоже должна быть у каждого своя.
Воспитатель. А носовой платок у каждого должен быть свой, или можно дать его соседу, когда он ему необходим? (Дети отвечают).
Физкультминутка
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это — мы, это — мы,
Это, это, это — мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки — вот так, вот так,
Моем шею — вот так, вот так,
Чистим зубки — вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Личное или общее?»
Одна команда из предложенных предметов гигиены выбирает те предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи, другая команда выбирает только те предметы, которыми нужно пользоваться индивидуально и кладет их на поднос.
Игра «Разрешается – запрещается»
Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, то показывают синего цвета кружок, если же запрещается, то красного.
Разрешается:
Чистить зубы
Мыть волосы
Пользоваться носовым платком
Принимать душ
Мыть руки
Запрещается:
Грызть ногти
Не мыть волосы
Ковырять в носу
Ходить в грязной одежде
Ходить неопрятным.
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданиями.
-А сейчас послушайте стихотворение М. Котина. «Пугалки»
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Воспитатель: Грязнулей быть плохо, это ясно. Но как же не быть грязнулей давайте вспомним, что для этого надо делать?
- Молодцы, ребята. Я думаю, вы запомнили эти простые правила и будете их выполнять всегда, без напоминания взрослых. И тогда вам будут всегда говорить, какой опрятный человек!
Сюрпризный момент: награждение детей медалями «Чистюля».
Воспитатель. А в заключение, дорогие мои «чистюли», давайте послушаем песенку «Если утром дети умываются».
Предварительный просмотр:
Конспект беседы по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников
Анна Бакулина
Цель:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур
- расширять знания о средствах гигиены
Ход беседы
- Ребята, в прошлый раз мы разговаривали о назначении мыла, его пользе, и даже познакомились с мылом наших бабушек «хозяйственным». Сегодня мы продолжим разговор о личной гигиене и познакомимся с еще одним средством личной гигиены, без которого нам не обойтись.
Попробуйте отгадать, что это?
Он душист и ароматен,
для волос наших приятен.
Только с ним у нас всегда.
Будет чистой голова
(шампунь)
Правильно, ребята, это шампунь.
- Скажите, а для чего нам нужен шампунь? (Для того чтобы очистить волосы от загрязнений.)
- Волосы очень легко загрязняются. И если их долго не мыть, они становятся липкими, плохо расчесываются. Это затрудняет приток воздуха к коже головы и тепло от волос способствуют развитию микробов. Кроме того, волосы имеют способность впитывать различные запахи. Поэтому, мыть голову нужно не реже одного раза в неделю.
-Но я знаю, что не все дети дружат с шампунем и любят мыть голову. Но, оказывается, бывают такие шампуни, которые тоже не хотят дружить с ребятами. Вот послушайте одну забавную историю.
Жил-был шампунь. Нет, не так! Жила-была шампунь, а точнее шампунька. Ее так и звали – Шампунька! И была она такая довольная собой! Еще бы! Ей было чем гордиться! Флакончик у нее был розовый, колпачок – зелененький, похожий на шляпку. На этикетке красовалась спелая и аппетитная клубничка. А пахла Шампунька…мм-м! Клубникой со сливками.
И не хотела Шампунька, чтобы ею пользовались - слишком уж она хороша для этого.
-Правильно,- говорила она, - выльют весь мой шампунь, а меня в помойку выкинут! И поминай, как звали!
Когда мама или дети хотели взять ее в руки, чтобы помыть голову, она всячески старалась выскользнуть. И приходилось маме мыть голову своим деткам шампунем для взрослых! А дети не хотели мыться шампунем для взрослых! Конечно. Ведь от него щиплет глазки! И детки плакали! И обычное мытье головы превращалось в мучение для всех!
Как – то, Шампунька подслушала разговор мамы по телефону. Та жаловалась своей подруге, что ее детки отказываются мыть голову. А ведь если долго не мыться могут развестись вредные микробы. И дети могут заболеть!
Жалко стало Шампуньке и маму и деток. Когда пришло время очередного купания, приоткрыла она свой колпачок – шляпку и прыгнула в воду, в которой сидели и плакали дети. Шампунь попал под струю воды и начал пениться. И по всей ванной комнате разнесся такой превосходный аромат клубники со сливками, что дети сразу перестали плакать. А мама достала Шампуньку из воды и помыла деткам головы.
И дети не плакали, как обычно, а смеялись. Им было хорошо и весело. И мама, глядя на них, тоже радовалась. И Шампуньке от этого тоже стало очень радостно.
Поняла тогда Шампунька, что нельзя жить только ради себя. Что ничего нет лучше сияющих глазок и лучезарных улыбок детей! И даже после того, как шампунь у Шампуньки закончился, пустой флакончик дети не выкинули. А стали использовать его как «брызгалку» при каждом купании!
-Ребята, вам понравилась эта история? (Ответы детей)
-Что поняла Шампунька? (Ответы детей)
-Я надеюсь, что после этой беседы все ребята будут дружить с шампунем и всегда, с удовольствием, будут мыть голову!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Картотека практических упражнений в старшей группе
«Правильно держим вилку» Цель: Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.
Ход: Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов» | 2. КГН «Одеваемся на прогулку»1 Цель: Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать. Ход: Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Развешивать одежду на стуле перед сном». Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду» | |
3. КГН «Одеваемся на прогулку»1 Цель: Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать. Ход: Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Развешивать одежду на стуле перед сном». Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду» | 4. КГН «Заправка кровати»1 Цель: Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Ход: Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать» | |
5. КГН «Салфетка» Цель: Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Ход: Беседа «Культура поведения во время еды» |
6. КГН «Аккуратный шкафчик» Цель: Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Ход: Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды | |
«О чем рассказало полотенце» Цель: Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. Ход: Игра-драматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая» |
«Содержание в порядке одежды и обуви»1 Цель: Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы. Ход: Беседа «Как заботиться о своей одежде». | |
«Заправляем кровати»2 Цель: Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку Ход: Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать» |
«Столовые приборы»3 Цель: Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно Ход: Беседа «Культура еды – серьезное дело» | |
«Складываем одежду на стульчик»3 Цель: Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь Ход: Чтение: М. Зощенко «Глупая история» |
«Умывание»3 Цель: Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Ход: Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» | |
«Содержание в порядке одежды и обуви»2 Цель: Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Ход: Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». |
«Заправляем кровати»3 Цель: Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку. Ход: Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья. | |
«Столовые приборы»4 Цель: Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол Ход: Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
«Кукла Катя аккуратно складывает одежду в шкаф» Цель: Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. Ход: Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» | |
«Следим за чистотой тела» Цель: Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела Ход: Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
«Содержание в порядке одежды и обуви» Цель: Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Ход: Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды. | |
«Заправляем кровати»4 Цель: Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья. Ход: Показ, напоминание, указания.
|
Предварительный просмотр:
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Источник: Открытые мероприятия для детей младшей группы Автор-составитель Аджи А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....