1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
статья
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-gig._navyki.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Выполнила: инструктор по физической культуре
Витко Е.А.
Калач 2019 год.
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровья ребенка, его контакты с окружающими.
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.
Объём и содержание культурно-гигиенических навыков
по возрастным группам.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание-это часть общего воспитания, а гигиенические навыки-это неотъемлемая часть культурного поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
2. Достаточное ли внимание уделяют общению с детьми?
В каких формах взрослые осуществляют общение с ребенком?
Как сказывается недостаток общения взрослых с ребенком на установлении отношений между ними и на воспитании ребенка в целом?
Общение ребенка с близкими людьми носит интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях, обоюдной любви и привязанности. Это и обогащение его духовного мира, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Соприкасаясь со взрослыми членами семьи, ребенок многому у них учится. Но находясь вместе с родителями, он может оставаться лишь пассивным созерцателем. Дошкольник развивается, приобретает самостоятельность, нравственный опыт, благодаря активному взаимодействию со взрослыми. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоциональной и значимой деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать......
"Культурно - гигиенические навыки ребенка"
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку....
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка - первый шаг к здоровью человека!
Отсутствие навыков самообслуживания является одной из причин тяжелой адаптацией ребенка в детском саду. Ребенку необходимо владеть элементарными навыками самообслуживания не для того, чтоб...
Культурно-гигиенические навыки ребенка
Полезные материалы для родителей...
Культурно-гигиенические навыки ребенка
На что обратить внимание при формировании культурно-гииенических навыков ребенка....
Доклад для педагогов: «Культурно-гигиенические навыки ребенка дошкольника»
Доклад для педагогов:«Культурно-гигиенические навыки ребенка дошкольника» Подгото...
Консультация для родителей «Формирование основ культурно-гигиенических навыков ребенка».
В статье раскрываются основные условия для успешного формирования культурно-гигиенических навыков....