проект «МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ – ЗДОРОВЬЮ СБОЯ НЕ ДАЕМ»
проект (старшая группа)

Лыйрова Екатерина Геннадьевна

Мы проживаем на Крайнем Севере −  в регионе с очень суровыми климатическими условиями.

Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты, недостаток в воде и почве йода оказывают на наше и  детское здоровье неблагоприятное воздействие.

Но на крайнем Севере жить можно, оставаясь при этом здоровыми.

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются  наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми  вытекающими негативными последствиями  на здоровье  ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_na_severe_zhivem_-_zdorovyu_sboya_ne_daem.docx395.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 «Мозаика»

Проект по здоровьесбережению  и физическому развитию «МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ – ЗДОРОВЬЮ СБОЯ НЕ ДАЕМ»

В старшей группе «Полянка»

C:\Users\User\Desktop\РАБОТА 2019-2020\ПРОЕКТЫ 2019-2020\20121016-zimgame.jpg

Участники проекта:  Руководитель проекта: Лыйрова Е.Г.

Воспитатели: Колесникова И.В., Лыйрова Е.Г.,

Физ. руководитель:  Чесноков С.П.

дети старшей группы и их родители.

г. Салехард 2019г.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Мы проживаем на Крайнем Севере −  в регионе с очень суровыми климатическими условиями.

Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты, недостаток в воде и почве йода оказывают на наше и  детское здоровье неблагоприятное воздействие.

Но на крайнем Севере жить можно, оставаясь при этом здоровыми.

Актуальность проекта.

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются  наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми  вытекающими негативными последствиями  на здоровье  ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

Масштаб проекта: краткосрочный  (15 дней)

Срок реализации: с 1 октября по 28  октября 2019г.

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: воспитатели, физ. руководитель,  дети старшей группы и их родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Цель проекта. 

  Создание условий для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей в разных видах деятельности. Формирование потребности детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы работы. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, обеспечивающий безопасное существование в условиях Крайнего Севера.

Задачи проекта:

-  Продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье;

-  Обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности ;

-  Развивать интерес к жизни и бережного отношения к своему здоровью;

-  Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, о    национальных видах спорта, о ягодах, грибах и растениях Севера;

Стратегия достижения поставленной цели:

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный;

1этап – подготовительный:

  • Разработка перспективного плана;
  • Подготовка цикла тематических мероприятий;

2 этап – практический:

  • Проведение цикла тематических мероприятий;
  • Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;

3 этап – заключительный:

  • Подведение итогов реализации проекта:
  • Презентация на сайт МБДОУ
  • Экскурсия в природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Получение детьми знаний о ЗОЖ.

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

Сформированность гигиенической культуры;

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Снижение уровня заболеваемости;

Повышение уровня физической готовности;

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе.

2. Спортивный участок на территории детского сада.

3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.).

5. Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».

Формы реализации:

• Занятия по познавательной деятельности;

• Беседы с детьми и родителями;

• Игровая деятельность;

• Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Форма проведения проекта:

Девиз проекта: «В здоровом теле - здоровый дух!»

Дата

Тема недели

Цели и задачи

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Работа с родителями

1неделя

«Гигиена».

*Формирование у детей представлений о правилах лично гигиены;

*Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы);

 

* Утренняя гимнастика      «Здоровью скажем «Да»;

*Беседа «Что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить зрение»

Дидактическая игра «Полезно-вредно»;

*Чтение: «Потешки, стихи, загадки на заданную тему»

*Гимнастика для глаз гимнастика;

Прогулка:

Подвижные игры народов севера:

«Важенка и оленята».

 Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям. Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках

Оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок».

Консультация: «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей ».

2 неделя

«Движенье с радостью»

Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. *Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

*Развивать быстроту бега.

Совершенствовать равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.

*Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;

*Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях;

* Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

*Беседа

 «Какие витамины растут на Севере».

*Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи», игры с бросанием и ловлей «Кого назвали, тот и ловит»;

 *Чтение стихотворения  «Черника»; «Морошка»; «Клюква»

Совместная игра «Шар по кругу»:

*Продуктивная деятельность: аппликация «Куст брусники»;

*Прогулка: Игры – эстафеты:

 «Займи место в обруче»; «Прыгуны»;

Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д.

Консультация: «Здоровье ребенка в наших руках»; 

3неделя

Животные Севера (олень, медведь и т.д.)

Расширять знания  о животных севера, об их пользе для  человека.

 *Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

*Беседа «Кто на Севере живет»;

*Дидактическая игра «Чем питаются животные Севера (олень, медведь и т.д.)»;

Загадки о животных Севера;

 Лепка: «Северный олень».

Продолжение просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (спорт – его неотъемлемая часть);

4неделя

«Роль спорта в жизни»

*Расширять и уточнять знания детей о спорте;

* Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

*Беседа «Национальные виды спорта »;

*Разучивание стихов, загадок, потешек ;

*Прогулка  Подвижные игры: «Медвежонок».

 

Способствовать созданию мотивации у детей и родителей на формирование здорового образа жизни.

Консультация для родителей «Роль спорта в семейном воспитании»;

Картотека «Физминутка», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры».

Беседа: «Значение ЗОЖ для здоровья человека».

здоровьясбережения.

Овощи и фрукты. «Приключения в стране витаминов».

Расширять представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.

Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

*Беседа «Любимое блюдо в семье»;

*Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»;

*Дидактическая игра «Что полезно кушать, а что вредно»; «Овощи и фрукты»; «Волшебный мешочек»; «Съедобное – несъедобное»;

*Экспериментальная деятельность: Волшебник – шиповник»; «Дегустация волшебного напитка шиповника»;

«Ребёнок на Севере:

как сохранить его здоровье?»

(памятка для родителей)

Познакомить родителей с итогами проекта.

Итоговое мероприятие.

Фотоотчет по проекту. Презентация.

Экскурсия в природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что целенаправкленная реализация здоровьесберегающих технологий позволило  добиться снижения заболеваемости, обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку, а также совместными усилиями успешно преодолевать имеющиеся  нарушения, осложненные влиянием природно-климатических факторов района Крайнего Севера, сформировало у родителей положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья детей.

Список литературы

  1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005.
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. / Управление ДОУ. – 2006.
  5. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006
  6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. / Управление ДОУ. - 2006.
  8. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
  9. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002.
  10. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. –  СПб.: КАРО, 2006.
  11. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


Приложение 1

Цель. Продолжать развивать представление о значении зрения и понимание того, что важно заботиться о глазах, чтобы сохранить зрение.

Ход беседы.

Чтобы быть здоровым, необходимо знать, как устроен человек, и заботиться о своем здоровье. Никто не позаботится о нас лучше, чем мы сами.

       Я здоровье сберегу,

       Сам себе я помогу!

   Вы узнаете, о каком органе чувств мы будем говорить, отгадав загадку: «два брата через дорогу живут, а друг друга не видят».  (глаза).

   Как вы думаете, какое животное самое зоркое? (ответы детей)

   Самое острое зрение у орла, он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова: она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте не видит, как сова. Но, несмотря на это, глаза являются помощником человека. Почему это так? (ответы детей).

Глаза помогают видеть все вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

   Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Что можно сказать о глазах? Какие они? (ответы детей).

  Да, наши глаза прекрасные, ясные, бывают грустными и веселыми, добрыми и хмурыми.

  Какого цвета бывают глаза? Как они расположены? (ответы детей).

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза должны быть хорошо защищены. Что защищает наши глаза? (ответы детей).

  Правильно. Веки и ресницы защищают глаза. Что еще оберегает глаза? (ответы детей). Отгадайте подсказку – загадку: «под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались».(брови и глаза). Запомните: брови, ресницы и веки не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить зоркость, такой защиты недостаточно. Что еще надо? (ответы детей).

  Не удивляйтесь, слезы тоже защищают глаза от пыли и грязи, вымывая их со слезой.

                      Оздоровительная минутка «гимнастика для глаз».  

Если глаза устали, надо выполнить следующие упражнения:

  1. зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
  2. сделайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз (10 раз).
  3. вытяните руку вперед. Следите взглядом за указательным пальцем, медленно приближая его к носу, затем снова руку вытяните (5 раз).
  4. посмотрите в окно вдаль (1 минута).

                                             Игра «полезно – вредно».

У каждого из вас картинка. Рассмотрите их и скажите, что для глаз полезно, а что вредно.

       (рисунки: читать лежа, смотреть на солнце, оберегать глаза от ударов, промывать глаза по утрам, тереть глаза грязными руками, читать при хорошем освещении. Дети комментируют свой рисунок).

Давайте сформулируем и запомним правила бережного отношения к зрению.

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  • Смотреть телевизор на расстоянии не менее 3 м.
  • Не читать лежа.
  • Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
  • При чтении и письме свет должен падать слева.
  • Расстояние от глаз до текста должно быть 30 – 35 см.
  • В пищу употреблять достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать каждый день гимнастику для глаз.
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

Если вы носите очки….

  • Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
  • Берегите свои очки, храните их в футляре.
  • Регулярно мойте очки теплой водой с мылом.
  • Не кладите их стеклами вниз.
  • Снимайте во время занятий спортом.

Выполним упражнения для глаз.

Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву       (посмотреть вверх, вниз)

И обратно в высоту.

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,    (посмотреть вправо, влево)

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем. (плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко их открыть)  

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

А в четверг мы смотрим вдаль,     (смотреть перед собой, поставить палец на расстояние

На это времени не жаль.                  25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и

Что вблизи и что вдали –                 смотреть на него)

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали,             (смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном

Глаза по кругу побежали.             порядке: влево, вниз, вправо и снова  вверх)

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,          (посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний

Мы не ленимся с тобой.               левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний

Ищем взглядом уголки,                правый)

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,         (закрыть веки, массировать их круговыми движениями

А потом пойдем гулять,                пальцев)

Свежим воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Приложение 2

Ребёнок на Севере:

как сохранить его здоровье?

(памятка для родителей)

Мы проживаем на Крайнем Севере −  в регионе с очень суровыми климатическими условиями.

Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты, недостаток в воде и почве йода оказывают на ваше и детское здоровье неблагоприятное воздействие.

Но на крайнем Севере жить можно, оставаясь при этом здоровыми. Мы дадим вам несколько советов, которые помогут избежать многих болезней.

  • Врачами замечено, что чаще всего дети болеют «простудными заболеваниями». Чтобы ребёнок не заболел, следите, чтобы он не переохлаждался: одевайте его не по календарю, а по погоде, избегайте контактов с болеющими детьми.
  • Повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям может употребление в пищу продуктов, богатых витамином С (лимонов, яблок, чёрной смородины, клюквы, брусники, зелени петрушки, укропа). Квашеная капуста – это наш северный лимон. Мелко нарубленная, заправленная тёртым яблоком и луком, подсолнечным маслом, зимой она должна появляться на вашем столе хотя бы один раз в день.
  • Больше двигайтесь со своим ребёнком! Даже умеренная физическая активность – пешие прогулки 30 минут в день, принесут пользу здоровью вашего ребёнка. Не говоря уже о езде на велосипеде, катании на коньках, роликах. Поверьте, это намного лучше, чем целыми днями сидеть перед телевизором или компьютером. Старайтесь каждый день по 15 минут заниматься с ребёнка физическими упражнениями умеренной интенсивности.
  • Соблюдайте режим дня!  Дневная прогулка должны быть продолжительностью 1,5-2 часа, вечерняя – 1-1,5 часа. Дневной сон должен продолжаться 2,5-3 часа. Вечером

ребёнок должен ложиться в 21.00 часов, чтобы он мог выспаться и в течение дня был бодрым и веселым.  

  • Правильно и вовремя кормите ребёнка. В рацион питания ребёнка должны входить белки, которые являются основой роста и развития организма ребёнка. Мясо, молоко, яйца, рыба – источники полноценного белка. Если ваш ребёнок ежедневно съедает одну котлету или отбивную размером с пол ладони, яйцо и бутерброд с сыром и маслом, то его организм получает достаточное количество белка.  Свежие овощи и фрукты – это главные поставщики витаминов, минеральных солей, в том числе железа и кальция, необходимых для  костей, зубов, крови вашего ребёнка. Если у ребёнка нет аллергии на морепродукты, значит они должны быть хотя бы раз в неделю в рационе питания вашего чада.
  • Не курите, и не пейте алкоголь при ребёнке – это вредит не только вашему организму, но и психике, здоровью вашего чада.

Сочетайте разные виды деятельности вашего ребёнка – это предотвратит перегрузки и утомление ребёнка.

Помните: здоровье нужно не только вам, но и людям, которых вы обязаны любить и защищать!

Приложение 3

Черника

Любят все чернику очень,
Ягодки чернее ночи.
Луше с Дашей вкус их сладкий
Лучше даже шоколадки.
И, как после шоколада,
Девочкам умыться надо!
Мы с подружкой в лес пойдем,
Там черники наберем.
Всем друзьям на удивленье 
Сварим сладкое варенье.
Испечем мы пирожок – 
Приходите на чаек!
Всех усадим за столом,
Вместе песенку споем

Морошка

У лесной звериной тропки,
Где сосновый бурелом,
Пролилась на мхи морошка
Жёлтым праздничным вином.
Манят соком медоносным
Спелых ягод янтари.
Торопись народ с лукошком
К нежной дочери зари.
Собирай младой и старый,
Нагибайся, не ленись.
И она тебе в награду
Даст здоровье, силу, жизнь!

Клюква

Клюква зреет на болотах –
Собирай, кому охота!
Посмотри: всё в красных точках,
На болотных мшистых кочках...
И видны издалека
Ягод красные бока!

Распространенные деревья в северных лесах – это:

Сосна – это  вечнозеленое хвойное дерево, обычно с прямым высоким стволом, длинной хвоей и небольшими шишками. одно из самых древних растений земли. О ней сложено много легенд, и самая красивая из них, древнегреческая, гласит, что сосна - это заколдованная из ревности богом ветров прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была важным символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви, древесину использовали во многих народных обрядах и верили, что сосна помогает в исполнении заветных дум.

Кедр

Это мощные деревья высотой 25 – 50 м с раскидистой кроной. Листья – иголки. На удлиненных побегах иглы сидят по одной, на укороченных собраны в пучки по 30 – 40 штук. Шишки крупные, длиной 5 – 11 см. Это одни из самых древних деревьев на Земле, это самое высокое дерево нашего края. Он живет до 856 лет. Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет. Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.

Приложение 4

Медведь

Кто из нас не знает медведя? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный хозяин леса, который никому не даст спуску, если он не в настроении.

Медведь хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму, в зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны.  В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.

В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких представителей косолапых появляются на свет. Они имеют вес в среднем около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.

«Мишка-медведь, научи меня реветь» — говорят дети. И медведи могут научить. Порой так заревут, что мурашки по коже начинают бегать. Но обычно медведь молчалив.

Лисица

Лисице нравится везде  - в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверьком невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса – большая модница. Шуб у неё две  -  зимняя и летняя. Причём зимняя  - гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.

К чести лисицы нужно сказать, что она отличается большой сообразительностью и хитростью.
Слух у этого зверька великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу.

Летом лиса питается  лягушки, мелкими птичками, зверьками. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.

Слышали ли вы голос лисицы? Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то лисы так пронзительно визжат, что мало не покажется. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители. Самец заботится о самке с детёнышами.

Олень

Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод. Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая.

-А теперь давайте посмотрим, узнаете ли вы их в загадках

Загадки о животных Севера.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Рыжая, плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала (Лиса),

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дубле на старом кедре

Орешки я грызу!  (Белка).

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц).

Тяжёлые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость,

Хмурый и серьёзный…(лось).

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук

Прячет в дупла…(бурундук).

Сел не ёлку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун, он плоховат,

И, порою, глуховат. (Глухарь).

Очень многих удивлю

Тем, что я в лесном краю

Лишь одна из птиц меняю

                                      Шубу на зиму свою (Куропатка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Мы на Севере живем и расскажем вам о нём!"

Это стихотворение было написано для моих воспитанников....

Галерея рисунков с конкурса "Мы на Севере живем"

Предлагаем посмотреть рисунки детей, ставшие победителями в конкурсе "Мы на севере живем"...

Галерея совместных работ родителей с детьми к конкурсу "Мы на севере живем"

Предлагаю выставку творчесих работ родителей с детьми, выполненных к конкурсу "Мы на севере живем" Работы выполнены в разной технике....

Конспект занятия "Мы на севере живем"

Расширять представление детей о малой родине...

Проект "Мы на Севере живем"

создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников младшей группы....

Проект «Мы на Севере живем!»

Актуальность темы: Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &nd...