Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей ясельной группы
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
у детей ясельной группы
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое дети делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы.
Сегодня большую часть этих занятий делают взрослые, не предоставляя детям возможность играть. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?
Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки к более сложным и точным манипуляциям.
Что способствует ловкости рук?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3-х лет прекрасно развивают следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста; сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы); нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3-х лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.
Пальчики играют
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.
Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе ребенок утомится и переключит внимание на что-то другое. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть. Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...
Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста....
«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...
Консультация для коллег «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский писала. что "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев". Этими словами он прямо указывал на необходимость развития мелкой моторики в раннем и дошкольном воз...
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей дошкольного возраста с ТНР.
В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.Кром...
"Развитие мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста"
Данная работа о влиянии развития тонких движений пальцев рук на развитие речи детей. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев является мощным ...