Консультация для коллег «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»
консультация на тему

Устинова Елена Игоревна

В.А. Сухомлинский писала. что "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев". Этими словами он прямо указывал на необходимость развития мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.Данная консультация подготовлена для воспитателей ДОО с целью обобщения практического опыта способов и методов развития мелкой моторики доступных детям раннего и дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_motoriki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для коллег

«Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»

Одним из важнейших аспектов развития дошкольников является развитие мелкой моторики и координация пальцев рук. Значение развития мелкой моторики рук у детей получило научное обоснование и не нуждается в дополнительных доказательствах.

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

На практике достаточно часто происходит так, что внимание развитию мелкой моторики уделяется в основном в раннем и младшем дошкольном возрасте, потом о необходимости развивать координацию пальцев рук забывают и вспоминают о ней при подготовке детей к школе. Сегодня хотелось бы обратить внимание педагогов на необходимость развивать мелкую моторику рук у детей на протяжении всего дошкольного детства.

Для начала следует отметить, что способов развития мелкой моторики достаточно много – это и хорошо знакомые всем пальчиковые игры, и нетрадиционные техники рисования, а так же разнообразные игры с крупами, песком и водой, мелкими предметами, игры по системе Марии Монтессори.

Вторым моментом на который хотелось бы обратить внимание – это то, что во время игр на развитие мелкой моторики, у детей развивается речевая активность, пополняется активный и пассивный словарь, устанавливаются доброжелательные отношения со взрослым.

Для развития мелкой моторики необходимо:

  1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

- обращайтесь к ребенку по имени;

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка, чтобы он не чувствовал давление со стороны взрослого;

-  помогайте ребенку в том, что у него не получается, но не слишком настаивайте, если он не хочет этого делать.

2. Используйте нетрадиционные техники в организации занятий по развитию мелкой моторики:

- рисование пальчиками и ладошками развивает тактильную чувствительность всей поверхности руки;

- тестопластика так же развивает тактильную чувствительность всей ладони и, кроме того, позволяет сделать пальцы рук сильнее, а руку тверже, движения уверенней;

- игры с мелкими предметами по системе Марии Монтессори. Использование таких игр способствует формированию у детей навыков захвата мелких предметов, улучшает двигательную активность пальцев рук, позволяет работать с мелкими предметами (бусинки, фасоль, бисер и т.п.);

- игры с водой – это естественно. Они позволяют мышцам рук ребенка расслабляться, оказывают массируюущее действие. Все игры и упражнения с водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обогащают сенсорный опыт ребенка;

- игры с песком и сыпучими продуктами (гречка, манка, фасоль, горох, другие крупы) обеспечивают разнообразие ощущений и массаж речевых центров;

- самомассаж рук с использование разнообразных предметов (карандашей, шишек, су-джок, шариков для пинг-понга, ковриком «травка» и т.п.) и без них. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.  Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 2-3-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду.

- пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.

Если в течение всего периода раннего и дошкольного возраста педагоги будут уделять достаточно внимания развитию мелкой моторики, это будет происходить в системе, то в результате ребенок освоит все упражнения, пальцы и кисти его рук приобретут силу, гибкость и подвижность, что облегчит овладение навыками письма. Кроме того, умелые  и ловкие пальчики рук залог будущего успеха ребенка в рисовании, конструировании, рукоделии.

Подготовили:

Антропова Надежда Александровна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошеольное образовательное учредждение «Детский сад №78» г.Каменск-Уральский Свердловская область

Устинова Елена Игоревна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошеольное образовательное учредждение «Детский сад №78» г.Каменск-Уральский Свердловская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

    Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того,...

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Консультация для родителей: "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста"

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения дляразвития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцеврук. Она положительно влияет на развитие речи, а также...