"Развитие мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Фирсова Алена Михайловна

Данная работа о влиянии развития тонких движений пальцев рук на развитие речи детей. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев  является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение,  развивается речь, обогащается словарный запас детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

На правах рукописи

 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исполнитель: воспитатель КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Фирсова Алена Михайловна

г.Урай, 2018

Содержание

Введение                с.3

ГЛАВА 1. Влияние развития тонких движений пальцев рук

на развитие речи детей                 с.5

1.1 Ученые о взаимосвязи развития пальцев рук и развития речи _          с.5

1.2.        Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей

младшего  возраста                с.7

1.3.        Роль пальчиковой гимнастики в обучении детей дошкольного

возраста                с.8

ГЛАВА 2. Эффективные формы и методы работы

по развитию мелкой моторики                с.10

  1. Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику                с.10
  2. Практическая часть                с.13

Вывод проделанной работы                 с.17

Заключение                с.18

Список литературы                 с.20

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский

Введение

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно  связанны с речью.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Жесты и другие движения пальцев рук лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связанны с речью было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. В России с давних пор было принято с шестимесячного возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Играя с маленькими детьми, еще не говорящими, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев рук ребенка, отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза - рогатая» и т.д.1 

Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

 И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большее значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными.

1 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. «Лань». 1996. стр. 5

Взаимосвязь   общей   и   речевой   моторики   изучена   и   подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов,

В. М.Бехтерев, Е. И. Исенин, М. М. Кольцов и многих других во всем мире. Стимулируя речевое развитие у детей путем тренировки движения пальцев рук, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение, а также развивается словарный запас детей.

Формирование устной речи у ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Поэтому у детей важно развивать мелкую моторику, развивать навыки ручной умелости с ранних лет.

Именно поэтому я занялась этой работой с детьми и выбрала для себя эту тему. Результаты исследования ученых и наши наблюдения на практике показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1.1        Ученые о взаимосвязи развития пальцев рук и развития речи.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намиком Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть руки не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

 Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АНП (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина,Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.2

2Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М, ТЦ «Сфера». 2003. стр. 3.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), с моторной алалией (Н.И.Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связанны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Исследования М.М.Кольцовой также доказали по версии японских ученых, что каждый палей руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения    пальцев    рук,    затем    появляется    артикуляция    слогов;    все последующее   совершенствование   речевых   реакций   состоит   в   прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения   рука есть еще одна речевая зона мозга.

1.2.        Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего возраста.

«Пальчиковые игры» - это очень увлекательное и полезное занятие. Но многие видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействие. Поэтому необходимо помнить, что для успешного развития речи детей необходимо тренировать пальцы рук уже с самого раннего возраста. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж кистей рук.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 5 лет, когда кора больших полушарий еще не окончательно сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие мышление, внимание. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления этих психических процессов. Специалисты утверждают, что «пальчиковые игры» («Ладушки», «Сорока-белобока» и др.) очень полезны для развития речи детей. Они очень эмоциональны, отображают объективную реальность окружающего мира,  предметов («Теремки», «Строим дом»), животных («Бабочка», «Птица», «Рыбка»), людей, их деятельность («Маляр»), а также процессы и явления, происходящие в природе (солнце, дождь, падающие листья, ветер, снег).

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения воспитателя,  активируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу ребенка формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Вот почему тренировку пальцев необходимо начинать с младенческого возраста.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка пальчиковых игр, необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать своими пальчиками, а также обязательно обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Например, если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у ребенка отстает в развитии мелкая мускулатура, а, следовательно, не все в порядке и необходимо чаще заниматься пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика напрямую влияет на развитие речи, так как когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, начинается формирование словесной речи. Это доказано и изучено многими учеными.

Итак, пальчиковая гимнастика помогает сделать рывок в развитии речи улучшить произношение, обогатить лексику, подготовить руку ребенка к письму.

1.3.        Роль пальчиковой гимнастики в обучении детей дошкольного возраста.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании и них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.3

Всяческая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий, слов-понятий) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Работа по развитию речи у детей должна производиться особенно серьезно и настойчиво к  третьему году жизни: к этому возрасту заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этот период развитию речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на речевые центры головного мозга. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому так необходимо заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Пальчиковые игры имеют развивающее и терапевтическое значение для детей   младшего   дошкольного   возраста.   Также   они   необходимы   детям старшего возраста, которые имеют нарушение речи, звукопроизношения.

Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Ф.Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

Поэтому, изучив методическую литературу, я считаю пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж пальцев рук высокоэффективным средством для интеллектуального развития ребенка, и поэтому начала применять данные рекомендации в коррекционной работе с детьми нашей группы.

3 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. СПб «САГА». 2002. стр.5.

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

2.1        Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях — на сжатие, на растяжение, на расслабление4 поэтому, играя с ребенком, необходимо использовать следующие приемы:

1.        систематичность проведения упражнений

2.        последовательность (сначала на правой руке, затем на левой; при
успешном проведении на правой и левой руке - на обеих одновременно).

3.        переход от «простого к сложному» - постепенно, по нарастающей сложности

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Их можно условно разделить на несколько групп:

1.        Игры на развитие тактильного восприятия Цели: узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движение руки более точными. 

2.Игры с водой. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умение пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, лепить).

4Савина Л.П. Пал-я гимнастика для развития речи дош-ков. М., изд. «Родничок». 1999.стр. 7.

  • игры с шестигранным карандашом;
  • игры с мелкими предметами;
  • игры с шариками;

Эти игры развивают силу и ловкость рук, координацию движений, поддерживают жизненный тонус, улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение.

4.        Игры на нанизывание.
В эту группу входят:

  • игры с кольцами;
  • игры со шнурками, ниткография;
  • игры с пуговицами;
  • пирамидки, вкладыши.

С их помощью у ребенка развивается умение самостоятельно себя занять чем-то. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, обогащается сенсорный опыт малыша. Если действия ребенка сопровождаются словами, называя предметы, то обогащается словарь, развивается речь.

5.        Игры с пластилином, тестом.

При регулярных занятиях пальчики ребенка станут более ловкими, движения координированными.

6.        Игры с бумагой. Оригами.

Благодаря этим играм развивается устойчивость внимания, гибкость пальчиков, умение действовать по показу взрослого.

7.        Фольклорные пальчиковые игры

Развивают у детей чувство языка, речь, мышление, память.

Игры условно делятся на три типа:

-        пальчиковые игры (сидячие). «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Зайчики», и т.д.

-        игры  с пальчиками  и движениями всего тела,  развивающие общую
моторику.

Например: «Цветок», «Большая желтая луна», (см. приложение).

-        пальчиковые игры с предметами.

8.        Игры на выкладывание:

Развивается   щипковый   захват   указательным    и   большим   пальцами, обогащается словарный запас, совершенствуется зрительное восприятие.

Игру необходимо повторять и задания предлагаются детям с усложнением:

  • выкладывать на образце: «Дорожка в осеннем парке», «Платье для кошки»;
  • выкладывать под образцом: «Елка из лесу пришла»;
  • выкладывать по памяти: «Снеговик»;

-        выкладывать со сменой материала - от крупного к мелкому (счетные
палочки - спички); например:«Ежик потерял колючки».

9.        Игры с конструкторами

«Лего», «Строитель», «Юный техник» и другие.

Дети упражняются в распознавании цвета, формы, формируются моторные навыки, развивается память, речь, мышление, воображение.

10.        Игра «Пальчиковые шаги»

Это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. «Пальчиковые шаги» - это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. В процессе игры ребенок имеет возможность эмоционального общения со взрослым.

2.2        Практическая часть

Работая над темой «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного
возраста», мы поставили перед собой цель: через пальчиковые игры добиться
улучшения звукопроизношения у детей, развивать связную речь, обогатить
речь    ребенка        за    счет    народного    фольклора,    развить    навыки самообслуживания, память, внимание. Для этого был составлен план коррекционно-развивающей работы. В  группе была создана развивающая среда, были приобретены и использованы в работе разнообразные дидактические игры («Пазлы», «Шнуровки», Конструкторы «Лего», мелкие игрушки, мозаики и т.д.).

Упражнения для развития мелкой моторики мы подбирали различные по сложности, также для расслабления пальцев рук, и такие, которые можно использовать в повседневной деятельности в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятия, на прогулке).

Пальчиковые игры мы проводили ежедневно утром перед завтраком, обязательно во время прогулки, после дневного сна, а также во время занятий по развитию речи и других занятий в свободное время с подгруппой детей и индивидуально.

Наиболее эффективными и любимыми для детей являются фольклорные народные пальчиковые игры-потешки: «Сорока», «Моя семья», «Пальчик-мальчик», «Идет коза рогатая», «Капустка», «Поиграем в пальчики» и другие. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них являются диалогом. Каждое упражнение сопровождается словами, веселой потешкой. Она задает нужный ритм движений, определяет время игры, помогает наладить эмоциональный контакт с ребенком. Малыши раннего возраста начинают понимать слова потешки не сразу, но они вслушиваются в рифмованные фразы, улавливают особый ритм, звучащий в фольклорных текстах и через тактильный контакт с взрослым ребенок получает удовольствие, развивает пассивный словарь, улавливает фонетический строй родной речи, а вскоре пытается повторять некоторые гласные, слоги.

Работу мы проводили с подгруппой детей и индивидуально, но особенно обращали внимание на тех детей, у которых есть большие проблемы с речью. С такими детьми мы занимались дополнительно, совместно с дефектологом.. Если у детей упражнение вызывало некоторые трудности, помогали удерживать пальчики от непроизвольных движений. Многие дети старались правильно выполнять упражнение, даже язык высовывали, пальчики выворачивали или языком пытались удержать разгибающиеся пальцы.

После проведенной работы, к концу 2009 года движения пальцев руки стали четкими, слаженными, движения стали более точными.

Не менее интересными для развития движений пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Кроме пальчиковых игр предлагали детям массажные упражнения с деревянными, гладкими шариками, колючими массажными шариками и шестигранными карандашами. Этот массаж обладает оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Улучшает память, умственные способности, устраняет эмоциональное напряжение, развивает координацию движений, силу, ловкость рук, поддерживает жизненный тонус.

Предлагались детям и массажные игры с природным материалом: шишками, песком, камешками.

Кроме пальчиковых игр и массажных упражнений мы предлагали детям разного рода мозаику – крупную и очень мелкую, разной формы и цвета.

Для украшения группы создавали мозаичные картины из гороха, риса, камешков, бисера, пуговиц и других мелких материалов. Из соленого теста лепили пирожные и пряники для кукол, украшая их мелким бисером, косточками и т.д. Эти игры стимулируют развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве, а так же развивают координацию руки и глаза, мелкую моторику руки, а именно развитие щепоти. У нас в группе есть игры - шнуровки, с которыми дети охотно играют. Играя с этими играми, у детей развивается восприятие формы, цвета, тренируются мышцы пальцев рук.

Действия с разными материалами и инструментами (ножницами, веревочками, спичками, мелким конструктором) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, глазомер.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети старшей подгруппы успешно реализовывали в рисовании, лепке. Рисуя то, что их волнует и интересует, ребенок получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу  свои  переживания,   а  не   хранить   их  в   себе,   это  способствует успешности ребенка.

В нашей группе имеются множество штампов с различными картинками, а также имеются и тычки-штампы, с помощью которых дети превращаются в «маленьких помощников» и с удовольствием ими работают, помогая разным сказочным героям справляться с трудностями. В процессе этой работы развивается сила руки, ее ловкость. Дети учатся удерживать штампы в положении захвата тремя пальцами - щепотью, что напрямую  подготавливает руку к письму.

В группе есть и много раскрасок, трафаретов для того, чтобы дети учились штриховать, закрашивать изображения, не выходя за контур.

Дети очень любят лепить из пластилина, соленого теста и создавать чудесные поделки из природного материала (шишек, пробок, ракушек и т.д.). Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук (напряжение, расслабление, силовое напряжение и снова расслабление).

Для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы оборудовали специальную полочку с дидактическими играми. «Выложи узор» (из камешков), «Ниткопись», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и другое. Игры приносят ребенку радость и поддерживают интерес к этой деятельности, а вместе с этим мы решаем поставленную нами задачу.

Вечером в свободное время дети самостоятельно берут интересующие их пособия, игры и занимаются, играют.

Для достижения своей цели - развитие мелкой мускулатуры, ручной умелости -  используются  любые  доступные  формы  работы.   Эта  цель проходит через всю деятельность детей, даже через игру. В сюжетно-ролевых играх, например «больнице», ручная умелость развивается через такие упражнения как застегивание и расстегивание пуговиц на халате доктора, завязывание масок, раскручивание и закручивание крышечек от баночек с «лекарствами». В игре «Парикмахерская» используются флакончики от духов с крышечками, бигуди, резинки для волос, банты для кукол.

В   познавательном   уголке   есть   природный   материал,   который   дети используют для развития ручной умелости, для создания поделок, коллажей.

Выполняя пальчиками, различные упражнения дети нашей группы достигают хороших результатов, эти игры оказывают благотворное влияние и на развитие навыков самообслуживания. Дети быстро научились самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шарф, многие научились завязывать шнурки. Справиться с этой задачей помогла игра «Шнуровки». С теми, кто не умеет еще завязывать шнурки и застегивать пуговицы проводится работа в индивидуальном порядке.

Я считаю, что пальчиковая гимнастика - это необходимая игра для детей дошкольников. Мы будем продолжать свою работу и дальше, так как за короткий период увидели хорошую динамику по многим показателям коррекционных срезов.

Вывод проделанной работы.

Уже к концу учебного года  дети старшего возраста  овладели некоторыми сложными упражнениями, познакомились с множеством пальчиковых игр и выучили их. Упражнения, которые проводили с детьми для развития мелкой мускулатуры рук, дали положительные результаты. И благодаря тому, что дети с радостью занимались пальчиковой гимнастикой, кисть руки приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что способствовало формированию навыков самообслуживания - дети сами одеваются, застегивают пуговицы, замочки-молнии на сапожках. Многие стараются завязывать шнурки в возрасте 4 лет, но над этим необходимо еще работать. Только терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех помогли добиться хороших результатов.

Речь детей стала более выразительной, четкой, у многих детей наблюдается положительная динамика в звукопроизношении. Например: Миша Г. научился говорить звук «р»; Рамзия Г. звуки старается произносить более четко и выразительно. Дети  группы знают много стихов, четко их декламируют, распевки на музыкальных занятиях стараются пропевать звонко и четко.

Дети младшего возраста с удовольствием осваивают новые пальчиковые игры, кисть руки стала более гибкой, им легче даются упражнения с карандашом (могут удерживать его между двумя пальцами), дети самостоятельно научились застегивать сандалии, приобрели простейшие навыки самообслуживания в быту; научились правильно держать кисть, карандаш.

Таким образом, пальчиковая гимнастика положительно сказывается на развитии речи, памяти, мышления. Игры и упражнения для развития мелкой моторики мы планируем проводить и дальше, так как видим необходимость в систематическом проведении этой работы с детьми отстающими в развитии, не только в группах раннего возраста, но и для детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что развитие речи у детей, уровень развития умственных способностей находятся в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо ежедневно проводить планомерную работу по развитию мелкой моторики рук, тем самым, развивая речь, мышление, внимание, память ребенка. А все это напрямую зависит, как успешно мы подготовим детей к обучению в школе.

Дошкольный возраст – важный период становления личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Так как наши дети отстают в развитии от нормы, речь их малопонятна и речевые нарушения будут являться в дальнейшей их жизни большим препятствием для свободного общения такого ребенка со сверстниками и учителями. Это, в свою очередь, затрудняет процесс социальной адаптации ребенка.

Исходя из выше сказанного, речевое развитие детей с отклонениями речевого и психического развития требует коррекции, раннего развития мелкой моторики кисти руки. Занятия пальчиковой гимнастикой, массаж ладоней и пальцев рук способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, двигательной сферы, познавательных процессов, творческих способностей детей, способствуют достижению хороших результатов в коррекции речи воспитанников и подготовке их к обучению в школе.

Список литературы

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) - СП., «Паритет», 2003
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика (методическое пособие) СПб; «Детство-Пресс», 2003
  3. Вайнерман СМ., Большее А.С, Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., «Гуманитарный издательский центр» ВЛАДОС. 2001
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – Спб.: Издательский Дом «Литера»,2007. – с.3
  5. Комарова Л.Г. Строим из LЕGО. М., «Линка-Пресс». 2001.
  6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. СПб «САГА». 2002
  7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.,- М.: ТЦ Сфера, 2008. – с.3
  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 32с.

9.Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб; «Дельта». 1997.

10.Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. М., «Школьная Пресса». 2003.

11.Рузина М.С, Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПб: «Кристалл»

12.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., изд. «Родничок». 1999.

13.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., ТЦ «Сфера». 2003.

14.Тимофеева Е.Ю. , Чернова Е.И.Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2007.- 32с.

15.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., ООО Издательство АСТ, «Астрель». 2002.

16.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. «Лань». 1996.

17.        Цвынтарный В.В    Домашний логопед. М., «Центраолиграф». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

                 У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...