Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»
план-конспект занятия
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danmala_trening.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ
«Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- знакомство участников с приёмами самопомощи;
- развитие индивидуальных задатков и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- укрепление веры в личный потенциал;
- создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой.
- создание положительного эмоционального климата в педагогическом коллективе.
- способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
• повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
• раскрытие внутренних потенциалов личности педагога;
• повышение мотивации педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Продолжительность – 1,5 часа.
Ведущий тренинга: педагог-психолог МДОАУ №171 Ситникова Елена Викторовна.
Оборудование: запись музыки, магнитофон, столы, стулья по количеству участников, фрукты, ягоды, доски, ножи, салфетки, поднос
Ход арт-занятия:
Здравствуйте, уважаемы коллеги! У нас сегодня с вами необычная встреча. Сегодня у нас Арт-терапевтическое занятие «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»
Мини-лекция.
Само слово "Мандала" вам уже знакомо. Мандалу мы раскрашивали, плели из пряжи, создавали с помощью цветного песка, рисовали на камнях.
Хочу только напомнить, что слово «Мандала» в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар.
В мандале обязательным компонентом является Центр. Так как Вселенная создавалась из Центра, откуда творение распространялось во всех направлениях. Круг – означает связь с бессознательным. Все, что создается силой природы – круглое. Форму круга имеет структура галактики, Земли, строение атома.
В психологии мандалу впервые начал использовать Карл Густав Юнг (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Первую свою мандалу он нарисовал в 1916 году.
Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники.
Размер Мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.
Мандалы рисуют, выкладывают из камней и цветного песка, плетут из ниток, бусин и бисера, выкладывают из овощей, шишек, желудей, листьев, семян, ракушек. Возможно создание мандалы из пластилина. Делают из крупы и вышивают. Это может быть и настенный оберег, и подвеска, и брелок для ключей.
Мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.
Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей
Хочу продолжить знакомить вас с техникой «мандала».
В природе также существует еще один вид так называемых Данмал – Данмала — Это данмалы, сделанные из природного материала: листиков, лепестков, шишек, веточек, ягод, фруктов
“Данмала” (danmala) складывается из двух слов на санскрите: dan (“дающий”) и mala (“гирлянда” "венок").
Таким образом данмала переводится, как “дающий гирлянды из цветов”.
Данмала – не полностью традиционная мандала из-за того, что в ней соединяются симметрия и упорядоченность, свойственные мандале, и ассиметрия натуральных природных компонентов. Комбинирование двух этих факторов производить на свет необыкновенно красивые и гармоничные картины.
Многие современные специалисты по психологии: психологи и психоаналитики, употребляют мандалы, как исключительный инструмент самопознания и саморазвития.
Прежде чем мы начнем создавать Данмалу, предлагаю вам рассказать о себе с помощью фрукта или ягод, которые вы принесли с собой.
Первый фрукт (ягода) это Вы, как личность.
Второй фрукт (ягода) Вы – профессионал.
Пофантазируйте, чем вы схожи с вашим фруктом или ягодой. Что вы можете рассказать…
Практическая часть. Создаем Данмалу из фруктов и ягод (звучит приятная музыка).
Я предлагаю Вам уютно расположиться. Мы будем создавать общую Данмалу из ваших фруктов и ягод. У вас для этого есть все необходимое: фрукты, ягоды, доски, ножи, набор для карвинга, поднос.
Единственное, что нужно будет делать,- слушать себя и творить. Какую бы вы не создали Данмалу, она будет правильной, делайте так, как хочет ваше сердце. Отключите сознание.
Поразмышляйте над тем, какие цвета вам сейчас наиболее нравятся, и хочется находиться ближе. Создавайте не руками, а душой. Никогда не думайте, как надо правильно. Делайте, как хочется. Договаривайтесь друг с другом, чтобы всем хватило место, чтобы всех устроило местоположение и чтобы всех устроил итог, чтобы всем понравилась совместно созданная Данмала.
Рефлексия
Педагог-психолог просит участниц высказаться, закончив фразу «Я чувствую сейчас…»
Участники делятся своими чувствами, эмоциями, ощущениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности....
Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала-как отражение внутреннего Я»
Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала-как отражение внутреннего Я»...
Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»
Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»...
Арт-терапевтическое занятие с педагогами, направленное на профилактику профессионального выгорания
Арт-терапевтическое занятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоцио...
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...
Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала – как отражение внутреннего Я»
Сегодня мандалы – это доступный и простой способ в решении многих трудностей, с которыми каждый из нас может столкнуться на жизненном пути, это уникальный метод, поскольку подходит всем людям, в...