Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему

Крюкова Елена Александровна

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).

        В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.

        Итак, творчество – это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

        В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.

        Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).

        Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).

        К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.

        А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».

        По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».

        Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).

        Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы.  Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).

        Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

  • доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
  • субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
  • легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

        Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).

        Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).

        В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:

  • новизна продукта (субъективная);
  • оригинальность;
  • вариативность решений;
  • повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
  • интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).

        Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:

  • нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
  • индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
  • самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
  • использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
  • способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).

        Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.

        Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» - любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.

        Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

        В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.

        В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.

        Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.

Литература

  1. Баттерворд Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Цент, 2000.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.№1.
  4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубовского. М: Педагогика, 1985.
  5. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс – пресс, 2005.
  6. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветный мир», 2012. -144 с.
  7. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эксперементирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности"

1.  Консультация для родителей: "Одевайся по сезону"( Из опыта работы)2.консультация для воспитателей :"Экспериментирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности" (Из опыта ра...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»

Цель мастер-класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...

Презентация "Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста....

Детская мультипликация – универсальный способ вовлечения ребёнка в современный мир профессий

Создавая анимационный фильм, дошкольник познаёт тонкости профессии художника, сценариста, актера, оператора и даже монтажера, учится договариваться с другими участниками/...