Доклад с презентацией на семинар на тему "Самостоятельная двигательная деятельность детей в ДОУ"
презентация

Кирилюк Светлана Тимофеевна

         Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

       По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Самостоятельная  двигательная деятельность»

Подготовила: Кирилюк С.Т.

Самостоятельная двигательная деятельность представляет собой один из компонентов двигательного режима, назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить индивидуальные потребности ребенка в движении.

Многими исследованиями экспериментально доказано благоприятное влияние двигательной активности на развитие и нормальное функционирование всех систем организма дошкольника, на уровень физической подготовленности и здоровье в целом.

Движения составляют главное содержание деятельности ребенка в первые шесть лет жизни. Использование наипростейших методов физического совершенствования ребенка ведет к развитию детского мозга. Основной вывод исследователей – интеллект неразрывно связан с двигательной активностью и деятельностью рук, а движения являются главным источником познания мира ребенком и фундаментом для всех других человеческих способностей.

Самостоятельная  двигательная деятельность занимает значимое место в двигательной активности детей, что объясняется целым рядом причин:

  • в распорядке дня дошкольного учреждения  самостоятельная двигательная деятельность занимает большее место, чем организованная. Важно  организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности.
  •  данная деятельность является наиболее естественной для маленького ребенка и наименее утомительной из всех видов деятельности. Как компонент двигательного режима она выступает своего рода регулятором индивидуальной потребности в движении
  • по мнению психологов и педагогов, развитие ребенка оценивается, прежде всего, умением трансформации имеющихся знаний в содержание самостоятельной двигательной деятельности

Следует заметить, что чаще всего организованная двигательная деятельность рассматривается как основная форма двигательной активности детей. В дошкольном учреждении отдается приоритет организованным формам работы с детьми в ущерб самостоятельной деятельности. Недооценка самостоятельной двигательной деятельности не дает в полной мере возможности самореализации ребенку.

Зачастую отсутствуют и необходимые условия для самостоятельной двигательной деятельности.

Естественно, именно в ходе организованных видов деятельности дети знакомятся с определенными видами движений, но только в самостоятельной непринужденной обстановке ребенок сможет освоить двигательные навыки в полной мере.

Задача педагога -удовлетворить естественную потребность детей в движении.

Это можно осуществить следующим образом:

1. Научить самостоятельной двигательной деятельности в условиях группы.

2. Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.

3. Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

4. Мотивировать детей к деятельности собственным примером.

Для самостоятельной двигательной деятельности должно специально выделяться время в распорядке дня:

  • утренний прием (15-20 мин.)
  • на прогулке (35-40 мин.)
  • после сна (10-15 мин.)

Самостоятельная двигательная деятельность, в отличие от организованной, требует особых, опосредованных, методов и приемов руководства.

 Необходимо  дифференцировать  руководство ею с учетом уровня подвижности ребенка: оптимально подвижного, малоподвижного, гиперподвижного.

Дети с низким уровнем двигательной активности. Малоподвижные дети затрудняются найти пространство для игр, стараются уйти в сторону, выбирают малоактивные движения. Эффективным способом повышения двигательной активности такого ребенка может стать игра. Важно показать ему в игровой форме простые движения не требующие точности, предложить вместе со взрослым или с кем-то из детей « поучить» игрушку, куклу, повторить то же движение но с другим предметом. Предлагать таким детям расставить атрибуты для какой-либо игры, тем самым привлекая внимание ребенка к данной игре.

При этом не следует добиваться технически точного выполнения движения. На начальном этапе главное вызвать у ребенка интерес, желание выполнять те или иные действия. Обязательно необходимо активно поддерживать попытки ребенка.

Периодически необходимо давать возможность детям действовать с предметами (мячи, ленты, обручи, скакалки) так, как они хотят. Если такие ситуации повторять регулярно, то многие дети сами без всякого побуждения постепенно овладеют  некоторыми сложными движениями.

Дети с высоким уровнем двигательной активности. Они находят возможность двигаться в любых условиях, предпочитая бег, прыжки, избегая движений, требующих большой точности. Эти дети как-будто не успевают вникнуть в суть упражнения, их движения импульсивны, эмоциональны. Большая двигательная активность создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, физическое переутомление приводит к умственной утомляемости. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем нервной системы, поэтому такие дети могут попадать в конфликтные ситуации.

Сдерживать, ограничивать в движениях таких детей нельзя! Взрослый должен не запрещать движения, а регулировать их интенсивность. Необходимо подбирать движения требующие:

  • Сосредоточенности
  • Внимания
  • Точности
  • Сюжет должен сделать движение более осмысленным (не просто бег, а «езда на машине» по разным дорогам, соблюдая дорожные правила).

 Дети со средним, нормальным, уровнем подвижности. Эти дети, при правильно организованной самостоятельной деятельности активны. Движения их хорошо развиты, двигательная активность саморегулируется, не требуя особого внимания со стороны взрослых.

Принципы, которыми следует руководствоваться при организации и руководстве самостоятельной двигательной деятельностью:

  • принцип свободы действий (предусматривать каждому из детей место для движений, где никто не мешает; не навязывать ребенку выполнение каких либо движений, а давать ему право выбора)
  • разнообразия заданий, движений (обеспечивать условия для выполнения разнообразных движений, заданий, т.к. их однообразие ведет к утомлению ребенка), ограничивает развитие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  • условий для саморазвития (предоставлять ребенку для движений разнообразные физкультурные пособия, давать больше свободы для творческих проявлений)
  • индивидуализации (воспитатель должен наблюдать за детьми, уметь видеть всех и каждого отдельно, при необходимости оказывать помощь).

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

  • Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать  необходимую помощь
  • Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
  • Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
  • Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
  • Менять расположение пособий
  • При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
  • Включаться  периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
  • Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их

Для активизации самостоятельной двигательной деятельности значительную роль играет двигательная среда.

Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно-пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

- Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.).

- При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено.  Мы можем решить данную проблему за счет:

  • наличия физкультурного уголка с разнообразным наполнением.
  • внесения новых игрушек, если показывались различные варианты действий с ними.
  • обеспечения новизны игровой среды путем перемещения предметов и пособий в пространстве, внесения дополнительных деталей
  • создания игровых ситуаций с применением физкультурно-игровых пособий. Например, имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т.д.
  • Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.
  • Нестандартное физкультурное оборудование - это дополнительный стимул формирования у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью.

Кроме этого, организуя самостоятельную двигательную деятельность детей, можно проводить ежедневные 15-минутные занятия, условно названные как самостоятельные двигательные тренинги.

Для их проведения в специальном помещении или групповой комнате освобождается достаточно большая площадь для движений, подготавливается физкультурный инвентарь. Целесообразно использовать простые, хорошо знакомые детям, пособия (например, мяч, обруч, скакалку), в небольшом количестве (по 2-3 на каждого ребенка). Они должны размещаться таким образом, чтобы не ограничивалось пространство для движений, каждый ребенок имел возможность свободного доступа к ним (например, обручи раскладываются в ряд вдоль одной стены, мячи – другой, скакалки - третьей).

Каждое занятие начинается с мотивации двигательной деятельности. Перед детьми ставится конкретная задача, которая стимулирует ДА ребенка.

Примерные задания, стимулирующие двигательнуюдеятельность:

  • Ребята, попробуйте показать как можно больше движений с любым предметом, который вам нравится
  • Возьмите один предмет и придумайте различные движения с ним
  • Придумайте движение с любыми двумя предметами
  • Мне интересно, сможете ли вы придумать движения с тремя предметами одновременно
  • Задача сегодняшнего занятия в том, чтобы придумать как можно больше движений и посчитать их количество
  • Сегодня каждый должен продемонстрировать для всех детей движение, которое он больше всех любит

Таким образом, умелое руководство двигательной активностью детей  может повысить интерес, продолжительность и уровень двигательной активности детей, что будет способствует сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.

    Лозунг  “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная двигательная деятельность детей в детском саду Подготовила: воспитатель Кирилюк С.Т.

Слайд 2

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Слайд 3

Самостоятельная двигательная деятельность занимает значимое место в двигательной активности детей, что объясняется целым рядом причин: В распорядке дня дошкольного учреждения самостоятельная двигательная деятельность занимает 2/3 от общей двигательной активности. Данная деятельность является наиболее естественной для маленького ребенка и наименее утомительной из всех видов деятельности. По мнению психологов и педагогов, развитие ребенка оценивается, прежде всего, умением трансформации имеющихся знаний в содержание самостоятельной двигательной деятельности Самостоятельная двигательная деятельность дает широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей детей, является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Слайд 4

Задача педагога состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении. Это можно осуществить следующим образом: 1. Научить самостоятельной двигательной деятельности в условиях группы. 2. Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей. 3. Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства. 4. Мотивировать детей к деятельности собственным примером.

Слайд 5

Для самостоятельной двигательной деятельности должно специально выделяться время в распорядке дня: утренний прием (15-20 мин.) на прогулке (35-40 мин.) после сна (10-15 мин.)

Слайд 6

Самостоятельная двигательная деятельность , в отличие от организованной, требует особых, опосредованных, методов и приемов руководства. Необходимо дифференцировать руководство ею с учетом уровня подвижности ребенка: о птимально подвижного, малоподвижного, гиперподвижного.

Слайд 7

Принципы, которыми следует руководствоваться при организации самостоятельной двигательной деятельностью: принцип свободы действий (предусматривать каждому из детей место для движений, где никто не мешает; не навязывать ребенку выполнение каких либо движений, а давать ему право выбора) разнообразия заданий, движений (обеспечивать условия для выполнения разнообразных движений, заданий, т.к. их однообразие ведет к утомлению ребенка), ограничивает развитие условий саморазвития (предоставлять ребенку для движений разнообразные физкультурные пособия, давать больше свободы для творческих проявлений) индивидуализации (воспитатель должен наблюдать за детьми, уметь видеть всех и каждого отдельно, при необходимости оказывать помощь).

Слайд 8

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен : Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их

Слайд 9

Для самостоятельной двигательной деятельности должно специально выделяться время в распорядке дня: утренний прием (15-20 мин.) на прогулке (35-40 мин.) после сна (10-15 мин.)

Слайд 10

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно-пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность , вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость .

Слайд 11

Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Целесообразно поручать детям выносить дополнительный физкультурный инвентарь. Это вызывает интерес к нему и желание применить его в самостоятельных действиях. Также необходимо брать и нвентарь для труда (веники, лопатки, грабли).

Слайд 15

При организации самостоятельной двигательной деятельности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Мы можем решить данную проблему за счет: наличия физкультурного уголка с разнообразным наполнением. внесения новых игрушек, если показывались различные варианты действий с ними. обеспечения новизны игровой среды путем перемещения предметов и пособий в пространстве, внесения дополнительных деталей создания игровых ситуаций с применением физкультурно-игровых пособий. Например, имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т.д.

Слайд 16

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. Нестандартное физкультурное оборудование - это дополнительный стимул формирования у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью.

Слайд 21

Кроме этого, организуя самостоятельную двигательную деятельность детей, можно проводить ежедневные 15-минутные занятия, условно названные как самостоятельные двигательные тренинги.

Слайд 22

Таким образом, умелое руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей может повысить интерес, продолжительность и уровень двигательной активности детей, что будет способствует сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников. Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Презентация. «Оборудование участка детского сада для создания оптимальной двигательной деятельности детей в летний период»

Для успешного осуществления физического воспитания в детском саду необходима хорошо оборудованная спортивная площадка. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и сп...

Презентация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной пед...

Презентация на педсовет из опыта работы "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей раннего дошкольного возраста"

Говоря о здоровье, можно оценить его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание и личная гигиена, и наличие положительных эмоций. Одним из критериев оценки здоровь...

Презентация:"Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей младшего возраста».

Презентация:"Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей младшего возраста»....

«Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства» (практический семинар для воспитателей ДОО)

Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 - 2 др...

Семинар «Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»

Методическая разработка указывает на необходимость обращения внимания педагогов на развитие  самостоятельной двигательной активности дошкольников как одной из важнейших задач полноценного физичес...