Семинар «Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка указывает на необходимость обращения внимания педагогов на развитие самостоятельной двигательной активности дошкольников как одной из важнейших задач полноценного физического развития ребёнка. В статье представлены условия, необходимые для организации самостоятельной двигательной деятельности, методы и приёмы руководства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1часть. Деловая игра- викторина. Цель игры: Проверка знаний по теме: «Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников». Введение в игру. П остановка перед участниками игры проблемы, указания целей, правил игры, п редставление команд Одна из важнейших задач полноценного физического развития ребёнка – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей Рассмотрим и обозначим следующие проблемы: - Двигательный центр активности не соответствует всем требованиям ФГОС. - У воспитанников нет обогащения накопленного двигательного опыта. - Дошкольники не могут соотносить свои желания с возможностями группы. - Дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.
Проведение игры. Вопросы для команд: 1.Что такое самостоятельная двигательная деятельность детей? 2.Что входит в содержание самостоятельной двигательной деятельности детей? 3. Как часто и в какое время отводится для самостоятельной двигательной активности? 4. Какие условия необходимы для проведения СДД детей? 5. О чем речь? Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении, имеет определённую наполняемость соответствующую возрасту детей. 6. Для какого из нижеперечисленных видов характерны самостоятельные, творческие двигательные действия, выполняемые в рамках правил: соревнование; экскурсия; подвижная игра? 7. Приведите примеры спортивных игр, спортивных упражнений 8. Какие приёмы организации и руководства вы используете в работе с детьми ? 9. Что необходимо учитывать при организации СДД детей? 10. Назовите показатели развития самостоятельной двигательной активности детей. Подведение итогов игры .
2 часть. Методические рекомендации по организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Самостоятельная двигательная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это с вободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; Правильная организация самостоятельной двигательной деятельности детей будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей , а затем и он сам.
Организация и руководство СДД детей Задачи руководства самостоятельной деятельностью : - повышение двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; - воспитание у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; - развитие физических качеств. Основные принципы организация и руководство СДА детей: - Принцип свободы действий (предусматривать каждому из детей место для движений, давать ему право выбора) - Принцип индивидуально –дифференцированного подхода с учётом интереса ребёнка к играм, и разным видам деятельности - Принцип активности, самостоятельности, творчества Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Причины низкой двигательной активности: - Отклонения в состоянии здоровья Неудовлетворительный психологический климат Отсутствие необходимых условий для СДД: недостаточность места для их самостоятельной деятельности, нерациональное размещение оборудования, редкая сменяемость физкультурных пособий, бедность развивающей среды, однообразное содержание двигательной активности и систематические запреты взрослых, в результате которых сформировался малоподвижный тип поведения. - Отсутствие практического опыта организации и руководства самостоятельной двигательной деятельностью .
Руководство СДД предусматривает с оздание следующих обязательных условий: 1. Организацию развивающей предметно-пространственной среды: наличие оборудования и материалов для подвижных, спортивных игр и упражнений; соответствие содержания оборудования возрасту детей; доступность и целесообразность размещения оборудования 2 . Закрепление в режиме дня времени для СДД детей: во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время; 3.Владение воспитателями специальными (опосредованными методами активизации движений детей. Развивающая предметно-пространственная среда – основной фактор развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников , позволяет ребёнку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений. Нестандартное оборудование для активизации ДА дошкольников: разные массажёры, дорожки здоровья, балансиры, устройства для развития ловкости, координации и др. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Осуществляя руководство двигательной активностью детей, педагогами используются следующие методы: наглядные, словесные, практические, игровые, соревновательные методы обучения. Каждый отдельный метод представляет собой определённую систему специфических приёмов. Особого внимания и специфических методов организации и руководства их двигательной деятельностью требуют к себе малоподвижные и гиперподвижные дети. Главным направлением оптимизации двигательной активности малоподвижных детей является стимулирование их подвижности во всех видах деятельности, особенно игровой, воспитание потребности в движениях и подвижных видах деятельности, обогащение состава движений. Для таких детей предлагаем такие приемы руководства, как: - Совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; - Личный пример воспитателя - Объяснение и показ более сложных элементов движений; В несение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений . - Игровые занятия по перевоплощению в образ, например бабочек, альпинистов. - Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком», и др. - Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
Необходимым приёмом руководства является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности, а малоподвижных на выполнение более активных упражнений с использованием физкультурных пособий. В ходе самостоятельной деятельности детей педагогу необходимо: - Наблюдать за детьми, своевременно оказывать необходимую помощь; - Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения; - Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность; - Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту; - Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес; При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей хорошо использовать «полосы препятствий, в дверных проёмах тренажёр «Попади в кольцо», на полу сделать разметку для игры в «Классики». Успешная организация самостоятельной двигательной деятельности детей зависит от их физической подготовленности и имеющегося двигательного опыта. Потому во время прогулок ее целесообразно направлять на усовершенствование движений и повторения игр, которые уже знакомы детям. В процессе СДД детей важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями; позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям.
Показателями успешности хорошо организованной СДД детей являются: Достаточный объем двигательной активности Разнообразие использованных двигательных умений Положительные отношения между детьми Советы по организации двигательной активности детей дома. Чаще организовывать активный отдых детей на свежем воздухе, в выходные дни; В холодное время года организовывать катание на санках, лыжах, летом использовать самокаты, велосипеды, организовывать небольшие походы ; Для разнообразных игр и занятий иметь различного рода физкультурное оборудование: лесенки, канаты, кегли, мячи, скакалки и многие др. предметы; Заниматься дома на спортивных снарядах; Посещать спортивные секции. Таким образом, педагогическая работа по формированию самостоятельной двигательной активности детей является ведущей задачей в детском саду. Только правильная организация СДД детей будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, повышению ДА детей, формированию интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
Список литературы 1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1 2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8 3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009 4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000. 5. Рунова М. А. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке: Старший дошкольный возраст / Рунова М. // Дошкольное воспитание. - 1990. - N 8. – С. 12-16. 6. Рунова, М. А. Формирование оптимальной двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. — 2000. -№ 6. – С. 30-37. 7. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников"
Методическая разработка по теме самостоятельная двигательная деятельность дошкольников - одна из важнейших форм воспитательно-образовательного процесса....
Использование спортивных игр и упражнений при организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на воздухе в зимний период
В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении д...
Методическая разработка по теме: "Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников"
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельн...
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.
В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ....
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.
Памятка для педагогов и родителей....
Семинар «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников» (Конкурс)
Семинар- практикум для педагогов ДОУ....
Мастер- класс для педагогов и специалистов «Развитие интереса к подвижным и спортивным играм в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников».
Мастер класс для педагогов как развить интерес у участию детей в подвижных и спортивных играх....