Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов
консультация
Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов в детском саду оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимизация двигательной активности детей
во время режимных моментов
Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов в детском саду оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Вот поэтому в ДОУ большое внимание уделяется здоровье сбережению – сохранению и укреплению детского здоровья.
Забота о здоровье детей – одна из важнейших задач. Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Она играет большую роль в укреплении здоровья детей, способствует развитию физических и умственных качеств воспитанников. Дефицит двигательной активности отмечается как один из множественных причин снижения качества здоровья детей дошкольного возраста.
В оздоровительной работе существует обязательное условие: полноценное развитие организма ребенка возможно только при удовлетворении его потребности в движении. Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; частый просмотр телевизора; продолжительные игры на компьютере. Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. Исходя из этого, мы считаем необходимым, обеспечить двигательную активность воспитанника в течение дня. Двигательная активность детей в нашей группе осуществляется в разных видах совместной деятельности детей и взрослых (в режимные моменты) и в самостоятельной деятельности детей. Для ее обеспечения необходимо было иметь достаточно свободного места, наличие оборудования и атрибутов. Мы используем групповую комнату, участок детского сада.
Оздоровительную работу с детьми мы ведем по нескольким направлениям.
С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать: динамические паузы, пальчиковую гимнастику, подвижные игры. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, не благоприятно воздействуют на ребенка. Учитывая положительное влияние движений, способствующих активному отдыху и повышению работоспособности, включаем в занятия двигательные компоненты, т. е. физкультурные минутки. Упражнения для физкультурных минуток подбираем не реже одного–двух раз в месяц.
На занятиях по формированию математических представлений физкультурные минутки можно связать с содержанием занятия. Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Катя ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа.
Иногда можно использовать физкультурные минутки для закрепления порядкового или количественного счета, величины и т. д. Например: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть и так до 5, 6, 7, 10.
Большой интерес у детей вызывают физкультминутки с текстом, например:
«Учитель»
Учитель спросит надо встать. (Дети встают.)
Когда он сесть позволит – сядь. (Садятся.)
Ответить хочешь: не шуми, а лучше руку подними. (Поднимают руку.)
На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки,
основанные на упражнениях по звукопроизношению. Например:
Ча–ча–ча, печка очень горяча. (Три хлопка, руки вперед.)
Чи–чи–чи, печет печка калачи. (Три хлопка, руки в стороны.) и т.д.
Эффективны физкультминутки на занятии по разучиванию стихотворения.
Иногда планируется физкультминутка с выходом из–за стола организованной
группой:
«Гуси серые летели, да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)
И присели, посидели, (Приседание.),
Двигательной деятельностью наполняем перерывы между занятиями.
Если во время развивающей организованной деятельности большая нагрузка досталась мышцам рук (рисование, лепка), то в промежутках между занятиями проводим упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманием и разжиманием, потряхиванием кистей. Иногда используем хороводные игры, игры соревновательного характера.
Также в начале дня один из важнейших режимных моментов утренняя гимнастика, которая благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна.
Прогулки - пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Для самостоятельной деятельности детей в групповом помещении созданы специальные условия: атрибуты для танцевальной и двигательной импровизации, игровой гимнастики, подвижных игр и физических упражнений. Любую детскую двигательную активность сопровождают положительные эмоции, поэтому мы пытались создавать у детей эмоциональный настрой во время осуществления двигательной деятельности. Похвала и подбадривание детей оказывает влияние на настроение. Активизация двигательной активности детей в рамках только дошкольного учреждения – этого недостаточно для эффективного оздоровления и физического развития ребенка. В первую очередь, родители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Если родители и педагоги станут союзниками в укреплении детского здоровья, то эта совместная деятельность будет более плодотворной и успешной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность дошкольников в режимных моментах
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым. Пусть онработает, действует, бегает – пусть он находитсяв постоянном движении.Ж.-Ж. Руссо...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ.
Выступление на педсовете 15.12.2016 в дошкольном отделении по адресу Стрельбищенский пер.,21А...
Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"
На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....
Консультация для воспитателей "Способы повышения двигательной активности детей в режимных моментах"
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...
Статья Оптимизация двигательной активности дошкольников во время подвижной игры через обучение детей основным движениям.
Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста. В пед...
презентация "Двигательная активность детей в режимных моментах" 1 младшая группа
quot;Двигательная активность детей в режимных моментах"...
Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Двигательная активность детей в режимные моменты в игровой форме – прыжки в резиночку»
Цель:Повышение двигательной активности детей в ходе самостоятельной деятельности посредством обучения их прыжкам через резинку.Задачи :- формировать двигательные умения и навыки, необходим...