Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов
консультация

Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов в детском саду оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация двигательной активности детей

во время режимных моментов

Оптимизация двигательной активности детей во время режимных моментов в детском саду оказывает существенное влияние на сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей. Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Вот поэтому в ДОУ большое внимание уделяется здоровье сбережению – сохранению и укреплению детского здоровья.

Забота о здоровье детей – одна из важнейших задач. Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Она играет большую роль в укреплении здоровья детей, способствует развитию физических и умственных качеств воспитанников. Дефицит двигательной активности отмечается как один из   множественных причин снижения качества здоровья детей дошкольного возраста.

В оздоровительной работе существует обязательное условие: полноценное развитие организма ребенка возможно только при удовлетворении его потребности в движении. Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; частый просмотр телевизора;  продолжительные игры на компьютере. Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. Исходя из этого, мы считаем необходимым, обеспечить двигательную активность воспитанника в течение дня. Двигательная активность детей в нашей группе  осуществляется в разных видах совместной деятельности детей и взрослых (в режимные моменты) и в самостоятельной деятельности детей. Для ее обеспечения необходимо было иметь достаточно свободного места, наличие оборудования и атрибутов.  Мы используем групповую комнату, участок детского сада.

Оздоровительную работу с детьми мы  ведем по нескольким направлениям.

С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать:  динамические паузы, пальчиковую гимнастику, подвижные игры. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, не благоприятно воздействуют на ребенка. Учитывая положительное влияние движений, способствующих активному отдыху и повышению работоспособности, включаем в занятия двигательные компоненты, т. е. физкультурные минутки. Упражнения для физкультурных минуток подбираем  не реже одного–двух раз в месяц.

На занятиях по формированию математических представлений физкультурные минутки можно связать с содержанием занятия. Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Катя ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа.

Иногда можно использовать физкультурные минутки для закрепления порядкового или количественного счета, величины и т. д. Например: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть и так до 5, 6, 7, 10.

Большой интерес у детей вызывают физкультминутки с текстом, например:

«Учитель»

Учитель спросит надо встать. (Дети встают.)

Когда он сесть позволит – сядь. (Садятся.)

Ответить хочешь: не шуми, а лучше руку подними. (Поднимают руку.)

На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки,  

основанные  на упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча–ча–ча, печка очень горяча. (Три хлопка, руки вперед.)

Чи–чи–чи, печет печка калачи. (Три хлопка, руки в стороны.) и т.д.

Эффективны физкультминутки на занятии по разучиванию стихотворения.

Иногда планируется физкультминутка с выходом из–за стола организованной

группой:

«Гуси серые летели, да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)

И присели, посидели, (Приседание.),

Двигательной деятельностью  наполняем перерывы между занятиями.

Если во время развивающей организованной деятельности  большая нагрузка досталась мышцам рук (рисование, лепка), то в промежутках между занятиями проводим  упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманием и разжиманием, потряхиванием кистей. Иногда используем  хороводные игры, игры соревновательного характера.

Также в начале дня один из важнейших режимных моментов утренняя гимнастика, которая благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.

Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна.

Прогулки - пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.  На прогулке дети играют, много двигаются. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся  подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Для самостоятельной деятельности детей в групповом помещении созданы специальные условия:  атрибуты для танцевальной и двигательной импровизации, игровой гимнастики, подвижных игр и физических упражнений. Любую детскую двигательную активность сопровождают положительные эмоции, поэтому мы пытались создавать у детей эмоциональный настрой во время осуществления двигательной деятельности. Похвала и подбадривание детей оказывает влияние на  настроение.  Активизация двигательной активности детей в рамках только дошкольного учреждения – этого  недостаточно  для эффективного оздоровления и  физического развития  ребенка. В первую очередь, родители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Если родители и педагоги станут союзниками в укреплении детского здоровья, то эта совместная деятельность будет более  плодотворной и успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников в режимных моментах

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым. Пусть онработает, действует, бегает – пусть он находитсяв постоянном движении.Ж.-Ж. Руссо...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ.

Выступление на педсовете 15.12.2016 в дошкольном отделении по адресу Стрельбищенский пер.,21А...

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Консультация для воспитателей "Способы повышения двигательной активности детей в режимных моментах"

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...

Статья Оптимизация двигательной активности дошкольников во время подвижной игры через обучение детей основным движениям.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста. В пед...

презентация "Двигательная активность детей в режимных моментах" 1 младшая группа

quot;Двигательная активность детей в режимных моментах"...

Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Двигательная активность детей в режимные моменты в игровой форме – прыжки в резиночку»

Цель:Повышение двигательной активности детей в ходе самостоятельной деятельности посредством обучения их  прыжкам  через резинку.Задачи :- формировать двигательные умения и навыки, необходим...