Оздоровительные основы координационных способностей
методическая разработка
В дошкольном возрасте формируются основные двигательные умения и навыки, которые являются базисом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. У ребенка- дошкольника происходит закрепление и улучшение условных связей, повышается уровень общего физического развития, совершенствуются физические качества и двигательные умения, значительное место среди которых занимают координационные способности.
Координационные способности - это способности точно управлять своими двигательными действиями и регулировать их. Основными составляющими этих способностей являются: быстрота, рациональность, находчивость.
Развитие координационных способностей в старшем дошкольном возрасте может осуществляться в нескольких направлениях:
- использование разнообразных упражнений и подвижных игр, которые имеют элемент новизны;
- постепенное увеличение координационной сложности упражнений;
- повышение требований к точности и согласованности мышлений;
- совершенствование способности поддерживать равновесие тела.
Координационные способности составляют основу такого физического качества, как ловкость.
К координационным способностям относят:
- умение точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- выполнять двигательное действие без лишнего мышечного напряжения.
Ловкость и координационные умения необходимо развивать с 5-7 лет. Это наиболее благоприятное время. В этом возрасте дети способны проявить высокую точность движений и воспроизводить временные параметры. При этом в литературе отмечается, что темпы прироста координационных умений у девочек несколько выше, чем у мальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatsionnye_sposobnosti.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные основы координационных способностей.
Физическое воспитание имеет особую значимость в период дошкольного детства, так как на этом этапе формируются основные умения и навыки, которые способствуют развитию гармоничной личности. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, приоритетными задачами сегодня являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
В дошкольном возрасте формируются основные двигательные умения и навыки, которые являются базисом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. У ребенка- дошкольника происходит закрепление и улучшение условных связей, повышается уровень общего физического развития, совершенствуются физические качества и двигательные умения, значительное место среди которых занимают координационные способности.
Координационные способности - это способности точно управлять своими двигательными действиями и регулировать их. Основными составляющими этих способностей являются: быстрота, рациональность, находчивость.
Большой вклад в исследование проблемы развития координации движений и ловкости внес Н. А. Бернштейн. В своей работе «О ловкости и ее развитии» он дал определение понятию ловкость, рассмотрел соотношение ловкости и координации движений. Изучением особенностей развития координационных умений занимался В. И. Лях. Он предложил классификацию координационных способностей, дал определение понятию «координационные способности». Классификация базовых координационных способностей была предложена также Л. Д. Назаренко. Он выявил средства и методы развития двигательной координации.
Развитие координационных способностей в старшем дошкольном возрасте может осуществляться в нескольких направлениях:
- использование разнообразных упражнений и подвижных игр, которые имеют элемент новизны;
- постепенное увеличение координационной сложности упражнений;
- повышение требований к точности и согласованности мышлений;
- совершенствование способности поддерживать равновесие тела.
Координационные способности составляют основу такого физического качества, как ловкость.
К координационным способностям относят:
- умение точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- выполнять двигательное действие без лишнего мышечного напряжения.
На проявление координационных умений действует ряд факторов:
- сложность двигательного действия,
- способность человека к анализу своей двигательной деятельности,
- общее физическое развитие детей.
Ловкость и координационные умения необходимо развивать с 5-7 лет. Это наиболее благоприятное время. В этом возрасте дети способны проявить высокую точность движений и воспроизводить временные параметры. При этом в литературе отмечается, что темпы прироста координационных умений у девочек несколько выше, чем у мальчиков.
Для развития ловкости и координационных умений используются подвижные игры с элементом новизны. В процессе разучивания новых движений дети расширяют свой двигательный опыт, учатся варьировать и комбинировать упражнения. Большое значение имеют упражнения на точность, упражнения вариативного характера. Все эти упражнения требуют мышечной активности и напряженности, поэтому в дошкольной образовательной организации их проводят непродолжительное время.
О состоянии двигательных умений и навыков дошкольников судят по физическим качествам, которые проявляются во время выполнения детьми различных упражнений. Одним из таких физических качеств является умение сохранять равновесие.
Равновесие – это способность человека сохранять устойчивое положение во время движения в статическом положении. Равновесие является важным критерием моторной зрелости. Оно определяет готовность к выполнению новых двигательных действий.
По мнению ученых (Е. Н. Вавилова, М. А. Рунова, Э. Я. Степаненкова и др.), координационные способности проявляются у детей в различных видах движений: беге, прыжках, метании и др., например:
- челночный бег (3 раза по 10 метров),
- статическое равновесие (умение сохранять равновесие при выполнении двигательной задачи является важным показателями координации движений ребенка);
- подбрасывание и ловля мяча.
Рассмотрим направления работы по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста:
- постепенное увеличение сложности двигательной задачи, двигательных действий и содержания подвижных игр и упражнений;
- дополнительное спортивное оборудование и инвентарь: ленточки, мешочки с песком, гимнастическая стенка, обруч;
- выполнение упражнений без зрительного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо....
консультация для родителей "Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет"
координационная лесенка...
Консультация для родителей Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует - пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.В настоящее время состояни...
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Статья "Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Консультация « Координационные способности как основа двигательного развития дошкольников»
Актуальность развития координационных способностей детей дошкольного возраста обуславливается:- Во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в том числе и физическом отн...
Мастер- класс «Координационная лестница как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
Мастер- класс«Координационная лестница как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО&ra...