ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ КАЖДОГО ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА Яхимович М.Г.
статья
В статье рассматриваются вопросы формирования представлений о факторах вреда и пользы для здоровья дошкольников их двигательной деятельности, полного отдыха, сбалансированного питания ,состояния окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yahimovich_m.g._statya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровья
УДК 372. 3
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ КАЖДОГО ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА
Яхимович М.Г.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования представлений о факторах вреда и пользы для здоровья дошкольников их двигательной деятельности, полного отдыха, сбалансированного питания ,состояния окружающей среды.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим дня, закаливание, рациональное питание.
CHILDREN'S HEALTH IS A VALUABLE ASSET OF EVERY CIVILIZED SOCIETY
Yakhimovich M. G.
Annotation: the article deals with the formation of skills of a healthy lifestyle of a child, as the main component of a child's health .
Keywords: healthy lifestyle, daily routine, healthy habits, a balanced diet.
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие.
Но что же такое «здоровье». Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», поскольку в образе жизни человека проявляется его здоровье.
В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: - тип высшей нервной деятельности, - морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, - возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т. д.), - личностно - мотивационные особенности личности[2].
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух». Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный[1].
В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем[2].
Нами был разработан проект в старшей группе ,в начале которого было проведено анкетирование родителей на тему «Здоровый образ жизни семьи» . Результаты анкетирования были такими 50 % семей занимаются здоровым образом жизни (занимаются спортом, соблюдают режим дня, приобщают детей к освоению культурно-гигиенических навыков),25 % семей (занимаются здоровым образом жизни) и 25 % семей считают что это не столь важно в жизни. Эти результаты и заставили нас серьезно задуматься над проблемой в формировании здорового образа жизни у дошкольников[2].
Исходя, из анкетирования родителей нами были разработаны основные показатели физического здоровья детей:
- нормальное функционирование всех органов и систем организма, их рост и развитие, которые подтверждаются возрастными антропометрическими и биометрическими показателями;
- отсутствие болезней или одиночных заболеваний.
Основные показатели здорового образа жизни семьи:
- благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми;
-ответственное отношение родителей к здоровью ребенка, культура здоровья;
- благоприятные условия для физического и психического развития ребенка;
- правильно организованная рациональная пища;
- соблюдение дома режима дня для ребенка;
- отрицательное отношение взрослых к алкоголю и курению;
- достаточная трудовая активность, привлечение детей к посильной работе;
-соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- умеренные требования к ребенку, общие игры, проведение досуга (отдых вместе, прогулки в лес, парк, на каток, лыжные прогулки, общее чтение, рисование и т.п.).
В основу здорового образа жизни входит режим дня дошкольника.
Режим дня – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сон, прием пищи, общение с внешним миром[3].
Многие родители часто задают вопросы для чего нужен режим дня? В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:
- гиперактивность
- гипервозбудимость
- ухудшение памяти
- снижение работоспособности
- быстрая утомляемость
- частые респираторные заболевания
Отчего это происходит? Режим дня для малыша - это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.
Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением[3].
Для эффективной работы по правильному распорядку дня мы с детьми и их семьями провели такую работу : составление режима дня дошкольника и его семьи, зарисовки режима дня, провели консультации на тему «Режим дня как важная составляющая здоровья ребенка», «Биологические часы ребенка». С детьми были проведены дидактические игры «режим дня», «последовательность дня Бельченка», проведена гимнастика «Зарядка повторяйка» .Оформление выставки рисунков «Я и моя семья».
Следующий фактор один из главных в здоровом образе семьи является рациональное питание. Родителями и детям важно знать, что рациональное питание детей и всей семьи благоприятно влияет на их физическое и нервно-психическое развитие, повышает сопротивляемость организма к болезням.
По результатам анкетирования мы выяснили, что 89% семей питаются не рационально, что ведет к ухудшению здоровья. Дошкольники в этих семьях часто болеют, и пропускают дошкольное учреждение.
Детскому организму присущий быстрый процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребенка в питательных веществах. Пища должна отличаться от еды взрослого. Должны быть сбалансированы овощи и мясо, а так же в ежедневном рационе дошкольников должны присутствовать фрукты[2].
Процесс переваривания пищи у пятилетнего ребенка составляет примерно 3-3,5 часа, а значит, и интервалы между едой должны примерно соответствовать указанному диапазону времени. Идеальный график приема пищи для 5-7летнего ребенка: завтрак в 8 часов утра; обед после 12 дня; полдник примерно в 15:30; ужин не позднее 19 часов вечера.
Используя различные источники, нами был составлен примерный рацион ребенка в день(Таблица 1)
Таблица 1
Суточный рацион ребенка (5-7 лет)
Продукт | Рекомендованное количество для 5-7-летнего ребенка |
Овощи | 250-500 г |
Хлеб | 170 г |
- в том числе черный | 60 г |
Крупа и макароны | 50 г |
Свежие фрукты | 150-200 г |
Сушеные фрукты | 15 г |
Мука | 25 г |
Мясо | 110 г |
Молоко и молочные продукты | 500 г |
Яйца | Половинка куриного яйца или 2 перепелиных |
Рыба | 50 г |
Творог | 50 г |
15 г | |
Сливочное масло | 30 г |
Сахар | 60 г |
Растительное масло | 10 г |
Сметана | 15 г |
Соль | 3 г |
Исходя из таблицы мы видим что пища ребенка по объему и качеству должна отвечать особенностям пищеварительного тракта , содержать достаточное количество нужных ребенку белков, жиров и углеводов , а так же минеральных веществ, и витаминов[2].
С родителями по данному вопросу был составлен оптимальный режим рационального питания детей, в группу была приглашена медсестра детского сада которая провела консультацию «Вкусно не значит полезно», воспитателями подготовлены консультации «Как составить меню», «Вкусно и полезно», «Вся польза в витаминах» , проведена выставка рисунков и семейных проектов «Мы за правильное питание в семьях». С детьми проведена сюжетно-ролевая игра «Повар», «Супермаркет», дидактические игры «Магазин», «Приготовь обед», «Фрукты и овощи», «Витамины».
Третий раздел нашего проекта посвящён занятием спорта в семьях дома. Из анкетирования и опроса родителей мы выяснили, что только 30 % семей занимаются спортом и приобщают детей к спорту. Из группы в которую ходят 24 ребенка ,всего 10 детей записаны в различные секции и кружки оздоровительной работы.
Нами была организованна поездка в санаторий «Орленок» где дети смогли покататься на ледянках, позаниматься на тренажёрах, посетить бассейн. В детском саду проводятся занятия в бассейне каждую неделю, но половина родителей не хочет чтобы дети ходили в него, по причинам частой заболеваемости детей, боязни ребенка воды и т.д.
Совместно с физкультурными работниками учреждения был проведен спортивный праздник для пап и детей, участие приняли половина родителей, мероприятие помогло родителям раскрепоститься и с подвигнуть детей к занятием спорта.
Совместно с родителями организовали выставку фотографий «Мама ,папа ,я – спортивная семья» в данной выставке приняли участие 20 семей. Проведены консультации «Занимайся спортом будешь здоров», «Физкультура и семья». С детьми проведены спортивные развлечения , проведены сюжетно-ролевые игры «Учитель физкультуры», «Моя спортивная семья», творческие игры «Спорт», дидактические игры «Виды спорта», «Мои спортивные достижения», «Хоккей».
Еще одним главным факторов в привитии здорового образа дошкольникам являются полезные привычки. Привычки мы разделили на две категории такие как личной гигиены и культурного поведения.
К привычкам личной гигиены мы отнесли следующее : придя в пользоваться только личными средствами гигиены, следить за состоянием обуви и одежды, любить чистоту, мыть руки с мылом перед приемом пищи, каждое утро делать гимнастику; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами[1].
К привычкам культурного поведения можно отнести следующее: не кричать, а вежливо просить; благодарить взрослых за выполненную просьбу; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, при раздевании; входя в помещение с улицы вытирать ноги; ставить на место игрушки; здороваться и прощаться; проявлять заботу о младших.
В результате проведенной оздоровительной работы у детей отмечено снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации, более сформировано осознанной отношение к своему здоровью, а у родителей отмечается повышение заинтересованности в жизни группы и в развитии у детей представлений и навыков ЗОЖ[2].
Литература:
1.Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях/ Н. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 37-48.
2.Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». -Психолог в детском саду. -2006. -№3.-с.12-16.
3. Электронный ресурс - http://docs.cntd.ru/ - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.(Дата обращения – 2.03.2020г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей- актуальная проблема общества.
Система сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста....
Здоровые дети-здоровое общество
ect;Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение кото...
Статья "Здоровые дети - здоровое общество"
Воспитание (или воспитательную деятельность) мы понимаем, как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию....
Проект на тему: "Здоровье детей - ценное достояние каждого цивилизованного общества".
Тема проекта: " Здоровье детей - ценное достояние каждого цивилизованного общества".Авторы проекта: Чувилина Любовь Михайловна, Герасимлюк Оксана Геннадьевна.Тип проекта: информационно-творч...
буклет "Здоровье детей- ценное достояние каждого цивилизованного общества"
Закаливание, правильное питание, полезные привычки, здоровый образ жизни в семье - все это залог здоровья ребенка...
Статья: «Здоровые дети – здоровое общество»
Здоровым быть – это здорово! Каждый человек от мала до велика должен знать, что значить быть здоровым и что для этого нужно делать....
Здоровье детей - ценное состояние каждого
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «буд...