Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (подготовительная группа)
картотека (подготовительная группа)
Цель:
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику
- «Здравствуй, детский сад!»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики.)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики
по лексическим темам
(подготовительная группа)
Цель:
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику
- «Здравствуй, детский сад!»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики.)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)
- «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»
Дорожных правил очень много!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(Разжимают и сжимают кулачки.)
- «Осень. Признаки осени.»
Если листья пожелтели,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Дождь холодный моросит,
(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)
Птицы к югу полетели,
(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)
Значит, осень к нам спешит.
(Хлопок, кулачок.)
- «Огород. Овощи»
Приглашаем в огород.
Приглашаем народ:
-Заходите в огород!
(Разводят руки в стороны перед собой.)
Проходите между гряд-
(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)
Там огурчики лежат,
(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)
Помидоры висят,
Прямо в рот хотят.
(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)
Рядом зреет репка
Ни густа, ни редка.
(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)
Наберем мы овощей
Для себя и для друзей.
(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)
5 «Сад. Фрукты»
«Компот»
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держать «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот:
(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Варим, варим мы компот.
(Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ!
(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)
- «Лес»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладошками.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Ветер бросил на тропинку.
(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)
- «Лес. Дикие животные»
Дикие животные водятся в лесу.
(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших)
Здесь увидеть можешь ты
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку и ежа,
Оленя и лося.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Прячет всех надежно
(Зажимают пальчики в кулачок.)
Лесная тишина.
(Подносят указательный пальчик к губам.)
- «Семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)
И у нас разлада нет.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мамочка любимая, родная!»
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
(Выполняют движения по тексту.)
- Неделя здоровья
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать
(Загибают большие пальчики на обеих руках.)
Этот пальчик лег в кровать
(Загибают указательные пальчики.)
Этот пальчик чуть вздремнул
(Загибают средние пальчики.)
Этот пальчик уж уснул
(Загибают безымянные пальчики.)
Этот крепко-крепко спит
(Загибают мизинчики.)
Тише, тише, не шумите…
(Подносят указательный пальчик к губам.)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают руки и делают «солнышко».)
Будут птицы щебетать,
(Машут сложенными накрест ладонями.)
Будут пальчики вставать!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
- «Здравствуй, зимушка-зима!»
Весело зимой! Не хочется домой!
(Хлопают в ладоши.)
Но ветер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Вьюга начинается.
(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)
Крепчает мороз-
(Сжимают с усилием кулачки.)
Щиплет щеки, щиплет нос
(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)
Руки стали замерзать-
(Трут ладони.)
Надо их согревать.
(Дышат на ладони.)
Вечер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Темнота сгущается.
(Закрывают руками глаза.)
Нам домой идти пора.
(Пальчики «шагают».)
-До свидания! До утра!
(Машут рукой на прощание.)
- «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
(«Зовущие» движения пальчиков.)
Приготовлю крошки-
Хлебушка немножко.
(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)
- «Новогодний праздник»
Приходили к ёлке
(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)
Зайцы,
(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)
Белки,
(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)
Волки,
(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)
Новый год встречали
(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)
И подарков ждали.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мой дом. Мебель. Электрические приборы»
Мебель я начну считать:
(Показывают ладошки обеих рук.)
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)
Много мебели назвали,
(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)
Десять пальчиков зажали.
(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)
- «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Мы посуду перемыли,
(Одна ладошка скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварешку потеряли.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Так мы маме помогали.
(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
- 1 «Профессии»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Сразу всех не называю,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- «День Защитников Отечества»
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два танкиста-удальца!
(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)
- «Весенние перемены в природе»
Весёлые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Забралось в сосульки
(Стучат пальчиками по столу.)
Весеннее солнце.
(Поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут
По сосулькам слезинки…
(Сжимают и разжимают кулачки.)
И тают сосульки –
Весёлые льдинки.
(Стучат пальчиками по столу.)
- 1 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»
Огромный букет
Нарисую я маме.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
И с праздником женским
Поздравлю ее.
(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)
Пусть мамочку солнце
Согреет лучами,
(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)
И радостно птицы
Поют для нее.
(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)
- «Одежда. Обувь»
1.«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Будем там тихонько спать.
(Кладут ладошки на стол.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)
Будем вещи мы стирать:
(Кулачки имитируют стирку.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Сарафанчик и халат,
Шарф и шапку не забудем –
(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)
Их стирать мы тоже будем.
(Кулачки имитируют стирку.)
- «Транспорт»
Есть игрушки у меня:
(Хлопок, кулачок)
Паровоз и два трамвая,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран-
Настоящий великан.
(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)
Сколько вместе, как узнать?
Помогите сосчитать!
(Сжимают и разжимают пальчики.)
- «Животные жарких стран»
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
То увижу там
(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)
шакала, бегемота, носорога,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)
Хорошо живется им –
(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)
Не бывает снежных зим.
(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)
- «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
"На ракете"
Раз, два, три, четыре, пять -
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- «Домашние животные»
«В деревне»
Я в деревне отдыхаю,
(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)
Всех зверей домашних знаю:
(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)
Кролик, лошадь,
Кот, корова и свинья,
(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)
И коза с козлом,
А еще баран с овцой,
Да верный пес –
(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)
Помощник мой.
(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)
- 2 «На птичьем дворе»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра:
(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- «Луг. Насекомые»
«На лугу»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)
- «День Победы»
Что такое день победы?
(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)
Это праздник!
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Ордена и награды боевые.
(Кулачки прижимают к груди.)
И салюты золотые,
(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)
И тюльпанчики цветные,
(Показывают руками бутон.)
И чистая земля.
(Рисуют большой круг в воздухе).
27. «Скоро в школу»
«Школа»
В школу осенью пойду.
(«Шагают» пальчиками по столу. )
Там друзей себе найду.
(Соединяют пальчики рук в замок.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)
Я таким учёным буду!
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Но свой садик не забуду.
(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)
- Мой город
Я по городу хожу, Ходьба на месте
Я про город расскажу.
Поликлиники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазины, заводы и библиотеки.
Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)
Город нужен для людей. (Хлопки)
- «Лето»
Вот и лето наступает,
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Всех на отдых приглашает.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )
Будем плавать, загорать
(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)
И на даче отдыхать.
(Показывают «домик»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа
Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....
Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы
Я плыву на лодке белойПо волнам с жемчужной пеной.Я - отважный капитан,Мне не страшен ураган....
Картотека физкультминуток по лексическим темам в группе кратковременного пребывания детей 2-3 лет
Картотека представляет тематический подбор физкультминуток для детей 2-3 лет на учебный год...
КАртотека пальчиковых игр по лексическим темам подготовительная группа
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам : игрушки, фрукты, овощи, деревья, осень, подойдет для родителей и педагогов...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (подготовительная группа)
В данном материале содержится картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год для подготовительной группы...
Картотека пальчиковой гимнастики. Лексическая тема: «Зима».
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообр...
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...