Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (подготовительная группа)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
В данном материале содержится картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
(подготовительная группа)
Тема: «День знаний. Школа»
«Школа»
В школу осенью пойду. | Дети «шагают» пальчиками по столу |
Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. | Загибают по одному пальчику |
Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. | Грозят указательным пальчиком правой руки
|
«Хочу всё знать»
Семь вещей у нас в портфеле: | сжимают и разжимают пальцы |
Промокашка и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш. | загибают поочередно пальцы |
Скоро в школу мы пойдем И портфель с собой возьмем. | «шагают» пальцами по столу |
Книжки, ручку, карандаш | загибают пальцы по одному |
Мы в портфель положим наш. | соединяют и разъединяют пальцы |
Будем мы читать, писать, | хлопают в ладоши |
И учиться все на «пять»! | показывают пять пальцев |
Тема: «Детский сад. Игрушки.»
«Детский сад»
В нашей группе все друзья | Дети ритмично стучат кулачками по столу. |
Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Разжимают кулачки, начиная с мизинчика |
«Наша группа»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз) |
Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. | Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков |
Раз, два, три, четыре, пять | Разъединяют пальчики. |
Мы закончили считать | Руки вниз, встряхивают кистями. |
«Детский сад»
Детский сад, детский сад. | Хлопки |
Он всегда детям рад. | Сжимать и разжимать кулачки |
Буду в садике играть И конструктор собирать. Буду бойко танцевать И лепить, и рисовать. | Загибать пальчики на каждое занятие |
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. | Поочерёдно загибают пальчики |
Раз, два, три, четыре, пять | Поочерёдно разгибают пальчики |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
Тема: «Овощи-Фрукты»
«Приглашаем в огород.»
Приглашаем народ: -Заходите в огород! | Разводят руки в стороны перед собой. |
Проходите между гряд- | Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу. |
Там огурчики лежат, | Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала. |
Помидоры висят, Прямо в рот хотят. | Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга. |
Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. | Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка. |
Наберем мы овощей Для себя и для друзей. | Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи. |
«Огород»
В огороде много гряд: | Сжимают и разжимают пальцы в кулак. |
Тут и репа, и салат, Тут и свекла и горох, А картофель, разве плох? Наш зеленый огород. | По очереди разжимают пальцы из кулака. Сжимают и разжимают пальцы. |
«На базар ходили мы»
На базар ходили мы, | Соединение мизинцев |
Много груш там и хурмы, | Соединение безымянных |
Есть лимоны, апельсины, | Соединение средних |
Дыни, сливы, мандарины. | Соединение указательных |
Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Соединение больших |
«Фрукты»
Знают взрослые и дети: Много фруктов есть на свете! | Сжимают и разжимают пальцы |
Яблоки и апельсины, Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты. | Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца. |
Тема: «Грибы-ягоды»
«Дети в лес грибной пошли»
Дети в лес грибной пошли | Дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу |
И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой. | Загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами |
«Грибочки»
На полянке возле кочки Мы увидели грибочки: Две горькушки, Две серушки, Две волнушки, Две свинушки. А два беленьких грибочка Мы увидели на кочке. | Дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы |
«Ягоды»
Сколько ягод в мире есть? Всех, конечно, и не счесть! Земляника, и клубника, И крыжовник, и брусника, А ещё смородина Чёрная и красная. Ох, варенье вкусное! Ягода прекрасная! Есть малина и черника, Клюква есть и голубика, А ещё есть виноград. Винограду каждый рад! | Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды. |
Тема: «Деревья. Кустарники.»
«Деревья»
Вот деревья: | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. |
Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. | Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
«На что похожи листья?»
Дубовый листок в завитушках Немного похож на барашка. Осиновый лист – будто шарик Или с длинным хвостом черепашка. Лист липовый словно сердечко. Кленовый похож на ладошку. | Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение. |
Каштановый лист, словно веер, Сейчас помашу им немножко. | Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером. |
Тема: «Хлеб. Труд на селе.»
«Рос сперва на воле в поле»
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, | Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх. |
А потом обмолотили, | Постукивают кулаками друг о друга. |
Он в зерно вдруг превратился. | Выполняют упражнение «Пальчики здороваются» |
Из зерна – в муку и тесто, | Сжимают и разжимают кулаки. |
В магазине занял место. | Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх. |
«Вырос он под небом синим»
Вырос он под синим небом, | Поднимают руки вверх. |
А пришел на стол к нам – хлебом. | Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. |
- Дождик, дождик, поливай | Указательным пальцем постукивать по ладони другой |
- Будет хлеба каравай, | Образовать перед собой круг руками |
- Будут булки, будут сушки, | Похлопывать поочередно одной ладонью другую |
- Будут вкусные ватрушки. | Соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг |
«Муку в тесто замесили»
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают кулачки |
А из теста мы слепили: | Прихлопывают ладошками, «лепят» |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – | Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца |
Всё мы испечём в печи. | Обе ладошки разворачивают вверх |
Очень вкусно! | Гладят живот |
Тема: «Перелётные птицы»
«Птицы в небе тают…»
Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. | Машем руками |
Все растаяли вдали | Ладонь «козырьком» ко лбу |
Аист, цапли, журавли | Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
«Перелетные птицы»
Птицы перелетные | Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. |
В стаи собираются, | Сжимают пальцы рук в кулаки. |
В края теплые летят, | Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз. |
До весны прощаются. | Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». |
Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, | Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди) |
К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
«Осень стаи собирает»
Ветер листики срывает, | Ладони плавно опускать вниз, как падающие листья. |
Осень стаи собирает. | Махать перекрещенными в запястьях ладонями. |
Гуси, утки, соловьи, Лебеди и журавли | Пальцы в кулачки. Разгибать по одному пальчику на обеих руках на каждое название. |
Оторвались от земли И пропали все вдали… | Махать перекрещенными в запястьях ладонями. Завести руки за спину. |
Как весной растает лёд – Значит скоро их прилёт. | Вывести руки из-за спины и, махая «крыльями», поднять руки над головой. |
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы.»
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. | Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. |
Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, | Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Будем там тихонько спать. | Укладывают ладони на стол |
«Одежда»
Я надену сапоги, курточку и шапку. | Показываем на ноги, туловище, голову. |
И на руку каждую | Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая — проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. |
Натяну перчатку. | Смена рук. |
«Одежда»
Возле старого домишки | Ладони треугольником над головой (крыша.) |
Сохнет детское бельишко: | Развести руки в стороны. |
Шорты, трусики, пелёнки, Ползунки и распашонки, Сарафанчики, косынки, Малышовские простынки, Чепчики, пинеточки – | На каждое название загибать по порядку по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке. |
Всё, что носят деточки. | Развести руки в стороны. |
Тема: «Представления о себе»
«Были маленькими мы»
Были маленькие мы | Пальцы согнуты, прижаты к ладони |
Стали вдруг большие | Расправить пальцы, растопырить |
Шалунишки, шалуны | Движение «фонарики» |
А дружные какие! | Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты |
«Это я»
Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! | Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
«Части тела.»
У меня есть голова, Грудь, живот, а там — спина, Ножки — чтобы поскакать, Ручки — чтобы поиграть | Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела. |
Тема: «Права и обязанности»
«Грязнули»
Кто зубы не чистит, Не моется с мылом | Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами |
Тот вырасти может Болезненным, хилым. | Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. |
Дружат с грязнулями Только грязнули | Пальцы рук соединить в замок |
Которые сами В грязи утонули | Движение имитирующее пловца |
У них вырастают Противные бяки, | Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся» |
За ними гоняются Злые собаки | Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть» |
Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут! | Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем. |
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире? | Хлопки в ладоши на счет. |
Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать: | Хлопки в ладоши на счет. |
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я, | Поочередное поглаживание пальчиков. |
Вот и вся моя семья! | Массаж всех десяти пальчиков |
Тема: «Семья»
«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка: | Пальцы сжаты в кулак |
Самой первой села мама, | Разогнуть большой палец |
Рядом — строгий наш отец. | Разогнуть указательный |
Следом братец и сестрица. | Разогнуть средний и безымянный) |
Ну а мне где поместиться | Разогнуть мизинец |
«Семья»
Едем мы на электричке: | Руки в локтях, движение «поезд». |
Мама, папа, в клетке птичка, Брат, сестра, бабуля наша, Тётя Оля, дядя Саша – Едем к деду мы на дачу И везём кота в придачу. | На каждое название загибать по одному пальчику по порядку сначала на одной, затем на другой руке (животные считаются). |
Тема: «Мебель. Посуда. Бытовые приборы»
«Наша квартира»
В нашей комнате — столовой Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, СТУЛЬЯ — спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате доя взрослых — спальне — Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ, Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ С одеялами на вате И березовый КОМОД, Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ — центр музыкальный. | На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. |
«Посуда»
Помогаю накрывать Маме я к обеду. | Вытирающие движения по столу. |
Десять раз туда – сюда Я сходил к буфету. | Указательными и средними пальчиками «бегать» по столу. |
Вот тарелки, вилки, ложки, Чашки, блюдца, поварёшки, Чайник, супница большая, Каёмка с краю золотая, Соль в солонке и ножи. | Ладони лежат на столе. На каждое название поочерёдно приподнимать пальчики, сначала на одной, затем на другой руке. |
Руки чистые? Скажи! | Показать пальчики - «лучики». |
«В нашем доме новосёл?»
В нашем доме новосёл! Еле я его нашёл! Где ж котёнок может спать? | Два кулачка рядом. Поочерёдно разжать, а потом сжать каждый кулачок. |
Я залез и под кровать, Заглянул в буфет, в чулан, Посмотрел и за диван, Заглянул за шкаф, за стол, Передвинул стул… | На каждое название мебели разжимать одновременно по одному пальчику на обеих руках. |
Нашёл! | Большие пальцы вверх. |
Тема: «Животные Жарких стран»
«Если в жаркую страну я случайно попаду»
Если в жаркую страну Я случайно попаду, | Сжимают и разжимают пальчики. |
То увижу там | Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам. |
Шакала, бегемота, носорога, Кенгуру, гиппопотама, Обезьяну, тигра, льва, Крокодила и слона. | Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого. |
Хорошо живется им – | Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны. |
Не бывает снежных зим. | Указательным пальчиком двигают влево-вправо. |
Тема: «Животные Севера»
«В гости к северным оленям»
Мальчик-с-пальчик, где ты был? –Я по Северу бродил. | Руки сжаты в кулачок, большой пальчик обеих рук выставлен. |
Встретил там песца, тюленя, Горностая и оленя, Белого медведя встретил И моржа я там заметил, И кита увидел в море, Даже чаек на просторе. | Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой. |
Всем подарки я дарил! | Вытягивают руки вперёд ладошками вверх. |
Всяк меня благодарил! | Прижимают ладошки к груди |
Тема: «Зима. Зимние виды спорта. Зимние развлечения.»
«Зима»
Я могу ходить на лыжах, | Ладони поочерёдно скользят по столу. |
На коньках могу скользить, | Поочерёдно скользить по столу рёбрами ладоней. |
И ещё могу из снега Бабу снежную слепить. | «Лепить комок». |
Я качусь с горы на санках, | Пальцы левой руки упереть в стол, руку приподнять в запястье. Правая рука «катится» по левой руке (горка). Поменять руки местами. |
Во дворе снежки бросаю. | «Бросать снежки». |
Хоть на улице мороз, | Растирать ладони с силой до тепла. |
Всё равно с детьми играю! | Сжимать и разжимать кулачки. |
«Раз, два, три, четыре, пять мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. | Загибать пальчики по одному) |
Мы во двор пришли гулять. | Имитировать лепку комков |
Птичек крошками кормили, | Крошить хлебушек всеми пальчиками |
С горки мы потом катались. | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивать ладошки |
Съели суп, и спать легли. | Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку |
Тема: «Праздник Новый год»
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: | Шагают пальчиками по столу |
Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! | На каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке |
Тема: «Зимующие птицы»
«Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. |
Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
Тема: «Декоративно-прикладное искусство. Игрушки.»
«Искусство родного края»
У Матрёшкиной сестрицы | Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони |
По деревне небылиц | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони |
Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, | На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших |
А всех их пригоже Корова в рогоже. | Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками |
«Потешка»
Солнышко-ведрышко! | Развести руки в стороны и раздвинуть пальцы |
Взойди поскорей, | Поднять руки вверх |
Освети, обогрей | Сделать «фонарики» перед собой |
Телят да ягнят, | Показать « рожки» на голове |
Еще маленьких ребят | Не до конца соединить, указательный палец и приложить ладони к груди |
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения.»
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. | «Грозят» пальчиками |
Раз - Внимание дорога! Два - сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». | Загибают поочередно пальцы |
Правила все надо знать | Хлопки руками |
И всегда их выполнять. | Показывают «класс!» большим пальцем |
«Транспорт»
В путешествие играем. Транспорт разный называем: | «Крутить руль». |
Поезд, катер, вертолёт, Автобус, скутер, самолёт, Трамвай, троллейбус, грузовик, И такси, и мотоцикл, Электричка, теплоход | На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке. |
С ветерком нас мчат вперёд. | Махать ладошками на лицо «ветерок». |
Тема: «Профессии»
«Много есть профессий знатных»
Много есть профессий знатных, | Соединяем пальцы правой руки с большим |
И полезных, и приятных. | Соединяем пальцы левой руки с большим |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… | Последовательно соединяем пальцы обеих рук с большим |
Сразу всех не называю, | Сжимаем и разжимаем кулаки |
Вам продолжить предлагаю. | Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх |
«Стройка»
Что делает для нас строитель? | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Блоки привезёт водитель. | «Крутить руль». |
Возводит стены каменщик. | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Крышу роет кровельщик. | Сделать ладошки «домиком». |
Красит стены нам маляр. | «Красить» двумя руками, сгибая руки в запястьях. |
Окна сделает столяр. | «Рисовать» окна в воздухе обеими руками. |
Строим, строим новый дом, | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Чтобы жить счастливо в нём! | Обе руки поднять вверх. |
Тема: «День защитника Отечества»
«Наша армия сильна»
Наша армия сильна, | Показать «силу» мускулов. |
Охраняет нас она. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Моряки, стрелки, танкисты, Лётчики , артиллеристы | На каждое название загибать пальчики на обеих руках. |
На страже Родины стоят, | Сжимать и разжимать кулачки. |
Охраняют всех ребят. | Раздвинуть пальцы, руки вверх. |
«Аты-баты»
Аты – баты, аты – баты! На парад идут солдаты! | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки |
Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. | На каждый род войск загибать пальцы |
Тема: «Комнатные растения»
«На окно скорее глянь…»
На окно скорее глянь: | Показывают обе ладошки. |
Здесь у нас цветёт герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – | Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков. |
Мы все названья помним! | Раскрывают ладошку. |
Мы взрыхлим цветы, | Шевелят опущенными вниз пальчиками. |
Польём. | Соединяют все пальчики с большим на обеих руках. |
Пусть подрастают день за днём! | Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком». |
Тема: «Мама»
«Огромный букет нарисую я маме»
Огромный букет Нарисую я маме. | Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. |
И с праздником женским Поздравлю ее. | Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком». |
Пусть мамочку солнце Согреет лучами, | Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце» |
И радостно птицы Поют для нее. | Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения. |
Дружно все цветы растут,
На окне стоят, цветут.
Вот бегония, фиалка!
Мне для них воды не жалко.
Бальзамин, герань,
кислица…
И для них нужна водица.
Кактус редко поливаю,
Он не любит влагу, знаю.
«ОБЖ»
Знай опасные предметы И явления на свете: | «Грозить» указательными пальчиками. |
Гром, гроза, опасный лёд, Вода, дорога, переход, Электричество и газ Полны опасности для нас, | Загибать на каждое название по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке. |
Незнакомцы и лекарство – Это всё таит коварство. | «Грозить» указательными пальчиками. |
Тема: «Ткани и другие материалы»
Тема: «Домашние животные»
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю, | Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки. |
Всех зверей домашних знаю: | Разводить и соединять пальцы левой руки. |
Кролик, лошадь и коза, | Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого. |
Кот, корова и свинья. | Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого. |
А еще баран с овцой, | Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки |
Да верный пес – Помощник мой. | Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака» |
Тема: «Дикие животные»
«У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. | Загибают пальчики по одному |
Не страшны ему дожди И погода хмурая. | Складывают ладошки вместе и качают ими |
«Кто в лесочке живет?»
Кто в лесочке живет? | Переплести пальчики, имитируя лес. |
Под корягой – старый крот, За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! | Загибают пальчики по одному |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Тема: «Театр. Книжкина неделя.»
«Будем сказки называть»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. | Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши. |
«Сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. |
Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. | Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного |
«Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! | Показывают большой палец. |
«Книги»
Много книжек есть на свете, | Дети ладошки соединяют вместе «книжкой» |
Читать их очень любят дети. | Раскрывают и закрывают «книжку» |
Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. | Поочередно соединяют одно именные пальцы, начиная с мизинца |
Тема: «Весна. Сезонные изменения.»
«Начало весны»
Снова солнце в небе улыбается, | Соединять пальцы правой руки с большим |
Снег растаял, ручейки звенят. | Соединять пальцы левой руки с большим |
И подснежник первый распускается, | Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга |
С юга птицы с песнями летят. | Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка» |
«Весна идёт»
Иди, весна, иди, красна, | «Шагают» пальчиками обеих рук по столу |
Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Загибают по одному пальчику с мизинца) |
Тема: «Космос»
«Чтобы в космос полететь»
Чтобы в космос полететь, | Тянуть руки вверх. |
Мало просто захотеть. | «Грозить» указательными пальчиками. |
Надо крепким быть, здоровым, Сильным, чуточку суровым, И, конечно, умным быть, | Загибать по одному пальчику на обеих руках одновременно. |
Чтоб полёт свой завершить. | Поднять руки вверх. |
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять | По одному загибают пальчики на обеих руках |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх |
Командир в бинокль глядит, | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль» |
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну. | Загибают пальчики обеих рук |
Тема: «Земноводные. Пресмыкающиеся»
«Весёлые лягушки»
Две веселые лягушки | Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз. |
Ни минуты не сидят, | Резко распрямляют пальцы рук, как бы подпрыгивают над столом. |
Ловко прыгают подружки, | Кладут ладони на стол. |
Только брызги вверх летят. | Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол. |
«Змейка»
Посмотрите-ка, друзья, у меня живёт змея! | Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки. |
По дивану, по коврам может ползать тут и там. Хоть и нет у змейки ножек, очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот за лягушками ползёт. | Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). начала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом) |
Нет у этой змейки глаз и поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, | Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь). Волнообразные движения рукой. |
А ребёночка за нос. | «Змея» хватает за нос партнёра по игре. |
Тема: «Рыбы»
«Рыбы»
Десять рыб поймали мы – | Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. |
В речке плавали они. | Показывают рукой волны |
Лещ, плотва, налим, карась, Окунь, щука, сом, ерш, язь, | Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб |
А десятый угорь был, | Загибают десятый палец |
Он сорвался и уплыл | Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию |
«Какие бывают рыба?»
Мы в подводном мире, друг, | Выполняют движения руками, как будто плывут |
Рыбы плавают вокруг: | Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой |
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла. | Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца |
Тема: «День Победы»
«День Победы»
День Победы! День Победы! | Махать руками над головой. |
Вверх взмываются ракеты! | Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки. |
Слышно, как куранты бьют! | Стучать кулачок о кулачок. |
Разлетается салют: | Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки. |
Красный, синий и зелёный, Жёлтый, розовый, лиловый, Яркий, разноцветный! Цвет весны победной! | Разгибать по одному пальчику сначала на одной руке, затем на другой. |
Тема: «Насекомые»
«Насекомые»
Над ухом услышу я писк комара, | Ладони к ушкам «прислушаться», |
Увижу, как трудятся пчёлки с утра, Над речкою вьётся большая стрекозка, Шмель над цветочком - брюшко в полоску, | «очки» к глазам из большого пальчика и всех других пальчиков по очереди |
Стрёкот кузнечика, звуки цикад… Всех насекомых увидеть я рад. | Ладошки соединить, стучать по 2 раза одноимёнными пальчика. |
«Жучки»
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | Машут ладошками |
А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. | На каждое название насекомого загибают пальчик Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам |
Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Роняют ладони на стол |
«На лугу»
Ранним утром на лугу По сырой траве иду, | Дети «ходят» пальцами. |
Соберу цветы друзьям И по одному раздам: | Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны. |
Роме — ромашку, | Показывают большой палец |
Алле — фиалку, | Показывают указательный палец. |
Васе — василек, | Показывают средний палец. |
Синенький цветок. Колокольчик — Коленьке, | Показывают безымянный палец. |
Одуванчик — Поленьке, | Показывают мизинец. |
Показывают мизинец. | Делают ритмичные хлопки. |
Подарю подруге Поле. | Упражнение начинают с правой руки, а затем повторяют левой рукой. |
Тема: «Мой город»
«Город- это улицы…»
Город – это улицы, проспекты и дома, | Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу |
Площади, музеи, парков тишина, | Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу. |
Блеск огромных стекол, | Разводить пальцы в стороны и соединять. |
Быстрое движенье | Круговые движения руками, согнутыми в локтях |
Прохожих и машин | Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак |
«Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем, Много видим, называем: | «Шагают» пальчиками по столу |
Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | Загибают поочередно пальчики, начиная с большого |
«Люблю по городу гулять»
Люблю смотреть, Люблю считать. | «Шагают» пальчиками обеих рук по столу |
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два, | На каждое название загибают по одному пальцу |
Тема: «Мы-защитники природы»
«Шар земной наш дом родной»
В тёмном небе звёзды светят | Сжимают, разжимают кулачки |
Космонавт летит в ракете. | Ладони соединены под острым углом. |
День летит и ночь летит. И на Землю вниз глядит. | Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз. |
Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, | Загибают по одному пальцу. |
Шар земной наш дом родной. | Шар земной наш дом родной. |
«Любимая наша Земля»
Любимая наша Земля: | Ладонями изображают шар. |
Это озера, луга и поля, Лесные ключи, родники и пруды, Море, пустыни, долины, сады. Горы, овраги, леса, города. Ясное солнце, ночная звезда. И облака, что идут чередой, И купол небесный над головой: То серый, то синий, то голубой. Звери и птицы, и мы с тобой. | Поочерёдно загибать пальчики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам средняя группа
Пальчиковые игры средняя группа...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников подготовительной группы
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа...
КАртотека пальчиковых игр по лексическим темам подготовительная группа
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам : игрушки, фрукты, овощи, деревья, осень, подойдет для родителей и педагогов...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (подготовительная группа)
Цель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику...
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА...