Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (подготовительная группа)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
В данном материале содержится картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
(подготовительная группа)
Тема: «День знаний. Школа»
«Школа»
В школу осенью пойду. | Дети «шагают» пальчиками по столу |
Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. | Загибают по одному пальчику |
Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. | Грозят указательным пальчиком правой руки
|
«Хочу всё знать»
Семь вещей у нас в портфеле: | сжимают и разжимают пальцы |
Промокашка и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш. | загибают поочередно пальцы |
Скоро в школу мы пойдем И портфель с собой возьмем. | «шагают» пальцами по столу |
Книжки, ручку, карандаш | загибают пальцы по одному |
Мы в портфель положим наш. | соединяют и разъединяют пальцы |
Будем мы читать, писать, | хлопают в ладоши |
И учиться все на «пять»! | показывают пять пальцев |
Тема: «Детский сад. Игрушки.»
«Детский сад»
В нашей группе все друзья | Дети ритмично стучат кулачками по столу. |
Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. | Разжимают кулачки, начиная с мизинчика |
«Наша группа»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз) |
Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. | Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков |
Раз, два, три, четыре, пять | Разъединяют пальчики. |
Мы закончили считать | Руки вниз, встряхивают кистями. |
«Детский сад»
Детский сад, детский сад. | Хлопки |
Он всегда детям рад. | Сжимать и разжимать кулачки |
Буду в садике играть И конструктор собирать. Буду бойко танцевать И лепить, и рисовать. | Загибать пальчики на каждое занятие |
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. | Поочерёдно загибают пальчики |
Раз, два, три, четыре, пять | Поочерёдно разгибают пальчики |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
Тема: «Овощи-Фрукты»
«Приглашаем в огород.»
Приглашаем народ: -Заходите в огород! | Разводят руки в стороны перед собой. |
Проходите между гряд- | Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу. |
Там огурчики лежат, | Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала. |
Помидоры висят, Прямо в рот хотят. | Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга. |
Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. | Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка. |
Наберем мы овощей Для себя и для друзей. | Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи. |
«Огород»
В огороде много гряд: | Сжимают и разжимают пальцы в кулак. |
Тут и репа, и салат, Тут и свекла и горох, А картофель, разве плох? Наш зеленый огород. | По очереди разжимают пальцы из кулака. Сжимают и разжимают пальцы. |
«На базар ходили мы»
На базар ходили мы, | Соединение мизинцев |
Много груш там и хурмы, | Соединение безымянных |
Есть лимоны, апельсины, | Соединение средних |
Дыни, сливы, мандарины. | Соединение указательных |
Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Соединение больших |
«Фрукты»
Знают взрослые и дети: Много фруктов есть на свете! | Сжимают и разжимают пальцы |
Яблоки и апельсины, Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты. | Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца. |
Тема: «Грибы-ягоды»
«Дети в лес грибной пошли»
Дети в лес грибной пошли | Дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу |
И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой. | Загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами |
«Грибочки»
На полянке возле кочки Мы увидели грибочки: Две горькушки, Две серушки, Две волнушки, Две свинушки. А два беленьких грибочка Мы увидели на кочке. | Дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы |
«Ягоды»
Сколько ягод в мире есть? Всех, конечно, и не счесть! Земляника, и клубника, И крыжовник, и брусника, А ещё смородина Чёрная и красная. Ох, варенье вкусное! Ягода прекрасная! Есть малина и черника, Клюква есть и голубика, А ещё есть виноград. Винограду каждый рад! | Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды. |
Тема: «Деревья. Кустарники.»
«Деревья»
Вот деревья: | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. |
Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. | Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
«На что похожи листья?»
Дубовый листок в завитушках Немного похож на барашка. Осиновый лист – будто шарик Или с длинным хвостом черепашка. Лист липовый словно сердечко. Кленовый похож на ладошку. | Загибать или разгибать по очереди пальцы на руке, рассказывая стихотворение. |
Каштановый лист, словно веер, Сейчас помашу им немножко. | Машут рукой с разжатыми пальцами, как веером. |
Тема: «Хлеб. Труд на селе.»
«Рос сперва на воле в поле»
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, | Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх. |
А потом обмолотили, | Постукивают кулаками друг о друга. |
Он в зерно вдруг превратился. | Выполняют упражнение «Пальчики здороваются» |
Из зерна – в муку и тесто, | Сжимают и разжимают кулаки. |
В магазине занял место. | Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх. |
«Вырос он под небом синим»
Вырос он под синим небом, | Поднимают руки вверх. |
А пришел на стол к нам – хлебом. | Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. |
- Дождик, дождик, поливай | Указательным пальцем постукивать по ладони другой |
- Будет хлеба каравай, | Образовать перед собой круг руками |
- Будут булки, будут сушки, | Похлопывать поочередно одной ладонью другую |
- Будут вкусные ватрушки. | Соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг |
«Муку в тесто замесили»
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают кулачки |
А из теста мы слепили: | Прихлопывают ладошками, «лепят» |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – | Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца |
Всё мы испечём в печи. | Обе ладошки разворачивают вверх |
Очень вкусно! | Гладят живот |
Тема: «Перелётные птицы»
«Птицы в небе тают…»
Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. | Машем руками |
Все растаяли вдали | Ладонь «козырьком» ко лбу |
Аист, цапли, журавли | Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
«Перелетные птицы»
Птицы перелетные | Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. |
В стаи собираются, | Сжимают пальцы рук в кулаки. |
В края теплые летят, | Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз. |
До весны прощаются. | Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». |
Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, | Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди) |
К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
«Осень стаи собирает»
Ветер листики срывает, | Ладони плавно опускать вниз, как падающие листья. |
Осень стаи собирает. | Махать перекрещенными в запястьях ладонями. |
Гуси, утки, соловьи, Лебеди и журавли | Пальцы в кулачки. Разгибать по одному пальчику на обеих руках на каждое название. |
Оторвались от земли И пропали все вдали… | Махать перекрещенными в запястьях ладонями. Завести руки за спину. |
Как весной растает лёд – Значит скоро их прилёт. | Вывести руки из-за спины и, махая «крыльями», поднять руки над головой. |
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы.»
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. | Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. |
Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, | Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Будем там тихонько спать. | Укладывают ладони на стол |
«Одежда»
Я надену сапоги, курточку и шапку. | Показываем на ноги, туловище, голову. |
И на руку каждую | Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая — проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. |
Натяну перчатку. | Смена рук. |
«Одежда»
Возле старого домишки | Ладони треугольником над головой (крыша.) |
Сохнет детское бельишко: | Развести руки в стороны. |
Шорты, трусики, пелёнки, Ползунки и распашонки, Сарафанчики, косынки, Малышовские простынки, Чепчики, пинеточки – | На каждое название загибать по порядку по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке. |
Всё, что носят деточки. | Развести руки в стороны. |
Тема: «Представления о себе»
«Были маленькими мы»
Были маленькие мы | Пальцы согнуты, прижаты к ладони |
Стали вдруг большие | Расправить пальцы, растопырить |
Шалунишки, шалуны | Движение «фонарики» |
А дружные какие! | Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты |
«Это я»
Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! | Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
«Части тела.»
У меня есть голова, Грудь, живот, а там — спина, Ножки — чтобы поскакать, Ручки — чтобы поиграть | Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела. |
Тема: «Права и обязанности»
«Грязнули»
Кто зубы не чистит, Не моется с мылом | Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами |
Тот вырасти может Болезненным, хилым. | Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. |
Дружат с грязнулями Только грязнули | Пальцы рук соединить в замок |
Которые сами В грязи утонули | Движение имитирующее пловца |
У них вырастают Противные бяки, | Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся» |
За ними гоняются Злые собаки | Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть» |
Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут! | Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем. |
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире? | Хлопки в ладоши на счет. |
Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать: | Хлопки в ладоши на счет. |
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я, | Поочередное поглаживание пальчиков. |
Вот и вся моя семья! | Массаж всех десяти пальчиков |
Тема: «Семья»
«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка: | Пальцы сжаты в кулак |
Самой первой села мама, | Разогнуть большой палец |
Рядом — строгий наш отец. | Разогнуть указательный |
Следом братец и сестрица. | Разогнуть средний и безымянный) |
Ну а мне где поместиться | Разогнуть мизинец |
«Семья»
Едем мы на электричке: | Руки в локтях, движение «поезд». |
Мама, папа, в клетке птичка, Брат, сестра, бабуля наша, Тётя Оля, дядя Саша – Едем к деду мы на дачу И везём кота в придачу. | На каждое название загибать по одному пальчику по порядку сначала на одной, затем на другой руке (животные считаются). |
Тема: «Мебель. Посуда. Бытовые приборы»
«Наша квартира»
В нашей комнате — столовой Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, СТУЛЬЯ — спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате доя взрослых — спальне — Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ, Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ С одеялами на вате И березовый КОМОД, Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ — центр музыкальный. | На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. |
«Посуда»
Помогаю накрывать Маме я к обеду. | Вытирающие движения по столу. |
Десять раз туда – сюда Я сходил к буфету. | Указательными и средними пальчиками «бегать» по столу. |
Вот тарелки, вилки, ложки, Чашки, блюдца, поварёшки, Чайник, супница большая, Каёмка с краю золотая, Соль в солонке и ножи. | Ладони лежат на столе. На каждое название поочерёдно приподнимать пальчики, сначала на одной, затем на другой руке. |
Руки чистые? Скажи! | Показать пальчики - «лучики». |
«В нашем доме новосёл?»
В нашем доме новосёл! Еле я его нашёл! Где ж котёнок может спать? | Два кулачка рядом. Поочерёдно разжать, а потом сжать каждый кулачок. |
Я залез и под кровать, Заглянул в буфет, в чулан, Посмотрел и за диван, Заглянул за шкаф, за стол, Передвинул стул… | На каждое название мебели разжимать одновременно по одному пальчику на обеих руках. |
Нашёл! | Большие пальцы вверх. |
Тема: «Животные Жарких стран»
«Если в жаркую страну я случайно попаду»
Если в жаркую страну Я случайно попаду, | Сжимают и разжимают пальчики. |
То увижу там | Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам. |
Шакала, бегемота, носорога, Кенгуру, гиппопотама, Обезьяну, тигра, льва, Крокодила и слона. | Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого. |
Хорошо живется им – | Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны. |
Не бывает снежных зим. | Указательным пальчиком двигают влево-вправо. |
Тема: «Животные Севера»
«В гости к северным оленям»
Мальчик-с-пальчик, где ты был? –Я по Северу бродил. | Руки сжаты в кулачок, большой пальчик обеих рук выставлен. |
Встретил там песца, тюленя, Горностая и оленя, Белого медведя встретил И моржа я там заметил, И кита увидел в море, Даже чаек на просторе. | Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой. |
Всем подарки я дарил! | Вытягивают руки вперёд ладошками вверх. |
Всяк меня благодарил! | Прижимают ладошки к груди |
Тема: «Зима. Зимние виды спорта. Зимние развлечения.»
«Зима»
Я могу ходить на лыжах, | Ладони поочерёдно скользят по столу. |
На коньках могу скользить, | Поочерёдно скользить по столу рёбрами ладоней. |
И ещё могу из снега Бабу снежную слепить. | «Лепить комок». |
Я качусь с горы на санках, | Пальцы левой руки упереть в стол, руку приподнять в запястье. Правая рука «катится» по левой руке (горка). Поменять руки местами. |
Во дворе снежки бросаю. | «Бросать снежки». |
Хоть на улице мороз, | Растирать ладони с силой до тепла. |
Всё равно с детьми играю! | Сжимать и разжимать кулачки. |
«Раз, два, три, четыре, пять мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. | Загибать пальчики по одному) |
Мы во двор пришли гулять. | Имитировать лепку комков |
Птичек крошками кормили, | Крошить хлебушек всеми пальчиками |
С горки мы потом катались. | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивать ладошки |
Съели суп, и спать легли. | Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку |
Тема: «Праздник Новый год»
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: | Шагают пальчиками по столу |
Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! | На каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке |
Тема: «Зимующие птицы»
«Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. |
Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
Тема: «Декоративно-прикладное искусство. Игрушки.»
«Искусство родного края»
У Матрёшкиной сестрицы | Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони |
По деревне небылиц | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони |
Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, | На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших |
А всех их пригоже Корова в рогоже. | Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками |
«Потешка»
Солнышко-ведрышко! | Развести руки в стороны и раздвинуть пальцы |
Взойди поскорей, | Поднять руки вверх |
Освети, обогрей | Сделать «фонарики» перед собой |
Телят да ягнят, | Показать « рожки» на голове |
Еще маленьких ребят | Не до конца соединить, указательный палец и приложить ладони к груди |
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения.»
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. | «Грозят» пальчиками |
Раз - Внимание дорога! Два - сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». | Загибают поочередно пальцы |
Правила все надо знать | Хлопки руками |
И всегда их выполнять. | Показывают «класс!» большим пальцем |
«Транспорт»
В путешествие играем. Транспорт разный называем: | «Крутить руль». |
Поезд, катер, вертолёт, Автобус, скутер, самолёт, Трамвай, троллейбус, грузовик, И такси, и мотоцикл, Электричка, теплоход | На каждое название загибать по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке. |
С ветерком нас мчат вперёд. | Махать ладошками на лицо «ветерок». |
Тема: «Профессии»
«Много есть профессий знатных»
Много есть профессий знатных, | Соединяем пальцы правой руки с большим |
И полезных, и приятных. | Соединяем пальцы левой руки с большим |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… | Последовательно соединяем пальцы обеих рук с большим |
Сразу всех не называю, | Сжимаем и разжимаем кулаки |
Вам продолжить предлагаю. | Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх |
«Стройка»
Что делает для нас строитель? | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Блоки привезёт водитель. | «Крутить руль». |
Возводит стены каменщик. | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Крышу роет кровельщик. | Сделать ладошки «домиком». |
Красит стены нам маляр. | «Красить» двумя руками, сгибая руки в запястьях. |
Окна сделает столяр. | «Рисовать» окна в воздухе обеими руками. |
Строим, строим новый дом, | Класть ладонь на ладонь вверх несколько раз. |
Чтобы жить счастливо в нём! | Обе руки поднять вверх. |
Тема: «День защитника Отечества»
«Наша армия сильна»
Наша армия сильна, | Показать «силу» мускулов. |
Охраняет нас она. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Моряки, стрелки, танкисты, Лётчики , артиллеристы | На каждое название загибать пальчики на обеих руках. |
На страже Родины стоят, | Сжимать и разжимать кулачки. |
Охраняют всех ребят. | Раздвинуть пальцы, руки вверх. |
«Аты-баты»
Аты – баты, аты – баты! На парад идут солдаты! | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки |
Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. | На каждый род войск загибать пальцы |
Тема: «Комнатные растения»
«На окно скорее глянь…»
На окно скорее глянь: | Показывают обе ладошки. |
Здесь у нас цветёт герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – | Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков. |
Мы все названья помним! | Раскрывают ладошку. |
Мы взрыхлим цветы, | Шевелят опущенными вниз пальчиками. |
Польём. | Соединяют все пальчики с большим на обеих руках. |
Пусть подрастают день за днём! | Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком». |
Тема: «Мама»
«Огромный букет нарисую я маме»
Огромный букет Нарисую я маме. | Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. |
И с праздником женским Поздравлю ее. | Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком». |
Пусть мамочку солнце Согреет лучами, | Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце» |
И радостно птицы Поют для нее. | Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения. |
Дружно все цветы растут,
На окне стоят, цветут.
Вот бегония, фиалка!
Мне для них воды не жалко.
Бальзамин, герань,
кислица…
И для них нужна водица.
Кактус редко поливаю,
Он не любит влагу, знаю.
«ОБЖ»
Знай опасные предметы И явления на свете: | «Грозить» указательными пальчиками. |
Гром, гроза, опасный лёд, Вода, дорога, переход, Электричество и газ Полны опасности для нас, | Загибать на каждое название по одному пальчику сначала на одной, затем на другой руке. |
Незнакомцы и лекарство – Это всё таит коварство. | «Грозить» указательными пальчиками. |
Тема: «Ткани и другие материалы»
Тема: «Домашние животные»
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю, | Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки. |
Всех зверей домашних знаю: | Разводить и соединять пальцы левой руки. |
Кролик, лошадь и коза, | Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого. |
Кот, корова и свинья. | Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого. |
А еще баран с овцой, | Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки |
Да верный пес – Помощник мой. | Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака» |
Тема: «Дикие животные»
«У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. | Загибают пальчики по одному |
Не страшны ему дожди И погода хмурая. | Складывают ладошки вместе и качают ими |
«Кто в лесочке живет?»
Кто в лесочке живет? | Переплести пальчики, имитируя лес. |
Под корягой – старый крот, За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! | Загибают пальчики по одному |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Тема: «Театр. Книжкина неделя.»
«Будем сказки называть»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. | Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши. |
«Сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. |
Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. | Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного |
«Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! | Показывают большой палец. |
«Книги»
Много книжек есть на свете, | Дети ладошки соединяют вместе «книжкой» |
Читать их очень любят дети. | Раскрывают и закрывают «книжку» |
Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. | Поочередно соединяют одно именные пальцы, начиная с мизинца |
Тема: «Весна. Сезонные изменения.»
«Начало весны»
Снова солнце в небе улыбается, | Соединять пальцы правой руки с большим |
Снег растаял, ручейки звенят. | Соединять пальцы левой руки с большим |
И подснежник первый распускается, | Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга |
С юга птицы с песнями летят. | Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка» |
«Весна идёт»
Иди, весна, иди, красна, | «Шагают» пальчиками обеих рук по столу |
Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Загибают по одному пальчику с мизинца) |
Тема: «Космос»
«Чтобы в космос полететь»
Чтобы в космос полететь, | Тянуть руки вверх. |
Мало просто захотеть. | «Грозить» указательными пальчиками. |
Надо крепким быть, здоровым, Сильным, чуточку суровым, И, конечно, умным быть, | Загибать по одному пальчику на обеих руках одновременно. |
Чтоб полёт свой завершить. | Поднять руки вверх. |
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять | По одному загибают пальчики на обеих руках |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх |
Командир в бинокль глядит, | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль» |
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну. | Загибают пальчики обеих рук |
Тема: «Земноводные. Пресмыкающиеся»
«Весёлые лягушки»
Две веселые лягушки | Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз. |
Ни минуты не сидят, | Резко распрямляют пальцы рук, как бы подпрыгивают над столом. |
Ловко прыгают подружки, | Кладут ладони на стол. |
Только брызги вверх летят. | Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол. |
«Змейка»
Посмотрите-ка, друзья, у меня живёт змея! | Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки. |
По дивану, по коврам может ползать тут и там. Хоть и нет у змейки ножек, очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот за лягушками ползёт. | Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). начала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом) |
Нет у этой змейки глаз и поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, | Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь). Волнообразные движения рукой. |
А ребёночка за нос. | «Змея» хватает за нос партнёра по игре. |
Тема: «Рыбы»
«Рыбы»
Десять рыб поймали мы – | Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. |
В речке плавали они. | Показывают рукой волны |
Лещ, плотва, налим, карась, Окунь, щука, сом, ерш, язь, | Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб |
А десятый угорь был, | Загибают десятый палец |
Он сорвался и уплыл | Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию |
«Какие бывают рыба?»
Мы в подводном мире, друг, | Выполняют движения руками, как будто плывут |
Рыбы плавают вокруг: | Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой |
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла. | Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца |
Тема: «День Победы»
«День Победы»
День Победы! День Победы! | Махать руками над головой. |
Вверх взмываются ракеты! | Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки. |
Слышно, как куранты бьют! | Стучать кулачок о кулачок. |
Разлетается салют: | Разгибать и сгибать согнутые в локтях руки. |
Красный, синий и зелёный, Жёлтый, розовый, лиловый, Яркий, разноцветный! Цвет весны победной! | Разгибать по одному пальчику сначала на одной руке, затем на другой. |
Тема: «Насекомые»
«Насекомые»
Над ухом услышу я писк комара, | Ладони к ушкам «прислушаться», |
Увижу, как трудятся пчёлки с утра, Над речкою вьётся большая стрекозка, Шмель над цветочком - брюшко в полоску, | «очки» к глазам из большого пальчика и всех других пальчиков по очереди |
Стрёкот кузнечика, звуки цикад… Всех насекомых увидеть я рад. | Ладошки соединить, стучать по 2 раза одноимёнными пальчика. |
«Жучки»
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | Машут ладошками |
А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. | На каждое название насекомого загибают пальчик Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам |
Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Роняют ладони на стол |
«На лугу»
Ранним утром на лугу По сырой траве иду, | Дети «ходят» пальцами. |
Соберу цветы друзьям И по одному раздам: | Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны. |
Роме — ромашку, | Показывают большой палец |
Алле — фиалку, | Показывают указательный палец. |
Васе — василек, | Показывают средний палец. |
Синенький цветок. Колокольчик — Коленьке, | Показывают безымянный палец. |
Одуванчик — Поленьке, | Показывают мизинец. |
Показывают мизинец. | Делают ритмичные хлопки. |
Подарю подруге Поле. | Упражнение начинают с правой руки, а затем повторяют левой рукой. |
Тема: «Мой город»
«Город- это улицы…»
Город – это улицы, проспекты и дома, | Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу |
Площади, музеи, парков тишина, | Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу. |
Блеск огромных стекол, | Разводить пальцы в стороны и соединять. |
Быстрое движенье | Круговые движения руками, согнутыми в локтях |
Прохожих и машин | Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак |
«Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем, Много видим, называем: | «Шагают» пальчиками по столу |
Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | Загибают поочередно пальчики, начиная с большого |
«Люблю по городу гулять»
Люблю смотреть, Люблю считать. | «Шагают» пальчиками обеих рук по столу |
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два, | На каждое название загибают по одному пальцу |
Тема: «Мы-защитники природы»
«Шар земной наш дом родной»
В тёмном небе звёзды светят | Сжимают, разжимают кулачки |
Космонавт летит в ракете. | Ладони соединены под острым углом. |
День летит и ночь летит. И на Землю вниз глядит. | Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз. |
Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, | Загибают по одному пальцу. |
Шар земной наш дом родной. | Шар земной наш дом родной. |
«Любимая наша Земля»
Любимая наша Земля: | Ладонями изображают шар. |
Это озера, луга и поля, Лесные ключи, родники и пруды, Море, пустыни, долины, сады. Горы, овраги, леса, города. Ясное солнце, ночная звезда. И облака, что идут чередой, И купол небесный над головой: То серый, то синий, то голубой. Звери и птицы, и мы с тобой. | Поочерёдно загибать пальчики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/18/picture-1031439-1587172435.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников подготовительной группы
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113823-1549546526.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-702006-1570623684.jpg)
КАртотека пальчиковых игр по лексическим темам подготовительная группа
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам : игрушки, фрукты, овощи, деревья, осень, подойдет для родителей и педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-409442-1448201068.jpg)
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (подготовительная группа)
Цель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-1505261-1709989791.jpg)
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА...