Статья "Физическое развитие детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Физическое развития детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ
«ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА»
(ООО «ИОЦ «Северная столица»)
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Работу выполнил(а):
Ф.И.О. слушателя_Соловцова Надежда Викторовна
Работа выполнена по образовательной программе:
Дошкольное образование
г. Санкт-Петербург
2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Теоретические основы физического развития детей
дошкольного возраста………………………………….
6
1.1.
Сущность понятия физического развития………………
6
2.1.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………
12
Выводы по первой главе…………………………………
16
Глава 2.
Методы и средства обучения, используемые в процессе формирования физического развития детей дошкольного возраста…………………………………….
18
2.1.
Характеристика методов и средств обучения…………..
18
2.2.
Роль практических методов и средств обучения физического развития…………………………………….
24
Выводы по второй главе………………………………….
29
Заключение………………………………………………..
30
ВВЕДЕНИЕ
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Российской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка ленивым. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и средства физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними.
О значении физического развития говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.
В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие» определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда было и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Актуальность данной темы исследования обусловлена отсутствием рациональных методов и средств формирования физического развития детей дошкольного возраста. Встаёт проблема исследования: как формировать физическое развитие детей дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать результативность использования методов и средств обучения в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения физическому развитию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и средства использования физического развития в обучении детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть сущность понятия «физическое развитие».
2. Определить методы и средства использования физического развития в обучении дошкольного возраста.
3. Разработать серию конспектов занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, изучение литературы по теме исследования).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия физического развития
Физическое развитие выступает объективным показателем состояния здоровья населения. Забота о физическом развитии детей дошкольного возраста приобретает значимость для всей последующей жизни человека.
В литературе встречаются разные определения понятия «физическое развитие», основным компонентом этого понятия является термин «развитие». Рассмотрим подходы к его определению.
А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурин в самом общем виде под развитием понимают процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования [10, с.38].
А.А. Реан развитием человека называет процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [14,с. 56].
К определению понятия «физическое развитие» также существуют разные подходы ученых и практиков. Авторами определяется понятие «физическое развитие» в узком и широком смыслах.
Физическое развитие в широком смысле рассматривали В.П. Дудьев, А.В. Кенеман, В.И. Козлова, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, Д.В. Хухлаева и другие.
Физическое развитие, по определению Э.Я Степаненковой, – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и т.п.) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства .
Ж.К. Холодов определяет физическое развитие как процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей [9, с.45].
Физическое развитие Д.В. Хухлаевой определяется как процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма, их пропорций, созревание различных органов, систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [22, с.68].
Физическое развитие, по мнению В.И. Козлова, – это и непрерывно происходящие биологические процессы. В каждом возрасте эти процессы отличаются набором связанных между собой, с внешней средой функциональных, морфологических, психических и других свойств организма, которые обусловлены запасом физических сил. Наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, питание, физическая активность, занятия спортом – все это оказывает влияние на физическое развитие человека.
Уровень физического развития обуславливает показатели физической подготовки, мышечной, умственной работоспособности человека.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1) показатели телосложения – длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, – они характеризуют биологические формы (морфологию), человека;
2) показатели здоровья – отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (работа всех органов и систем организма);
3) показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др) [4, с.23].
Названные показатели, изменяясь в течение жизни человека, определяют характер его физического развития. Эффективное управление физическим развитием осуществляется с учетом закономерностей изменения показателей телосложения, здоровья и физических качеств.
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов определяют законы, которым подчиняется процесс физического развития. К числу этих законов относятся:
- законы наследственности как способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству, благодаря чему все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида; эти законы должны учитываться в качестве факторов, которые благоприятствуют, или препятствуют физическому совершенствованию человека (наследственность учитывается при прогнозировании спортивных достижений);
- закон возрастной ступенчатости – вмешательство в процесс физического развития человека для управления им возможен на основе учета особенностей и возможностей организма человека на различных возрастных этапах;
- закон единства организма и среды – был сформулирован и обоснован И.М. Сеченовым в 1861 г., развит И.П. Павловым (1927 г.) – предполагает учет условий жизни человека – социальных условий, условий труда, быта, воспитания и других, что оказывает влияние на физическое состояние организма человека, изменение его функций, форм; географическая среда также влияет на физическое развитие;
- закон упражняемости – предполагает, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь, другими словами для успешного физического развития организма человека необходимо постоянно упражняться (выполнять физические упражнения, заниматься спортом);
- закон единства форм и функций организма в его деятельности – основан на положении, что в основе жизнедеятельности человека заложены физиологические и морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека изменяются; основные положения этого закона были разработаны А. Дорном (1875 г.), Н. Клейнбергом (1886), Л. Плате (1913), А.Н. Северцовой (1912, 1939)иИ.И. Шмальгаузеном (1934, 1964) – ученые доказали, что каждая часть и каждый организм обладает несколькими функциями, но в процессе развития одна из функций становится преобладающей, другие – изменяются или исчезают, но как бы не изменялись формы и функции организма, они остаются неразрывно связанными и представляют собой единое целое [5, с.36].
Учет этих законов позволяет эффективно и научно обоснованно подходить к рассмотрению и организации процесса физического развития человека.
В аспекте физического развития необходимо рассматривать такие понятия как физические качества, физическое воспитание.
Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К физическим качествам человека относятся сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость. Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет усилия мышечных волокон. Быстрота – способность выполнять движение за минимальное время. Ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность и выполнять сложно-координационные движения, включает способность создавать новые двигательные навыки, способность быстро реагировать на изменение ситуации и способность выполнять сложно-координационные движения. Гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой, что зависит от морфофункциональных особенностей двигательного аппарата, вязкости мышц, эластичности связок, состояния межпозвоночных дисков и т.д. Выносливость – это способность выполнять длительную работу и противостоять утомлению. Существует несколько видов выносливости: статическая, динамическая, скоростно-силовая, локальная, региональная. В спортивных схватках при равных условиях именно выносливость может стать определяющим качеством победителя [8, с.15].
Физическое воспитание, по определению Ж.К. Холодова, – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [24,с.99].
Дошкольный возраст – это период жизни ребенка 3-7 лет. Он, по мнению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания» личности, временем становления личностных механизмов и образований, периодом интенсивного физического развития ребенка. Аналогичного мнения придерживается Ж.К. Холодов, отмечая, что в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма. В этом же возрастном периоде закладываются основы всестороннего развития физических способностей ребенка. Наиболее благоприятны в дошкольном возрасте закаливание, овладение двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д..
В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:
- во-первых, в двигательной сфере, в т.ч. в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости;
- во-вторых, в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными;
- в-третьих, в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- в-четвертых, в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.) [26].
Содержание работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области «Физическое развитие», напрямую зависит от возраста детей, реализуется в определённых видах деятельности. Для детей дошкольного возраста такими видами деятельности выступают игровая и двигательная, музыкально-ритмические движения.
Таким образом, физическое развитие – это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Основные положения относительно физического развития детей дошкольного возраста отражаются в ФГОС дошкольного образования. Физическое развитие детей дошкольного возраста на каждом этапе дошкольного детства отличается характерными особенностями, отличными от характеристик других возрастных этапов.
1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Важными показателями развития детей дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.
Перечислим основные изменения в организме детей дошкольного возраста, которые связаны с состоянием их здоровья:
- анатомо-физиологические особенности детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и девочек;
- важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей;
- активно развивается у детей система дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде, увеличивающейся всего за два года – с 3 до 5 лет – на 40%, что ведет и к увеличению жизненной емкости легких детей;
- изменениям подвергается и сердечно-сосудистая система детей – появляются значительные колебания в показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т.к. при физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании, одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей, предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе двигательной активности;
- у детей развиваются органы чувств, а первые 3-4 года жизни человека называют «золотой порой» развития сенсорных способностей;
- в возрасте 3-4 лет у детей изменениям подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что приводит к возрастанию силы нервных процессов, повышению их подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей, усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.
- однако некоторое несовершенство нервных процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения, следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные реакциям, нарушения правил поведения [12, с.234].
Итак, анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются:
- равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;
- развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;
- активным развитием органов чувств и нервной системы.
Важным показателем здоровья детей дошкольного возраста является их психическое развитие. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста проявляются:
- в активном использовании речи как условия расширения кругозора,
- в росте психической выносливости,
- в повышении потребности в получении новых знаний, впечатлений и ощущений,
- в активном развитии фантазирования.
На фоне этих изменений у детей, отмечает Л.А. Свирская, развиваются индивидуальные особенности, такие как своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и другие. Кроме того, к четырем-пяти годам складывается «психологический портрет» личности детей, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»), а также креативности [13, с.84].
Е.А. Ермулина, Т.В. Тараторкина подчеркивают, что физическое развитие детей дошкольного возраста достаточно равномерно, без резких изменений. У детей дошкольного возраста на фоне роста всех органов и систем, сохраняется повышенная потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается [20, с.19].
С учетом характерных особенностей физического развития детей дошкольного возраста, их возможностей определяются цель и задачи физического развития. Цель физического развития детей дошкольного возраста – развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
Задачами физического развития детей выступают:
1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;
2) развитие у детей физических качеств – скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;
3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Таким образом, физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.), психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др.), равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей. Обеспечение решения задач физического развития детей дошкольного возраста возможно в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.
Выводы по первой главе
В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Рассмотрев в первой главе теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста. Проанализировав труды выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко по данному вопросу было сформировано ключевое понятие физического развития.
Физическое развитие - это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Рассмотрев особенности физического развития детей дошкольного возраста можно сделать следующий вывод:
- физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.);
- психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др.), равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей.
Среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.
Таким учитывая физического детей возраста закономерно двигательные и физические Свободная активность, ребенку радость физических освобождаться чувства зажатости, влиять свое состояние поведение.
Глава 2. Методы и средства обучения, используемые в процессе формирования физического развития детей дошкольного возраста
2.1 Характеристика методов и средств обучения
Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В физическом развитии дошкольников применяются две группы методов П.Ф. Лесгафта:
— специфические, то есть методы, которые характерны только для процесса физического развития;
— общепедагогические, то есть методы, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
Специфические методы:
1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
2. Игровой метод. Близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно- образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.[1, с.184].
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива (приложение А).
3. Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования - соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.
Общепедагогические методы:
1. Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.
К данной группе методов относятся:
— название упражнения;
— описание;
— объяснения;
— указания;
— команды;
— вопросы к детям и др.
3. Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия.
К практическим методам относятся:
— показ физических упражнений;
— имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни.
Наглядный метод создаёт зрительное, слуховое и мышечное представление о движениях. Обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребёнка.
1. Наглядно – зрительные приёмы: показ физических упражнений; использование наглядных пособий (картины. рисунки, фотографии); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).
2. Наглядно – слуховые приёмы : музыка, песни.
3. Тактильно – мышечные приёмы: непосредственная помощь воспитателя.
Э.Я Степаненко уделяет особое внимание методам проблемного обучения и методу развития творчеству. Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным, создаёт предпосылки для развития творчества. В дошкольном возрасте дети приобретают способность осуществлять творческие замыслы, например, придумывать комбинации движениям, выполнение которых предполагает не только индивидуальные. Но и коллективные действия.
Реализация творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребёнку придумать упражнение. Дошкольник выполняет их один, в группе, в колонне, в шеренге, с предметом и без них, придумывает игровые сюжеты. В результате у него формируется умение реализовать свой замысел.
Метод экспериментирования. Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Экспериментирование на себе возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (Попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочется этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть? Что так бьется у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь когда побегаешь? и т. д.) После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, обобщая результаты экспериментирования, вызывая у детей желания узнать о себе больше.
Применяются нетрадиционные методы работы с детьми.[2, с.23] К ним относятся: детская йога, сюжетные занятия, круговая тренировка, сюжетно-физические занятия, театрализованные физкультурные занятия, физкультурные занятия с элементами психогимнастики, ритмическая гимнастика и др.
(приложение А).
Для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.). Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место в системе физического развития на разных этапах возрастного развития человека.
Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.
Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.
Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.
Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их (приложение А). Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).
Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.
Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.
При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.
Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.
В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности [23,с.36].
Стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные средства и метод обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
2.2. Роль практических методов и средств обучения физического развития
Физическое развитие дошкольника - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и развитие движений детей.
Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно–сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Особенно усиливается оздоровительное влияние основных движений, если они проводятся на свежем воздухе. Одним из этих видов является ходьба.
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).
Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и т.д.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей [29, с.102].
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им (приложение А).
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. Сама по себе она является важнейшим методом физического воспитания. Гимнастика располагает существенными средствами для решения воспитательных и оздоровительных задач, точного выполнения движений, совершенствования техники их выполнения. Регламентированный порядок занятий, организация обучения обеспечивают осознанное и самостоятельное выполнение движений, развитие творчества, воспитание организованности. Гимнастика повышает эмоциональность занятий, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений. Ее влияние на организм и личность ребенка усиливается под воздействием музыки.
Важную роль в организации гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценить свои двигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности.
Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий, применение анализа и синтеза движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческое их использование [11,с.40].
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе [30, с.58].
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен [6, с.78].
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижные игры применяются при проведении прогулки [приложение А].
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Большую роль во всестороннем физическом развитии детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. [7, с.66].
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество [3, с.58].
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.
Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем [7, с.73].
Простейший туризм. Это важное средство физического воспитания. Экскурсии и прогулки за пределы дошкольного учреждения осуществляются с детьми регулярно начиная с первой младшей группы, с учетом их возрастных особенностей и возможностей, состояния здоровья, места расположения дошкольного учреждения. Наиболее благоприятным сезоном для проведения длительных прогулок является лето. Прогулки позволяют познакомить детей с различными детскими и физкультурными учреждениями, находящимися около дошкольного учреждения.
В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже довольно ·большим двигательным опытом, что позволяет проводить простейшие туристические походы.
На подготовительном этапе с детьми проводятся тематические беседы. Педагог читает им художественную литературу соответствующего содержания, показывает слайды и туристское снаряжение. Важное место на этом этапе отводится сюжетно-ролевым играм, в которых ребенка учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
Туристические походы направлены на пропаганду физической культуры и спорта. Они могут носить также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристических походов, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку [16, с.178].
Таким образом, физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, закаливание, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития.
Выводы по второй главе
Рассмотрев во второй главе методы и средства обучения, используемые в процессе формирования физического развития детей дошкольного возраста, был сделан вывод что, для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий:
1. Подбор адекватных средств и методов обучения;
2. Творческая направленность педагогического процесса;
3. Использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.
В ходе изучения методов физического развития детей дошкольного возраста, путем анализа литературных источников были выявлены две группы методов: специфические, общепедагогические Э.Я. Степаненкова
В данных методах можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, простейший туризм и т.д.
Таким образом, важнейшую роль в физическом развитии ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм, методов и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) &laq...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой
Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Город, в котором я живу» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-6 лет. образовательные области «Познавательное развитие»/ «Речевое развитие» / «Художе
Обобщать и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города....