Консультация для педагогов Взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
консультация (младшая группа)

Терещенко Галина Викторовна

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Целевые ориентиры физического воспитания зависят от культурно-исторической эпохи и политического устройства государства. Чем более тоталитарен государственный уклад, тем более социально ориентировано физическое воспитание, либерализация государственной политики сказывается на смещении приоритетов образования в сторону личностиобеспечение равного доступа к качественному образованию всех членов общества, что на вопрос: "Кого учить и воспитывать?", дает ответ - Всех!!!

Причем именно формирование физической культуры личности и физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через обогащение его субъектного опыта, а не физическая подготовка к выполнению определенных социально-профессиональных функций отражает требования современной информационной культурной эпохи к физическому воспитанию человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №83

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»

I МЛАДШАЯ ГРУППА

Подготовил: воспитатель

Терещенко Г. В.

г. Комсомольск - на - Амуре

2021 г.


Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения - насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Целевые ориентиры физического воспитания зависят от культурно-исторической эпохи и политического устройства государства. Чем более тоталитарен государственный уклад, тем более социально ориентировано физическое воспитание, либерализация государственной политики сказывается на смещении приоритетов образования в сторону личностиобеспечение равного доступа к качественному образованию всех членов общества, что на вопрос: "Кого учить и воспитывать?", дает ответ - Всех!!!

Причем именно формирование физической культуры личности и физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через обогащение его субъектного опыта, а не физическая подготовка к выполнению определенных социально-профессиональных функций отражает требования современной информационной культурной эпохи к физическому воспитанию человека.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения был грамотен в вопросах сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен иметь так же специальные знания, касающиеся здоровья детей и практические навыки здорового образа жизни.

В любой комплексной программе система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.

Физическое воспитание в ДОУ является важным звеном в образовании детей, оно занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонично-развитой личности. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо- и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Пути решения этой проблемы:

1). Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.).

Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т.п.).

2). Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья"; дни открытых дверей; заседания семейных клубов и т.д.

3). Организация здоровьесберегающего пространства: создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь" — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.  Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Развитие ребенка в дошкольном возрасте - залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в д/саду.

Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).

Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада.

Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, логопеда, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

Совместные физкультурные досуги, праздники.

Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

Анкетирование показало, что, хотя многие родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Развитие ребенка в дошкольном возрасте - залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.

Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию у детей потребности к здоровому образу жизни

Описание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни....

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...

Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкр...

Образовательные технологии: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни

Методы и приемы формирования у детей потребности в здоровом образе жизни...

«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»

Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...

взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспит...

Взаимодействие детского сада и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения....