Система работы по формированию у детей потребности к здоровому образу жизни
методическая разработка по теме
Описание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ix_vserossiyskaya_akciya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психологического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья. Это приводит к тому, что в условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов с традиционно организованной системой воспитания оказываются в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.
Успех воспитания здорового ребенка в дошкольном возрасте обеспечивается следующими обязательными условиями:
готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе получения знаний;
активным участием родителей в воспитательном процессе.
Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:
регулирование двигательной активности;
овладение основами гигиенической культуры;
профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
формирование элементарных знаний о человеческом организме.
Учитывая возрастные особенности детей, работу по их оздоровлению мы делим на три этапа:
этап - двигательная активность и физическое развитие детей;
этап - основы безопасности жизни и здоровья детей;
этап - валеология и здоровье детей.
На первом этапе оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
сохранять и укреплять здоровье детей;
формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;
содействовать профилактике плоскостопия.
Образовательные:
развивать двигательные способности детей и физические качества;
формировать умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;
воспитывать чувство уверенности в себе.
Второй этап оздоровительной работой с детьми посвящен профилактике заболеваний и травматизма, соблюдению мер безопасности, выработке навыков безопасного поведения. В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, слякоть), а также и от своих собственных действий (есть холодное мороженое, мочить ноги и т.д.) Возраст от 5 до 7 лет - наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.
К основным целям работы на втором этапе относятся:
сохранение и восстановление здоровья детей;
обучение основам безопасности жизнедеятельности;
формирование здорового образа жизни.
Для реализации этих целей необходимо:
дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
научить их адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;
прививать культурно-гигиенические навыки, выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму;
развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
оказать помощь родителям в обучении детей правилам безопасности;
внедрить разработанную систему в практику работы с детьми и их родителями;
развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;
проводить мониторинг результатов работы;
научить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Следующим этапом работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитаниеребенка.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
К важнейшим условиям воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни относятся:
Гигиенически организованная социальная среда обитания - основное условие развития у него потребности в здоровом образе жизни.
Среда обитания в детском саду должна соответствовать требованиям психологической безопасности, учитывать аспекты социальных отношений. Например, важно не только то, что детей вовремя укладывают спать в соответствии с режимом, но и то, как это делают, обеспечиваются ли их здоровый сон, комфортность при пробуждении.
Наличие специальной обучающей программы, направленной на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Мы используем свою программу оздоровления «Здоровье с детства». Программа направлена на то, чтобы развитие ребёнка было гармоничным благодаря здоровьесберегающим технологиям воспитания.
Овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Такая потребность формирует у ребенка на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.
Реализация выдвинутых принципов позволяет решать следующие задачи:
- воспитывать валеологическое сознание детей, стремление заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
- развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);
- воспитывать валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни как стиля жизни, адекватного поведения в различных ситуациях.
В оздоровительную работу по валеологическому воспитанию включены направления:
ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;
ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;
закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;
приобретение навыков ухода за органами тела;
формирование навыков саморегуляции поведения (аутотренинг, массаж, гимнастика для глаз и т.п.);
приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;
приобретение навыков здорового питания;
работа с родителями с целью создания благоприятных условий для оздоровления в семье, воспитание валеологической культуры родителей.
Основная задача коллектива – заложить основы гармоничного развития детей, базирующегося на совершенствовании показателей собственного здоровья, здоровья близких людей.
Воспитательно – образовательный процесс в детском саду ориентирован на ФГТ с применением инновационных педагогических технологий.
Педагоги нашего сада очень часто включают в педагогический процесс опытно – исследовательскую деятельность.
Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс участился, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает убедиться, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Поджигая кусочки дерева, бумаги, показывает, как быстро огонь распространяется и охватывает предмет, и внушает мысль, что нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Предложив детям пройти некоторое расстояние с завязанными глазами, убеждает их в том, насколько важен этот орган и как тщательно его нужно беречь.
Основной метод работы наших педагогов – это проектная деятельность. Во-первых, проект – одно из средств интеграции образовательных областей.
Во – вторых - проектная деятельность помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево - игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д. В проекте сочетаюся разные направленности, поэтому и содержание их различны, все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы и творческого подхода.
Работу с детьми по валеологическому воспитанию строится на основе перспективного планирования, что позволяет отслеживать системную и комплексную работу. Мероприятия по валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. Валеологические знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.
Проводимые оздоровительные мероприятия дают хорошие результаты, что отражает успешную работу педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей, а также огромный учебно-воспитательный потенциал, который имеет валеологический подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспитания конкр...
Образовательные технологии: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
Методы и приемы формирования у детей потребности в здоровом образе жизни...
"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"
Презентация к родительскому собранию "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ"...
Презентация "Содружество семьи и детского сада в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни"
Видеть красивого и здорового ребенка - желание каждого,кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. в резентации показаны методы работы с родителями по формированию у детей привычки ...
«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»
Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...
взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
Главный момент в контексте "семья-дошкольное учреждение " личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,успехов и неудач,сомнений и размышлений в процессе воспит...
Взаимодействие детского сада и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения....
Комментарии
Система работы по формированию у детей потребности к здоровому о
спасибо