Статья "Здоровый образ жизни"
статья

Дементьева Ульяна Владимировна

Статья

Здоровый образ жизни

  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                             В. А. Сухомлинский.

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста:

• Оптимальный двигательный режим.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

• Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

• Закаливание

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

• Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

• Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.

• Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием - залог нормального роста и развития ребенка.

• Правильное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Мы выбираем здоровый образ жизни!»

  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                             В. А. Сухомлинский.

Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Сроки реализации: февраль – май.

Участники проектной деятельности: педагоги (воспитатели Дементьева У. В., Куликова С. В., дети младшей группы №10 и их родители.

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Задачи проекта по здоровьесберегающим технологиям

  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры;
  • создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации;
  • привлечь родителей к решению поставленных задач;
  • проведение спортивного праздника совместно с родителями.

Перспективное планирование, реализация проекта.

Вид деятельности

Форма работы

Цели и задачи

Участники

Февраль

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Правила личной гигиены».

Закрепить последовательность действий при умывании и знания о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистыми и аккуратными; развивать диалогическую речь; учить доброжелательному обращению друг с другом и со взрослыми.

Воспитатель и дети.

Заучивание потешек при умывании.

Закрепить навыки умывания; воспитывать желание быть чистыми; развивать речь и память.

Воспитатель и дети.

Беседа: «Как я буду заботиться о своём здоровье».

Содействовать укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Воспитатель и дети

Беседы с родителями о значении здорового образа жизни.

Привлечь родителей к участию в проекте «Мы выбираем здоровый образ жизни.

Воспитатели и родители.

Чтение (восприятие) художественной литературы.

А. Барто «Девочка чумазая».

З. Александрова «Купание».

К. Чуковский «Мойдодыр».

Познакомить с содержанием стихотворения; развивать внимание и память; закрепить понимание о значении соблюдения правил личной гигиены.

Воспитатель и дети.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».

Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья; уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела; способствовать формированию привычки к опрятности.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Ёжики».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, дикцию; формировать умение контролировать дыхание.

Воспитатели и дети.

Дидактическая игра «Дружим с водой».

Познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.

Воспитатель и дети.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Наблюдение вовремя прогулке за тем, как одеваются люди.

Закрепление знаний об умении выбирать одежду по сезонам года.

Воспитатель и дети.

Интегрированная образовательная деятельность

«Вот какой я».

Развивать интерес к познанию собственного организма; систематизировать и расширить знания о частях тела человека.

Воспитатель и дети.

«Чистота и здоровье».

Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены.

Воспитатель и дети.

Совместная деятельность детей и родителей.

Художественно-творческая деятельность: выставка творческих работ (рисунки, плакаты, поделки, книжки-малышки) по теме «Мы выбираем здоровый образ жизни».

Закрепить понимание значения здорового образа жизни.

Воспитатели, родители и дети.

Март

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать».

Дать понятие о режиме дня; подвести к пониманию необходимости соблюдения режима дня для сохранения здоровья.

Воспитатель и дети.

Беседа: «Мы разные».

Подвести к выводу об индивидуальности каждого человека и наличии у всех людей общего (части тела).

Воспитатель и дети.

Беседа: «Какие мы есть».

Дать примитивное понятие о том, как нужно заботиться о своём организме.

Воспитатель и дети.

Беседа: «Осторожно, лекарства!»

Закрепить понятие о запрете брать лекарства.

Воспитатель и дети.

Заучивание пословиц и поговорок о здоровье.

Развивать память; расширять словарный запас; закрепить понимание о здоровом образе жизни.

Воспитатель и дети.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Угостим куклу чаем».

Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития; дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Уложим куклу спать».

Закрепить названия постельного белья и принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Закрепить название одежды для весны; уточнить порядок одевания.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться».

Закрепить название весенней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться о своём здоровье.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Таня простудилась».

Закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот; упражнять в пользовании носовым платком.

Воспитатель и дети.

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека».

Формировать представление о лечебных учреждениях, правилах поведения в них; о безопасном поведении во время болезни.

Воспитатель и дети.

Чтение художественной литературы.

Е. Серова «Лягушонок» (режим дня).

В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша» (самообслуживание).

К. Чуковский «Айболит».

Формирование навыков здорового образа жизни.

Воспитатели и дети.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассматривание схемы одевания и раздевания на прогулку; рассматривание опорной схемы-рисунка «Режим дня»; рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.

Закрепление навыков и расширение представления о здоровом образе жизни.

Воспитатель и дети.

Художественное творчество.

Раскрашивание элементов опорной схемы умывания; раскрашивание иллюстраций к прочитанным произведениям.

Закреплять навыки соблюдения личной гигиены; воспитывать привычку всегда быть чистым и опрятным.

Воспитатели и дети.

Лепка «Мыло для куклы».

Закрепить навыки лепки из пластилина, узнавать предметы личной гигиены.

Воспитатели и дети.

Двигательная деятельность.

Физические упражнения: пролезание в обруч боком; метение в даль левой и правой рукой; прыжки из обруча в обруч; прыжки в длину с места; бросание мяча вверх, ловля двумя руками; ходьба и бег друг за другом со сменой ведущего; ходьба с перешагиванием через кубики; прыжки через кубики; ходьба по массажной дорожке

Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Воспитатели и дети.

Подвижные игры:

«Кошки и мышки».

Научить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, ка мышки.

Воспитатели и дети.

«Птички летают».

Научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать детей помогать друг другу.

«Поезд».

Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами.

«Веснянка».

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

«Поймай хвост».

Научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.

«Ловишки с ленточками».

Тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

«Паровозик».

Научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц.

Интегрированная образовательная деятельность.

«Тело человека».

Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека; дать знания о роли органов чувств.

Воспитатели и дети.

«Врачи помогают нам быть здоровыми».

Закреплять представления о труде медицинских работников; продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми; закреплять знания о пользе овощей для здоровья; продолжать формировать представление о витаминах и их пользе; учить приёмам посадки луковицы.

Воспитатель, медработник и дети.

Апрель

Коммуникативная деятельность.

Беседа: О здоровой пище.

Закрепление знаний о здоровой и полезной пище; формировать привычку употреблять здоровую, полезную пищу.

Воспитатель и дети.

Беседа: «Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать».

Закрепить знание о правильном режиме питания, о полезной и здоровой пище.

Воспитатель и дети.

Беседа: «Полезно – не полезно».

Учить различать полезную и неполезную пищу для здоровья.

Воспитатель и дети.

Чтение (восприятие) художественной литературы.

О. Дриз «Ну и каша!»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

С. Коган «Бублики».

Э. Мошковская «Маша и каша».

Познакомить с содержанием стихотворения; развивать внимание и память; закрепить понятие о полезной и здоровой пище.

Воспитатели и дети.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Угадай на вкус».

Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу; закреплять представление о пользе фруктов для здоровья.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Витаминные домики».

Закреплять знания об источниках витаминов.

Воспитатели и дети.

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».

Прививать культуру выбирать полезные продукты; развивать самостоятельность.

Воспитатели и дети.

Художественное творчество.

Раскрашивание картинок с изображением овощей и фруктов.

Закреплять название овощей и фруктов; тренировка мелкой моторики рук.

Воспитатель и дети.

Лепка: «Овощи и фрукты».

Закрепление умения лепить из пластилина овощи и фрукты.

Воспитатели и дети.

Двигательная деятельность.

Физические упражнения: пройти по следам, чётко наступая на выложенную дорожку; бросить мяч вверх к солнышку и поймать его; прыжки в высоту на месте; хождение по ограниченной поверхности, удерживая равновесие; метание мячей в цель правой и левой рукой.

Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Воспитатели и дети.

Подвижные игры:

«Огуречик, огуречик».

Научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

Воспитатели и дети.

«Пузырь».

Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

«День – ночь».

Развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

«Самолёты».

Научить бегать детей в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

«По ровненькой дорожке».

Научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

«Мой весёлый, звонкий мяч».

Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

«Мыши водят хоровод».

Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве.

Интегрированная образовательная деятельность.

«Путешествие на самолёте «Здоровье».

Образовательные задачи: учить детей заботиться о своём здоровье; объяснить детям какую пользу приносит солнце, воздух, вода и хорошее настроение; дать понятие о необходимости витаминов для организма человека.

Развивающие задачи: побуждать детей отвечать на вопросы; развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

Воспитатели и дети.

Творческая деятельность родителей и детей «Странички для рецептов безопасного жилища».

Создание родителями рекомендаций для обеспечения жилья экологически чистыми материалами, мебелью, окружением и т. д.

Воспитывать желание заботиться о здоровье всех членов семьи; прививать культуру экологической грамоты.

Воспитатели, родители и дети.

Круглый стол «Экология жилища».

Май

Коммуникативная деятельность

Беседа «Как мы занимаемся физкультурой».

Прививать привычку заниматься физкультурой; закрепить понятие о необходимости вести подвижный образ жизни.

Воспитатели и дети.

Беседа «Наши любимые подвижные игры».

Закрепить знания о необходимости вести подвижный образ жизни; познакомить с разными формами двигательной активности.

Воспитатель и дети.

Беседа «На зарядку, становись!»

Закрепить понимание о необходимости начинать день с зарядки.

Воспитатель и дети.

Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».

Дать понятие о необходимости заботится о своём здоровье путём закаливания организма; воспитание культуры здоровье сберегающего поведения.

Воспитатель и дети.

Заучивание считалок, потешек, стихотворных текстов игр.

Развивать память; расширить словарный запас; вызвать интерес к подвижной игре.

Воспитатель и дети.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Повтори движение».

Совершенствовать представление о роли разных частей тела и необходимости упражнять их.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Запомни движение».

Закрепить знания об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях (в соответствии с программными требованиями для данного возраста); упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения; развивать зрительную и моторную память, внимание; продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.

Воспитатель и дети.

Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу».

Закреплять умение выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.

Воспитатель и дети.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад. Физкультурное занятие».

Приучать детей к самостоятельности; закреплять навыки освоения движений по программе.

Воспитатель и дети.

Художественное творчество

Аппликация «Мой весёлый, звонкий мяч».

Закреплять навыки работы с бумагой, клеем; закреплять умение создавать предмет из отдельных деталей; закреплять понятие о спортивном инвентаре.

Воспитатель и дети.

Лепка «Мой весёлый звонкий мяч».

Закреплять умение скатывать шарик; закреплять понятие о геометрической фигуре – шар; вызвать интерес использовать в подвижных играх мяч.

Воспитатель и дети

Рисование «Мой весёлый звонкий мяч».

Закреплять умение рисовать круг (гуашь); закреплять умение различать геометрические фигуры круг и шар.

Воспитатель и дети.

Двигательная деятельность

Физические упражнения: подбрасывание и ловля мяча; метание мячей в цель правой и левой рукой; перепрыгивание через набивные мячи; метание в даль мешочков с крупой; спрыгивание со скамейки на две ноги; прыжки в высоту; прыжки с места на двух ногах.

Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Воспитатель и дети.

Подвижные игры:

«Зайка серый умывается».

Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.

Воспитатель и дети.

«Два гуся».

Научить выполнять имитационные движения по ходу игры.

«Гуси».

Учить детей диалоговой речи.

«Птички, раз! Птички, два!»

Научить детей выполнять движения по счёту.

«Бусинки».

Научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

«Заинька, выйди в сад».

Научить детей действовать в соответствии со словами.

«Солнышко и дождик».

Научить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу.

Интегрированная образовательная деятельность.

«Будем спортом заниматься».

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; закрепить название некоторых видов спорта; продолжать формировать основные движения и физические качества дошкольников.

Воспитатель и дети.

Итоговое мероприятие проекта «Мы выбираем здоровый образ жизни!»

«Лукошко здоровья для Петрушки».

Закрепление знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни; закреплять представления детей о важности для здоровья заниматься спортом; развивать мышление, память, внимание; воспитывать бережное отношение к своему организму; воспитывать культуру гигиенических навыков; воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и товарищей, отвечать на вопросы; приобщить родителей к пониманию вести здоровый образ жизни.

Воспитатели, дети и родители.

Конспект интегрированного занятия по формированию ЗОЖ «Путешествие на самолёте «Здоровье».

Задачи.

  1. Образовательные:
  • учить детей заботиться о своём здоровье;
  • объяснить детям какую пользу приносят солнце, воздух, вода и хорошее настроение;
  • дать понятие о необходимости витаминов для организма человека.
  1. Развивающие:
  • побуждать детей отвечать на вопросы;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

Предварительная работа: соблюдение режимных моментов, беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах. Дидактические игры: «Витаминные домики», «Пирамида здоровья», психогимнастика: «По небу плыли облака», «Угадай мое настроение». Подготовка дидактического и наглядного материала.

Освоение интегративных качеств: овладение основными культурно-гигиеническими навыками, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. Способность решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, иметь первичные представления о себе. Овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности.

Методы и приемы: познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, игра, исследовательские действия, загадки. Оборудование: дерево с предметами личной гигиены: зубные щётки, мыло, паста, полотенце.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в очень интересное путешествие на самолетике, который называется «Здоровье». Полетите? Отправляемся...

Гимнастика: «Самолет».

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают.)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)

Приземляться нам пора! (Приседают)

1 этап. «Цветочная поляна».

Воспитатель: Ребята, что это на нашем пути? (Цветочная полянка). Посмотрите, что на ней растет? (Цветы). Это необычные цветы. Все разного цвета. Подойдите и возьмите цветочек такого цвета, чтобы он совпал с вашим настроением. У людей часто настроение меняется? Как вы думаете? (Если у человека болит голова или он устал у него может быть плохое настроение. А если он здоров, у него все хорошо, то и настроение тоже хорошее).

Воспитатель показывает картинки с изображением детей с разными эмоциональными   состояниями, предлагает детям, порассуждать: почему девочка грустная, мальчик веселый...

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Покажите, как улыбается мальчик, как грустит. (Дети показывают.)

Воспитатель: Я рада, что вы все выбрали яркие цветы, значит у вас хорошее настроение. Дети, чтобы быть бодрым и веселым мы утро начинаем с чего? (Мы утро начинаем зарядки). Для чего мы делаем зарядку? (Мы делаем зарядку, что быть здоровыми, бодрыми, веселыми).

Физкультминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Воспитатель: Молодцы! Ваше настроение стало лучше? Отправляемся дальше.

Гимнастика: «Самолет».

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают.)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)

Приземляться нам пора! (Приседают)

2 этап: «Необычное дерево».

Воспитатель: Я вижу впереди необычное дерево (на дереве висят зубные щетки, з/пасты, мыло, полотенце). Вы встречали такие деревья? (Мы такие деревья не встречали.)

Воспитатель: А вы знаете, это дерево волшебное и умеет говорить, давайте послушаем. (Звучит аудиозапись отрывка из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам»).

Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете искать на этом дереве.

Ускользает как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться,

Руки мыть не ленится! (Мыло)

Для чего нужно мыло? (Чтобы мыть руки).

Воспитатель: Когда мы моем руки? (перед едой, после прогулки, когда испачкали, после того, как погладили животных. Ведь на шерсти очень много микробов).

Самомассаж «Умывалочка»

Текст

Действия

Надо, надо нам помыться.

Трем руки друг о друга.

Где тут чистая водица?

Показываем ладошки.

Кран откроем ш-ш-ш,

Имитация открывания крана.

Руки моем ш-ш-ш. Нос и щечки не забыли и водичкой все умыли.

Погладили нос и щеки, а затем все лицо.

Воспитатель: Слушаем еще загадку о том, что растет на нашем необычном дереве:

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

Помойся, хоть немножко,

Чернила смой с лица,

Иначе ты в полдня испачкаешь меня! (Полотенце)

Воспитатель: Для чего нам нужно полотенце? (Чтобы вытираться)

 В тюбике она живет,

Змейкой из него ползет,

Неразлучна с щеткой часто

Мятная зубная... (паста)

 

Воспитатель: Ребята, сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза - утром и вечером). А для чего? (Чтобы сохранить зубы здоровыми, белыми)

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг Другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь (дети под деревом находят иллюстрации зубов).

Воспитатель: Посмотрите, какой это зуб? (показ изображения веселого зуба).

Почему он веселый? (Он здоровый, белый).

Воспитатель: (Показывает изображение грустного зуба.) Как вы думаете, почему этому зубику грустно? (У него дырочка. Он заболел. У него кариес).

Воспитатель: (Показывает иллюстрации: «Морковь», «Яблоко», «Конфета».) Как вы думаете, ребята, какие из этих продуктов полезны для зубов? (Яблоко, морковь)

Воспитатель: Почему вы не назвали конфету полезной? (Много конфет вредно для зубов).

Воспитатель: Для чего нужны зубы? (Чтобы пережевывать пищу.)

Воспитатель: Поэтому мы должны за зубами хорошо ухаживать!

Воспитатель: Пришло время лететь дальше. Отправляемся в полёт.

Гимнастика: «Самолет».

 Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают.)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)

Приземляться нам пора! (Приседают)

3 этап: ЛЕС. 

(Звучит аудиозапись со звуками леса.)

Воспитатель: Куда мы попали? (Мы попали в лес.)

Воспитатель: Почему в лесу дышится легче? (Потому что здесь чистый воздух.)

Воспитатель: Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья? (Конечно полезен.)

Воспитатель: Давайте подышим. (Элементы дыхательной гимнастики «Поймаем воздух руками» - на короткий вдох ладошки сжимаем, на длинный выдох – разжимаем.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужен лес? (Чтобы ходить за грибами, ягодами, на прогулку, слушать птиц...)

Воспитатель: А еще человеку необходимо солнечное тепло. (Показ картинки «Солнышко».)

Упражнение «Ласковое солнышко»

Воспитатель: Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

Воспитатель: Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

Дети напрягаются.

Воспитатель: Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие.

Упражнение повторяется несколько раз.

 Воспитатель: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Полетели в садик.

 Гимнастика: «Самолет».

 Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают.)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)

Приземляться нам пора! (Приседают)

4 этап: «Овощи и фрукты»

Воспитатель: Ребята, что нужно для того. Чтобы вы росли, чтобы у вас были крепкие зубы, хорошо видели глазки? (Надо кушать овощи и фрукты, там есть витамины).

Воспитатель: Какие вы знаете фрукты и овощи?

Дети называют фрукты и овощи.

Воспитатель: Кто кушает много овощей и фруктов, тот никогда не болеет!

 Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Где вы побывали сегодня? На чем летали?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: У нас получилось замечательное путешествие, а вы просто молодцы. Угощаю вас яблоками, в них содержится много витаминов. Будьте здоровы!

Сценарий итогового мероприятия по проекту «Здоровым быть здорово».

Задачи: закрепление знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни, закреплять представления детей о важности для здоровья занятия спортом, развивать мышление, память, внимание, воспитывать бережное отношение к своему организму, воспитывать культуру гигиенических навыков, умение внимательно выслушивать педагога и товарищей, отвечать на вопросы; привлечь родителей к деятельности в проекте по ЗОЖ; способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

 Материалы и оборудование: «Лукошка здоровья», корзины для фруктов и овощей, муляжи фруктов и овощей, картинки с полезными и вредными продуктами, карточки со схематичным изображением полезных советов, спортивный инвентарь: мяч, футбольный мяч, рельефная дорожка, обруч, гири, лестница, кегли и шары, магнитная доска, игрушка «Петрушка», предметы личной гигиены и посторонние предметы по усмотрению воспитателя, картинки с изображением действий человека в разное время суток.

Ход итогового мероприятия.

Воспитатель: Ребята, наш Петрушка заболел. Он не может с нами играть, веселить нас. Давайте поможем Петрушке узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровым, а все наши советы положим в «Лукошко здоровья» и подарим её Петрушке.

  1. Первый совет – Надо заниматься спортом!

Воспитатель: (Поместить схематичное изображение на доску.) Ребята, объясните, зачем нужно заниматься спортом?

Дети: Спортом нужно заниматься, чтобы быть сильными, ловкими, умелыми, быстрыми, закалёнными.

Воспитатель: Расскажите, как мы занимаемся физкультурой.

Дети: Каждое утро делаем зарядку, выполняем различные физкультурные упражнения на физкультуре, играем в подвижные игры.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и назовите спортивный инвентарь. (Воспитатель показывает картинки, дети называют изображённые предметы.)

Дети: Мяч, футбольный мяч, рельефная дорожка, обруч, гири, лестница, кегли и шары.

Воспитатель: Предлагаю показать Петрушке, как можно использовать названные предметы.

Проводится игра «Самый ловкий» (по типу дорожки с препятствиями); принимают участие дети и родители.

Воспитатель: Ребята, давайте положим в «Лукошку здоровья» картинки с изображением предметов для занятия спортом.

  1. Второй совет – Здоровое и правильное питание.

Воспитатель: (Поместить на доску схематичное изображение.) Посмотрите на стол. Здесь лежат продукты, среди них есть полезные и вредные. Нужно отделить полезные продукты от вредных.

Проводится игра «Полезные и вредные продукты»: ребёнок помогает родителям выбирать в магазине полезные для здоровья продукты.

Воспитатель: (Подводит итог игры). Ребята, предлагаю положить в «Лукошко здоровья» карточки с изображением полезных продуктов.

  1. Третий наш совет – Соблюдать правила гигиены.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на предметы, лежащие на столе. Нужно положить в лукошко только предметы личной гигиены с объяснением как их нужно использовать.

Проводится игра «Выбери нужный предмет».

Воспитатель: Помогает детям объяснить значение предметов и подводит итоги.

  1. Четвёртый совет – Соблюдать режим дня.

Воспитатель: (Помещает схематичное изображение на доску.) Ребята, для чего нужно соблюдать режим дня?

Дети: Отвечают на вопрос.

Воспитатель: Мы в детском саду и дома живём по режиму. Я вам раздам картинки, а вы на них посмотрите и определите, что делает человек и в какое время суток такое может происходить.

Проводится игра «Когда это бывает?»; подвижная игра (совместно с родителями) «День – ночь».

Воспитатель: эту игру мы тоже предложим Петрушке.

  1. Пятый совет – Нужно закаляться и в любую погоду ходить на прогулку.

Воспитатель: (Помещает на доску схематичное изображение.) Ребята, во время прогулок в разное время года мы играли в подвижные, спортивные игры. Давайте покажем Петрушке во что можно играть зимой, весной, летом и осенью.

Проводится игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (совместно с родителями).

Воспитатель: Думаю, что Петрушке понравилась наша игра. Ребята, а всё-таки что нужно делать в первую очередь, если вы заболели?

Дети: Обращаться к доктору.

Воспитатель: Молодцы, я горжусь вами. Наше «Лукошко здоровья» мы подарим Петрушке. Как вы думаете, помогут наши советы Петрушке выздороветь?

Дети: Обязательно помогут.

Воспитатель: Ждём Петрушку в детском саду. Ребята, как вы думаете, хорошо быть всегда здоровым.

Дети: Да, это очень хорошо!

Воспитатель: Давайте сделаем плакат о здоровом образе жизни. Подойдите к столу. Пусть каждый выполнит часть плаката. (Совместно с родителями.)

Дети: дети и родители подходят к столу, используя заготовленные заранее аппликации, рисунки составляют плакат.

Воспитатель: Предлагаю повесить наш плакат на самое видное место, а нам пора на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Анкета для определения знаний родителей о здоровом образе жизни. Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни».

Самое ценное в любом анкетировании - это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол...

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "

Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...