Методический сборник "Я и моё здоровье"
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Николаевна Солодовник

 

Методический сборник предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, в сборнике представлен материал, который поможет педагогическим работникам ДОУ  сформировать навыки  здорового образа жизни, дать элементарные знания о внутренних органах человека и привить  навыки направленные на сохранение и укрепление собственного здоровья у воспитанников детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moyo_zdorove.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методический сборник «Я и моё здоровье».

Тема: «Закаливание».

Задачи: Познакомить детей с понятием закаленный человек. С главными факторами закаливания. Воспитывать желание у детей к закаливающим процедурам.

Беседа с детьми:

  • Рассказать детям о людях, которые в детстве были хилыми, часто болели, благодаря закалке и спорту смогли укрепить свое здоровье, стать сильными и выносливыми (например, о А. В. Суворове)
  • Рассказать детям о солнце, воздухе и воде, как главных факторах закаливания, для сохранения и укрепления здоровья.
  • Солнце способствует уничтожении микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, значит, закаляет человека.
  • Солнечные ванны дети очень любят играть в солнечные дни, но надо рассказать им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. И чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, желательно светлого цвета.
  • Вода и водные процедуры (ножные ванночки, душ, обтирание, купание) – это прекрасные средства закаливания.
  • Самое доступное средство закаливания летом – купание (в реке, озере, море и т. д.).
  • Свежий воздух. Ещё один друг и средство закаливания. Дети  должны проводить время на воздухе не менее  2 часов в день, а помещения, где находятся люди нужно всегда проветривать.

Релаксация «Мы на солнышке лежим».

Мы на солнышке лежим,

Мы на солнце не глядим.

Так мы будем загорать,

И микробов убивать

Так мы будем закаляться

И здоровья набираться!

Массаж лица «Умывалочка».  

Надо, надо нам помыться (хлопают в ладоши).

Где тут чистая водица (Показывать руки то вверх ладонями, то тыльной стороной)?

Кран откроем – «ш-ш-ш... (Делают вращательные движения кистями (открывают кран))

Ручки моем – «ш-ш-ш... (Растирают ладони друг от друга).

Щечки шейку мы потрем (Энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз).

И водичкой обольем (Мягко поглаживают ладонями лицо от лба к подбородку).

Форточки в зале мы открываем, свежий воздух приглашаем.

Будем свежим воздухом дышать, чтобы закаленными нам стать.

Дыхательное упражнение «Морской воздух».

Носик принюхался (Дети принюхиваются).

Пахнет морским воздухом.

И увидели мы море,

Красивое, большое.

Воздух мы морской вдохнём,

Дышим носом,  не ртом.

Плечи не поднимаем,

Животом помогаем. (Дети выполняют дыхательное упражнение).

Послушай и запомни:

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Чтобы закаленными нам стать

Надо свежим воздухом дышать.

Летом на  солнце  загорать

Каждый день водой обтираться,

И конечно в речке купаться.

Без воды никак нельзя, это знаю точно я.

Тема: «Два сверкающих окна».

Задачи: Сформировать у детей представление о строении глаза. Учить детей понимать и ценить способность видеть. Воспитывать у детей понимание важности заботы о своем зрении.

Беседа с детьми:

  • Рассказать детям, что самым удивительными из наших являются глаза. Через них, как через два сверкающих окна, мы  смотрим на наш прекрасный мир.
  • Чтобы понять, каким образом мы видим, необходимо познакомить детей со строением глаза, и как они работают (рассмотреть плакат)
  • Весь глаз похож на шар и этот шар называется глазным яблоком.
  • Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита.
  • Спереди глаз покрыт оболочкой – роговицей, через нее мы видим, как через стекло.
  • Роговица покрывает – цветную часть глаза – радужную оболочку (разные цвета глаз).
  • В центре радужной оболочки находится, черный зрачок, который называется зрачком, через него проходит свет. Зрачок может сужаться, и расширятся в зависимости от яркости света.
  • В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачки расположена линза – хрусталик.
  • Сетчатка – часть глаза, с помощью которой, мя видим.
  • Когда свет достигает сетчатки она передает сигнал по особому нерву (зрительному) в специальный отдел мозга.
  • Когда мозг получил сигнал, мы, наконец видим то, на что смотрят наши глаза.

Подвижная игра «Жмурки».

Завязать ребёнку чистым платком глаза. С завязанными глазами он должен поймать кого-либо из ребят, которые при этом пытаются убежать. Эта игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно в этом мире жить, не виде ничего.

Подвижная игра «Зеркало».

Взять зеркальце, посмотреть в него и ответить на вопрос: «Что в зеркальце видишь?».

Выслушав ответы, педагог должн объяснить, что дети видят носики, лобики, ушки, щечки только по этому, что у них есть глаза.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

Солнечный мой заинька (Дети вытягивают вперед ладошку),

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька (Ставят на ладонь указательный палец другой).

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца, которым сначала медленно прикасаются к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой).

Ой, как  стало горячо!

Прыг на лобик и опять

На плече давай скакать (Голова все время находится в фиксированном положении).

Вот закрыли мы глаза (Закрыть глаза ладонями),

А солнышко играет:

Щечки тёплыми лучами

Нежно  согревает.

Послушай и запомни: Берегите глаза.

Глаза свои вы берегите,

Телевизор близко не смотрите,

В темноте и лёжа не читайте,

Упражнения для глазок выполняйте.

С мылом ежедневно умывайтесь,

Крепышами оставайтесь!

Тема: «Ушки-послушки».

Задачи: Сформировать у детей представление о строении и функциях органов слуха и о способности воспринимать звуки. Дать детям элементарные представления как следует ухаживать за ушами.

Беседы с детьми:

  • Слух – способность воспринимать звуки. Звук передается звуковыми волнами, очень похожими на те волны, которые мы видим на воде. Они могут быть большими и сильными, слабыми и маленькими (летит самолёт, кто-то говорит шёпотом).
  • Звуковые волны могут проходить по воздуху, через воду и даже через стены и двери (родители разговаривают в другой комнате, а ты слышишь или кто-то зовёт тебя с улицы).
  • Мы начинаем слышать когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку, заставляя её быстро двигаться вперед и назад.
  • Барабанная перепонка заставляет вибрировать три маленькие  косточки, которые передают звуковые колебания во внутреннее ухо. А затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг. За долю секунды мозг обрабатывает информацию. Например: мама крикнула из окна, а вы уже можете сказать себе: «Мама зовет меня домой».

Игра «Угадай мелодию».

Игра «Проверяем слух».

Игра «Чей звук».

Игра «Угадай, чей голосок?».

Психогимнастика «Ушки-хвастушки».

Игровое задание: Предложить детям рассмотреть картинки и найти правильные, которые проходят для ухода за ушами.

Послушай и запомни:

«Берегите уши».

Чтобы уши не болели ты в ушах не ковыряй,

Их от ветра защищай, громко музыку не слушай.

И чтобы вода не попадала в уши.

Тема: «Самый главный орган».

Задачи: Сформировать  элементарные представления о головном мозге, где он находится и из чего состоит.

Беседы с детьми:

  • Мозг – это масса нервной ткани, которая находится внутри черепа. Самый важный орган во всем человеческом организме. Без него мы не можем жить.
  • Мозг состоит из миллиардов клеток, которые запоминают что-либо на долгие годы. Клетки удерживают в памяти множество вкусов и запахов, картин звуков и никогда их не забывают (например: вкус молока, запах росы, звук фортепиано, небо над головой или когда вы чувствуете холодок льда на ладони). Мозг запомнит эти ощущения  на всю жизнь. Это происходит потому, что нет предела, узнавать и запоминать что-то новое.
  • Именно человеческий мозг додумался до удивительных вещей (люди изобрели телевидение, придумали самолёт, научились посылать космонавтов на Луну и т. д.).
  • Клетки мозга не меняются в течение всей жизни. А если бы клетки нашего мозга обновлялись, то наша память была бы короткой, то есть новым клеткам, пришедшим на смену старым, пришлось бы заново узнавать вкус, запах, звуки и т. д.
  •  Если бы ваши клетки мозга обновлялись, вы бы даже не узнали своих родителей, и вам бы пришлось с ними знакомиться чужими людьми.
  • Головной мозг находится в голове. Мозг состоит из 4 х отделов большие  полушария (они управляют вашими мышлениями, движениями, ощущениями, нашими мышцами).
  • Мозжечок управляет нашим чувством равновесия.
  • Воролиев мост. Он принимает и рассылает сигналы, поступающие от большого мозга.
  • Продолговатый мозг. Он соединяется со спинным. Он передает в мозг сигналы, от других отделов нервной системы.
  • Мозг можно и нужно тренировать. А если этого не делать, то ваш мозг не будет развиваться в полной мере. Правила нужно соблюдать.

Послушай и запомни:

«Здоровый мозг».

Чтобы мозг не уставал хорошенько высыпайся

Полноценно ты питайся, не раздражайся никогда,

Взрослых слушайся всегда, чтобы мозг тренировать

Надо память развивать каждый день читать писать

Свежим воздухом дышать

Физкультурой занимайся

Чтоб здоровым мозг остался!

Игра «Угадай, кто ушёл».

Игровое задание «Угадай, что пропало».

Тема: «Чудо нос».

Задачи: Дать элементарные представления о строении носа. Развивать обонятельное восприятие. Познакомить детей  с правилами как беречь свой нос.

Беседы с детьми:

  • Нос состоит из кости и хряща. Нос разделен перегородкой -  хрящевой пластинкой. Носовая кость хрупкая и легко ломается. Поэтому нужно беречь свой нос от различных ударов.
  • Нос не у всех одинаковый. Например, у слона он больше всех остальных носов. У аиста нос  это клюв, у волка – это вытянутая часть мордочки.
  • В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, отвечающие за способность чувствовать различные запахи, наше обоняние. Воздух, который вы вдыхаете, раздражает окончания нервов. Как только вы почувствовали какой-то запах, то в мозг передается  специальный сигнал. Обонятельные нервы почти никогда не ошибаются.
  • Животные чувствуют запахи еще лучше, чем люди (собаки, кошки, лошади). А у диких животных нюх развис еще сильней, чем у домашних (олени, кролики).
  • Свой нос нужно беречь от насморка, потому что во время насморка вы перестаете чувствовать запахи. Нужно одеваться по погоде, следить, чтобы не промокали ноги, а зимой не замерзали, держаться подальше от людей, которые уже простудились.

Предложить детям поиграть в игру «Узнай по запаху».

Массаж носа «Улитки».

От крылечка до калитки (трут указательные пальцы)

Три часа ползли улитки (массируют ноздри сверху вниз),

Три часа ползли подружки (снизу вверх 10 – 20 раз),

На себе, таща избушки.

Послушай и запомни:

«Здоровый нос».

Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен

Чтобы, сон, когда придёт, тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать: пальцами в нос не залезать,

День на солнце не сидеть – носик может обгореть!

А зимой в большой мороз прикрывайте вы свой нос!

Для чего нам нужен нос? Это не большой вопрос

Чтобы нюхать все на свете – знают взрослые и дети.

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос,

Жарким летом на лужочке, носик нюхает цветочки,

На полянке – земляничку, в грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос,  где чеснок и лук подрос.

Тема: «Дыхательная система».

Задачи: Познакомить детей с органами дыхания, и функции легких. Дать элементарные представления как предохранять органы дыхания от заболеваний. Воспитывать осознанное отношение детей к упражнениям на дыхание.

Беседы с детьми:

  • Дыхание осуществляется органами дыхания, к которым относятся трахея, легкие, бронхи.
  • Кровь получает толчок для движения и доставляет ко всем частям тела кислород и питательные вещества. Кровь берет кислород из легких (показать детям схему легких). Обратить внимание, что легкие с сердцем живут в грудной клетке, которая состоит из ребер, предохраняющих наши органы от повреждений.
  • Когда мы с вами дышим, то легкие как воздушный шарик, заполняются воздухом и увеличиваются, значит и грудная клетка становится больше. А двигателем нашего организма  и скелета являются мышцы. И мы должны тренировать мышцы, которые прикреплены к ребрам и окружающие легкие. И для этого мы в детском саду выполняем дыхательные упражнения.
  • Наши легкие работают без остановки. В легкие мы набираем воздух, в котором содержится кислород – это вдох, а когда мы делаем выдох, то выдыхаем углекислый газ и воду. И это можно проверить:

Игра – эксперимент «Я выдыхаю воду».

Чтобы ребенок мог убедиться, что в воздухе содержится вода, можно провести следующий эксперимент: дать ребенку зеркальце, попросить ребенка вдохнуть и сделать выдох прямо на зеркальце. Обратить внимание ребенка на то, что зеркальца запотело. Попросить ребенка провести пальчиком по зеркальцу – оно сырое, остается след.

  • Основной вред легким приносят вредные газы и дым. Попросить детей ответить на вопрос, откуда берутся вредные газы и дым? И напомнить им какие существуют способы защиты от них.

Послушай и запомни:

«Органы дыхания».

Чтобы органы дыхания были в порядке

Не следует напрягать голосовые связки.

Почаще воздухом свежим дышите,

И никогда, никогда не курите!

Тема: «Режим дня».

Задачи: Познакомить детей с понятием «Режим дня» и с его составляющими. Уточнить представления детей о смене деятельности в детском саду и дома в течение дня. Воспитывать стремление у детей соблюдать правильный режим дня, ведь правильный ежим дня - это здоровье.

Беседы с детьми:

  • Режим дня – это последовательность действий человека, в течении всех суток.
  • Спросить детей с чего начинается их режим дня.
  • Рассказать детям из чего состоит режим дня. Предложить им выполнить игровое задание «Расположи по порядку».
  • Всем нам нужен сон. Он дает возможность организму отдохнуть и набраться сил после трудного дня. Ребятам вашего возраста необходимо спать около 10 часов в сутки.
  • Прогулки на свежем воздухе – это важное средство для поддержания вашего здоровья.
  • прогулки закаляют ваш организм и развивают ваши физические качества.
  • В режим дня еще входит и прием пищи. Дети вашего возраста должны кушать 4 раза в день для поддержания энергичности в течение всего дня.
  • Личная гигиена – это тоже важное составляющие в вашем режиме дня. Гигиена – это то, как вы ухаживаете за собой и своим телом.
  • Занятия физкультурой и спортом самое важное в режиме дня. Вы должны каждый день заниматься различными видами бега, подвижными играми, спортивными играми.
  • Тот, кто нарушает режим дня, подвергает своё здоровье большой опасности, что в вашем возрасте очень рискованно.  

Игра «Режим дня».

Дети строятся в колонну. На расстоянии 4 – 5 м от них на подносе лежат картинки, изображающие режимные процессы. Дети по очереди подбегают к подносу и берут карточки. Потом нужно сложить карточки в правильном порядке.

Конкурс «Режим дня».

На карточках изображены различные режимные процессы (дать командам комплекты карточек). Предложить попробовать разложить карточки по порядку, одну за другой, так, как вы выполняете распорядок каждый день.

Послушай и запомни:  «Режим дня».

Режим дня свой соблюдаем, все законы выполняем.

Физкультурой и спортом  занимаемся,

Когда спим мы, здоровья набираемся, пищу вовремя  принимаем

Каждый день всегда гуляем, гигиену соблюдаем.

Тема: «Зубы – кости для жевания».

Задачи: Дать элементарные представления о строении зуба, об их функциях. Воспитывать осознанное отношение к чистке зубов. Научить детей ответственно относится к состоянию своих зубов, закрепить правила ухода за зубами.

Беседы с детьми:

  • Зуб состоит сверху из твердого покрытия – эмали. Еще одно твердое вещество под эмалью называется дентин. Под дентином расположена пульпа – мягкая скань, богатая кровеносными сосудами. У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Каждый зуб расположен в зубной ячейке. Основание зуба со всех сторон окружено десной.
  • Зубы есть у очень многих животных. Зубы животных не одинаковые. Например, у льва острые клыки, которые легко «режут» добытое мясо. У коалы – травоядного животного,  эмаль зубов почти плоская, так как это животное как бы перетирает пищу – листья эвкалипта. А саамы страшные зубы у акул.
  • Зубы помогают нам есть твердую пищу, которая нужна для роста. Зубы – ваши помощники и верные друзья. они смело вонзаются в твердую еду. Перетирают сухарики, словно на мельнице. Зубы трудятся без выходных и отпусков. Они заботятся о нашем здоровье.
  • О зубах нужно заботиться! Если ухода за ними не будет, то и не будет самих зубов. А если не будет зубов, то у вас часто будет болеть живот.
  • Чистите зубы 2 раза в день, желательно после каждого приема пищи.

Предложить детям игровой эксперимент «Чистка зубов».

Пусть расческа будет рядом зубов, а кусочки ваты между её зубцами – это «кусочки пищи», застрявшие в зубах. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить эти «зубы» справа налево. Что получилось? Теперь сверху вниз. Потом повторить движение с другой стороны расчески. Во втором и третьем случае все зубы стали чистыми. Вот как надо чистить зубы!

 Игровое задание «1, 2, 3, 4, 5, зубки будем мы считать!».  

Дома вместе с родителями посчитать ваши зубы. В детском саду проверить у кого сколько  зубов.

Послушай и запомни: Берегите зубы.

Зубы чисти 2 раза в день, даже если делать это лень,

После еды рот вы полощите, твердые орехи зубами не грызите.

Ешьте побольше овощей и фруктов.

Обязательно рыбных, молочных продуктов.

Тема: «Органы пищеварения».

Задачи: Дать элементарные представления о строении органов пищеварения, об их функциях. Воспитывать осознанное отношение к употреблению полезных продуктов. Закрепить у детей правила приема пищи в определенные часы. Научить детей распознавать вредные и полезные продукты.

Беседы с детьми:

  • Во рту человека расположен язык. Он помогает  жевать, смачивать еду слюной, согревать и охлаждать пищу, глотать, узнавать, соленая пища или сладкая, горячая или холодная. Пищу мы жуем зубами.
  • Далее пища по пищеводу падает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает  в тонкий кишечник, там окончательно переваривается  с помощью пищеварительных соков и желчи.
  • Кушать лучше всего в одно и то же время. При этом желудок привыкнет вырабатывать к этому времени желудочный сок.
  • Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
  • Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами. Ни один продукт не дает всех питательных сразу. одни продукты дают организму энергию. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным.
  • Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти  и развиваться.

Игра «Полезно, не полезно».

Раздать детям три сигнальных карточки: зеленый, желтый, красный. Если педагог называет полезный продукт, то дети поднимают вверх красную карточку, если продукт в одно время полезен и не полезен – желтая карточка. А если продукт совсем не полезен, дети поднимают красную карточку.

Послушай и запомни: «Внутренняя кухня»

Пищу в определенные часы принимай,

Не ешь на ходу и не переедай,

Во время еды не торопись,

Вкусной едой ты насладись.

Продукты разные бывают:

Одни здоровье укрепляют.

Другие сильно нам вредят.

Об этом все нам говорят.

Тема: «Вечный двигатель».

Задачи: Дать детям элементарные знания о сердце, о его строении.  Воспитывать желание заниматься физкультурой, как хорошим лекарством для укрепления сердца.

Беседы с детьми:

  • Удивительно, что ваше сердце имеет тот же размер что и ваш кулак! И делает постоянно удары, и когда вы сите, и когда вы двигаетесь! Чем быстрее ваши движения, тем больше ударов делает сердце. А ведь оно – тоже мышца!
  • Для укрепления сердечной мышцы наиболее полезны следующие виды спорта: бег, ходьба на лыжах, прыжки в длину и высоту, игры с мячом (баскетбол и футбол), катание на велосипеде, плавание.
  • Сокращения сердца называются «пульс». Вы можете сосчитать свой пульс на руке, приложив к запястью левой руки большой палец правой руки.
  • Для того чтобы ваше сердце работало исправно, нужно правильно питаться, хорошо высыпаться, физкультурой и спортом заниматься.
  • Если вы заболели, соблюдайте постельный режим, именно столько нужно лежать в постели, сколько времени вам назначил врач. Если вы будите соблюдать все эти правила ваше сердце останется здоровым и прослужит вам долго.
  • Сердце может менять свой цвет. Если кровь только на подходе к сердцу, то она будет темно-бордовая. А если кровь уже вышла из сердца, то она будет ярко-красная.
  • Внутри нас по многочисленным сосудам текут реки ручейки чудесной алой жидкости – крови. Сердце гонит ее по всем уголкам, закоулочкам нашего тела.  в кишечнике она захватывает питательные вещества, в легких – кислород и мимоходом одаривает всем каждую нашу клетку. одни вещества плывут по крови сами по себе, другие путешествуют на спинках красных кровяных клеток. Кровь заполняет сосуды по принципу «где густо – где пусто». У детей 3 литра крови. Много это или мало? Посмотрите на литровый пакет молока и представьте три таких пакета.

Послушай и запомни: «С детства сердце береги».

Сердце – самый сильный орган –

Есть у каждого из нас.

Как насос качает воду

Каждый день и каждый час.

Находится оно внутри,

Как в домике упрятано.

Его ты с детства береги

Заботливо, старательно.

Занимайся физкультурой:

Бегай, прыгай и скачи.

Тренируй мускулатуру –

Не нужны будут врачи.

Игра «Это верно или нет?».

Педагог называет фразы (футбол, бег, плавание), полезными для развития сердца и вредные. Если это верно дети хлопают в ладоши. Если не правильные утверждения, то дети приседают (не соблюдают советы врача, когда болеют, не занимаются спортом, поздно лежаться спать).

Тема: «Нервная система».

Задачи: Дать детям элементарные знания о нервной системе. Воспитывать устойчивость к страхам. Научить быть сдержанным. Дать рекомендации о заботе сваей нервной системе.

Беседы с детьми:

  • Нервная система это очень много «нитей», разбросанных по всему телу, которые связаны со всеми органами и мозгом нашего организма.
  • Благодаря одним нервам мы можем ощущать тепло, холод, давление, боль. Другие нервы идут к мышцам и отдают им приказы сократиться или расслабиться. Они управляют нашими движениями.
  • Мозг отдаёт команды нервам, а нервы отдают команды мышцам, так тело двигается.
  • Нужно быть устойчивым к раздражениям. Например, у тебя упражнение на занятии физкультуры, и ты не должен плакать, раздражаться, стоять в сторонке, как «белая ворона», ты должен упорно идти к своей цели и у тебя всё обязательно получится!
  • Лучший способ бороться со страхом – это учиться узнавать новое! Страхи чаше всего бывают результатом недостаточного знания. Например, когда вы были маленькими, то боялись темноты, стоило только включить свет, как страх исчезал.  А теперь вы встали взрослыми и понимаете что темноту не стоит боятся.
  • Об уходе за нервной системой можно вывести 2 правила: отдых и пища. Это необходимо для нормальной работы вашего мозга и нервов.

Послушай и запомни:

Свои нервы с детства берегите

Ужасы по телевизору не смотрите

В компьютер долго не играйте

И почаще отдыхайте!

А ещё:

Страхи все преодолей,

Никогда ты не болей.

Раздражительным не будь,

Всё наладится, и в путь!

Тема: «Опора и двигатель нашего организма».

Задачи: Дать детям элементарные знания о скелете, мышцах. Рассказать детям о функциях скелета и мышц. Дать рекомендации по укреплению костей и мышц.

Беседы с детьми:

  • Опорой нашего организма является скелет, благодаря которому наше тело сохраняет свою форму. У человека 206 костей, а у новорождённых их намного больше.
  • Внутри кости находится костный мозг, который вырабатывает красные кровяные тельца, белые.
  • Позвоночник – главная опора организма состоит из 34 кротких косточек, которые называются позвонками.
  • Для того чтобы кости были крепкими, необходимо употреблять в пищу те продукты, которые содержат кальций и витамин D, которые содержаться в молоке рыбе, сыре, мясе.
  • Мышцы – главные силачи, двигателя нашего организма. Они прикреплены к костям, и заставляют их двигаться.
  • Мышцы состоят из особых клеток, которые позволяют им сокращаться и растягиваться, то есть укорачиваться и удлиняться. У человека 400 мышц.
  • Большие и мощные мышцы предназначены для грубой работы, а совсем маленькие для тонкой. Но если бы все наши мышцы одновременно сократились, то мы бы смогли сдвинуть с места автобус!
  • Мускулы приводят в движения любую часть тела. В человеческом теле находится более чем 650 мускулов.
  • Мускулы становятся все сильнее, если заниматься физкультурой и спортом.

Послушай и запомни:

Скелет умей беречь,

Врачам ты не перечь!

Наша опора – это скелет

Для вас это совсем не секрет!

Мышцы старайся не потянуть

Иначе заболит сразу же грудь,

Кушай ты полезно

Тут чипсы не уместны!

Правила для поддержания правильной осанки.

  • Выполнять упражнения по Укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не прогибаться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной.  Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом нужно менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а человек каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук, ног достаточную опору. После длинного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).  
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Правильная осанка.

Чтобы проверить, правильная у тебя ли осанка, не горбишься ли ты, надо прислонится к стене – в случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

Предложить детям выполнить упражнения для формирования навыков правильной осанки.

Чтобы не было плоскостопия.

При слабых мышцах и связках стопы у ребенка может развиться плоскостопия. Чтобы его предотвратить нужно выполнять следующие рекомендации:

  • Ходить на носках,
  • Ходьба на наружных  краях стоп,
  • Ходьба по песку, гальке, неровной поверхности,
  • Делать для ног холодные ванны,
  • Делать массаж стоп,
  • Плавать.

Ровная спинка.

Чтобы ровная спинка была,

Надо упражнения выполнять всегда,

Нельзя долго сидеть и писать,

Физкультминутку надо выполнять.

Чтобы не было плоскостопия.

Мы походим на носких, а потом на пятках,

Ногами мячик покатаем,

С полу платочек поднимаем

Так мы стопы укрепляем!

Тема: «Как вести себя в случае пожара».

Задачи: Воспитывать у ребенка правильно оценивать ситуацию, не паниковать. Рассказать о правилах пожарной безопасности. Что делать если все-таки пожар случился.

  • Беседы с детьми:
  • Для того, чтобы сохранить своё здоровье нужно выполнять следующие правила пожарной безопасности:
  • Рассказать детям, что нельзя играть со спичками и зажигалками; детям вашего возраста нельзя включать электроприборы без присмотра взрослых; детям вашего возраста нельзя включать газ, топить печь без присмотра взрослых.
  • Если все-таки пожар случился нужно: Во-первых, не паниковать, во-вторых, ползком добраться до телефонного аппарата, вызвать 01, услышав ответ, назвать:

  • Свое имя
  • Далее нужно сообщить, что случилось.
  • Сказать свой адрес,
  • Не класть трубку, до тех пор, пока тебя об этом не попросят.
  • Так же ползком выбраться из помещения.

Во время пожара не следует:

  • Прятаться под кроватью.
  • Не убегать в кладовку (там трудно найти ребенка пожарным).
  • Не завертываться в легковоспламеняющиеся предметы.
  • Не разбивать оконные стёкла (доступ воздуха может усилить пожар).

Послушай и запомни:

Если вдруг произошла с тобой беда,

Если дома появился сильный дым,

Не теряйся и не бойся никогда,

Набери по телефону 01.

И скажи скорей Адрес полный свой,

Что стряслось с тобой:

- Помогите, помогите, помощи жду!

Отведите, отведите это беду!

Помощи жду, помощи жду! –

И дождись, пока ты не услышишь ответ:

- Мы спешим к тебе на помощь,

Жди нас, привет! Жди нас, привет!

Игра – эстафета «Случился пожар».

Дети делятся на команды. Напротив каждой команды находится телефон. 1 участник подбегает к телефону  набирает 01, 2 называет имя, 3 – фамилию, 4 – адрес, 5 – что горит, и т. д.

Тема: «Правила поведения в транспорте».

Задачи: Рассказать детям, как нужно правильно вести себя в общественном транспорте. Научить, как правильно вести себя  около транспортного средства.

Беседы с детьми:

  • Берегите своё здоровье и здоровье вас окружающих, в этом вам помогут следующие элементарные правила:
  • Вы должны уметь вести себя правильно в общественном транспорте:
  • Крепко держись за поручни, чтобы не упасть.
  • Не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются.
  • Не высовывайся из окна.
  • Заботься об удобствах других пассажиров.
  • Запомни, как ты должен обходить трамвай, троллейбус, автобус:
  • Трамвай нужно обходить спереди.
  • Троллейбус обходи сзади.
  • Автобус нужно обходить сзади.

Предложить детям поиграть в игру «Поездка на автобусе». Группа детей делятся на половину, одни пассажиры автобуса встают парами, впереди водитель с кольцом в руках, имитируя повороты руля. Оставшиеся дети изображают людей ждущих автобус на остановках, располагаются по залу в произвольном порядке. Ребенок, изображающий водителя, начинает движения с пассажирами, согласно сигналам светофору (педагог показывает флажки 3 цветов) водитель с пассажирами останавливается на остановках, где располагаются дети, дети правильно должны выполнить  «Посадку» и «Выход»  

 из автобуса. Пара пассажиров на остановках выходят, на смену им с «головы» заходит другая пара детей. Автобус продолжает своё движение.

Послушай и запомни:

Остановись, подумай и  выжди до тех пор,

Пока не увидишь зеленый светофор.

Машины быстро мчатся; чтоб не стряслась беда,

Все правила движения  ты соблюдай всегда.

На красный свет – стой смирно.

На желтый – вниманье,

Зеленый зажёгся – вперёд продвигайся1

Тема: «Правила поведения на улице».

Задачи: Закрепить знания детей сигналов светофора. Воспитывать у детей осознанное отношение к соблюдению правил поведения на улице, так как это тоже здоровье сберегающий фактор.

Беседы с детьми:

•        Для того чтобы сохранить своё здоровье нужно выполнять следующие правила дорожной безопасности:

•        Запомни, что красный сигнал светофора говорит о том, что путь движения закрыт, желтый предупреждает: «приготовься», зеленый сигнал светофора разрешает движение.

•        Нельзя кататься с горки, если горка выходит на проезжую часть дороги. На санках можно кататься только на специализированных детских площадках.

•        Дети должны гулять с родителями в парках, скверах, детских площадках.

•        Улицу следует переходить по пешеходному, подземному, надземному переходам, не следует перебегать улицу перед близко идущими автомобилями.  

Обсудить правила поведения детей на улицах города по предложенным картинкам.

Игра «Зеленый, желтый, красный».

Игра: «Правила дорожные вы соблюдайте, и  быстро их называйте».

 (Педагог встает в центр круга, который образовали дети. Педагог кидает мяч ребенку, тот бросает его обратно, называет правила поведения на улице).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический сборник игр, направленных на проживание, проигрывание, развитие и коррекцию основных эмоций

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоционально...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Публикации в научно-методических сборниках

Вы сможете ознакомиться со статьями старшего воспитателя  Николаевой А.Л. и педагогов МАДОУ "ЦРР - Детский сад №88" по разным направлениям дошкольного образования.  Выбирайте заинтересовавши...

Сборник стихотворений о здоровье и здоровом образе жизни

в данный сборник вошли  стихотворения о здоровом образе жизни, предметах личной гигиены, витаминах, о спорте и физкультуре, сборник может использоваться как пособие при подготовке конспектов обра...

Учебно-методический сборник по формированию привычки здорового образа жизни «Секреты здоровья».

Предлагаю сборник по формированию привычки здорового образа жизни, в котором собраны мои конспект и сценарии, прошедшие аппробацию....

Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...