«Создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Попова Л. К.
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.
Наиболее эффективными методами психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста являются такие: арт-терапия, песочная и водная терпапия, изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др. Один из самых распространенных видов арт-терапии – изотерапия. Применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
- обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
- способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
- создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
- оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
- содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.
В работе с детьми используются разнообразные нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, монотипия предметная, монотипия пейзажная, цветной граттаж, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев.
Метод игровой песочной терапии хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Метод обладает массой преимуществ:
- В песочнице создается акцент на тактильную чувствительность и «мануальный интеллект» детей.
- Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятию и усиливает положительные эмоции дошкольников.
- Игры с песком развивают коммуникативные навыки, песок обладает свойством «заземлять» негативную энергию.
- Строительство «песочного города» помогает активизировать творческие способности детей, гармонизировать их психоэмоциональное состояние. Лепка из песка развивает фантазию, воображение. Во время этого занятия совершенствуются навыки общения, игровая деятельность побуждает детей к активным действиям и концентрации внимания.
Упражнения в воде стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущение счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых.
Среди вспомогательных средств общения самое действенное и организующее – музыка. Музыкальное сопровождение на психозанятиях создает положительный фон, повышает настроение, жизненный тонус и общий ритм совместной деятельности.
Игры с песком и водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие и делают их уникальными способами развития ребенка. Песок и вода – прекрасные психопрофилактические средства, которые могут использоваться с любого возраста.
Существуют разные релаксационные игры для детей раннего возраста, которые помогают снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон. Среди таких игр можно отметить:
- игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления («Муравей», «Улыбка», «Поймай бабочку» и др.);
- игры медитации снимают эмоциональное напряжение через расслабление основных мышц («Воздушные шарики», «Ручей» и др.);
- игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой («Согреем бабочку», «Часики», «Каша кипит» и др.);
- игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки («Интересный разговор», «Крокодил», «Птичка» и др.). Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции – это известный факт;
- игры-«усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребенка, расслабляют и лечат («Ложимся спать», «Усыплялка для ладошек», «Малышам всем спать пора» и др.).
Также эффективным для поддержания психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста в группах является «Уголок уединения», который позволяет предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Уголок оборудуется мягким диванчиком, мягкими подушками, удобными креслами, полупрозрачной ширмой, также может использоваться мобильный «Домик-трансформер». Ребенок может поиграть с мягкими игрушками, посмотреть альбом с семейными фотографиями воспитанников, найти любимую вещь из дома, позвонить по телефону маме или папе, чтобы поделиться чем-то сокровенным. Также для поддержания психоэмоционального здоровья детей эффективно использовать дидактические игры: «Собери бусы» «Собери букет» «Чувства и эмоции» «Угадай эмоцию» «Эмоции в сказках» и др. Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребенок чувствует себя некомфортно, то выясняем причину его состояния. И только потом, предлагаем ребенку поиграть в ту или иную игру.
В зависимости от состояния детей можно организовать «Уголок гнева», в котором можно в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Для этого дети могут использовать:
- «Коврик злости», на котором могут потоптаться;
- коробочку гнева и раздражения «Спрячь все плохое»,
- коробочку «Попробуй порви» (дети мнут или рвут листы бумаги);
- подушку-колотушку, стаканчики «Для крика» и др.
В случае возникновения конфликтных ситуаций можно использовать коробочку «Давай помиримся» (содержит веселые картинки-мирилки), которая налаживает отношения между детьми и устраняет негативные эмоции.
Использование предложенных методов дает возможность педагогу заложить основу для сохранения психоэмоционального здоровья детей.
Список литературы
- Журнал «Справочник педагога-психолога» №1, 2012 с.47; №3, 2012 с.65; №7, 2012 с.62; №12, 2012 с.64.
- https://trello.com/b/uvRfMic4/%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации....
ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...
СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн...
Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
Что такое "психическое" здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?...
Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые исходят из того, что эти ус...