СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.А.Васянкина
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»
г. Саяногорска
Проблема взаимосвязи родительско-детских отношений и эмоционального здоровья ребёнка до настоящего времени остаётся ещё недостаточно разработанной. Исследованиями Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной и др. был установлен ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся эмоционального развития ребёнка и его связи с родительским отношением. Но эти исследования единичны; до сих пор не представлены экспериментальные данные, свидетельствующие о зависимости благополучия эмоциональной сферы ребёнка от характера взаимодействия с родителями. Дошкольный период является одним из наименее изученных возрастных периодов, тогда как ряд авторов – Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др. указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Основное значение имеют создаваемые им уникальные условия, которые не повторятся в дальнейшем развитии детей и то, что будет «недобрано», наверстать в будущем трудно или вовсе невозможно.
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов. Мои наблюдения на занятиях в старших и подготовительных группах детского сада показали, что для более 65% детей характерны признаки эмоционального неблагополучия – повышенный уровень тревоги, часто они возбуждены, агрессивны, излишне капризны, с трудом подчиняются правилам, что затрудняет их контакт со сверстниками и взрослыми. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических проявлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в детском саду. А между тем развитие личности ребёнка должно обеспечить ему успешную адаптацию к условиям социальной среды, умение детей жить в обществе, отзываться на чужие переживания.
Дошкольный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребёнка со взрослым. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности. Стиль отношения родителей к ребёнку влияет и на психическое здоровье детей. Неуверенность ребёнка в положительном отношении к нему взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально созвучного общения между родителями и ребёнком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
На сегодняшний день, я, как педагог, стою перед необходимостью воспитания гармоничного и уверенного в себе человека с позитивным самоощущением, сохранения его психического здоровья и социального благополучия ещё в дошкольном возрасте.
Целью моей деятельности является сохранение и укрепление эмоционального здоровья, создание условий для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка дошкольного возраста.
Одним из таких условий выделяю направление - оптимизация родительско -детских отношений, т.е. создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, налаживание эмоциональных отношений в семье.
Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:
Способствовать становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений родитель – ребёнок.
Повышать психологическую компетентность родителей с целью помочь ребенку ощутить себя личностью, с которой считаются, которую уважают, в успехах которой заинтересованы.
Иными словами: помочь родителю и ребенку поверить в свои силы, научить детей и взрослых осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние друг друга, обучать их этическим ценным формам и способам поведения в отношениях друг с другом.
Свою работу строю исходя из основных ориентиров гуманности:
каждый ребёнок принимается таким, какой он есть;
каждый ребенок нуждается в помощи и развитии навыков, способностей, личностных качеств;
жизнь детей с трудностями в развитии не следует превращать в трагедию;
главным признается личность ребенка, а не предопределенность нарушения.
Опираясь на свой практический опыт можно с уверенностью сказать, что трудности в воспитании детей появляются в том случае, когда в семье возникает нарушение эмоционального контакта во взаимоотношениях с ребенком. Именно семейный микроклимат способствует формированию личности ребенка, его умению общаться, понимать и строить отношения с другими людьми, со сверстниками.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере определяет в настоящее время необходимость поиска новых подходов и методов работы воспитателя с семьёй.
Повышение психологической компетентности родителей посредством собраний, бесед, информационных материалов в «Родительских уголках», а также индивидуальное консультирование – важные формы работы. Однако, этого недостаточно для формирования у родителей практических навыков адекватного взаимодействия с детьми. Наблюдения, беседы с родителями в ходе консультаций, анализ результатов психодиагностики позволяют сделать вывод о том, что большая часть трудностей, возникающих в эмоциональном развитии и поведении детей дошкольного возраста, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений. Взаимодействие в родительско-детской паре зачастую носят дисгармоничный характер и проявляются в виде гипер- (или гипо-)опеки со стороны родителей, преобладание в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания.
По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».
Исходя из этого, я считаю, что без изменения родительско-детских отношений работа с ребёнком будет недостаточно эффективной, и многие трудности ребёнка должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему.
Поэтому, тренинг детско-родительских отношений представляется мне наиболее эффективной и интересной формой работы с семьёй.
На сегодняшний день я занимаюсь разработкой и апробированием программы тренинга ДРО – «Радость общения», в которой использую материалы программ «Я и мой ребёнок» (авторы: Е.В.Карпова, Е.К.Лютова), «Осьминоги и осьминожки» (авторы: Ж.В.Лурье, О.Ф.Семёнова).
Концептуальной основой тренинга является идея взаимопонимания между взрослым и ребёнком, обретение теплоты отношений и радости общения.
Поэтому основная цель программы - установление доверительных отношений между родителями и детьми, налаживание эмоциональных отношений в семье.
Задачи программы:
обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
научить участников тренинга способам снятия эмоционального
напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя
вреда другим членам семьи;
формировать у каждого из участников тренинга чувства доверия и эмпатии;
формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
По результатам тестирования родителей и детей провожу комплектование микрогрупп из детско-родительских пар. Посещение занятий происходит на добровольной основе. Цикл занятий состоит из 6-8 встреч, длительность одного занятия до 40 минут. Периодичность встреч оговаривается на первом занятии.
В начале и в процессе работы провожу диагностику ДРО (Опросник родительского отношения; методика «Родительское сочинение», рисуночный тест «Моя семья»). Сама групповая работа тоже очень показательна, в ней проявляются особенности межличностного и внутрисемейного взаимодействия, а также личностные характеристики участников.
Каждое тренинговое занятие имеет свою структуру:
1. Организационная часть
Приветствие.
Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на занятие
(«Друг к дружке», «Давайте поздороваемся!», «Здравствуйте, это я» и др.)
Разминка
Цель: активизация членов группы, поднятие настроения, снятие напряжения («Передай сигнал», «Подарки по кругу», «Кого нет, во что одет?», «В магазине зеркал», «Дракон кусает свой хвост» и др.)
2. Основная часть
Комплекс психологических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия (упражнения, игры на невербальное общение, тактильный контакт, взаимодействие в паре «Родитель-ребёнок», релаксация, продуктивная деятельность,)
3. Заключительная часть
Подвижная игра
Рефлексия занятия (подведение итогов занятия: что понравилось, что нет, почему; оценка своего эмоционального состояния)
Прощание
Цель: эмоциональное сплочение группы.
Даже небольшой опыт работы показывает её эффективность.
Оценка эффективности работы группы осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в родительско-детских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников тренинга в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на родительских занятиях.
По окончании работы группы родители отмечали следующее:
«появилось ощущение внутреннего спокойствия»;
улучшилось понимание мотивов поведения и проявления эмоций детей;
усилилось чувство принятия, как со стороны детей, так и со стороны родителей, увеличилась частота тактильных контактов;
повысилась самостоятельность, инициативность детей;
снизилось число конфликтов между родителями и детьми;
повысилась эмоциональная устойчивость;
возросло чувство уверенности при выполнении воспитательных обязанностей.
Т.о., тренинг ДРО не только повышает психологическую компетентность родителей в области взаимодействия с детьми, но и помогает формировать практические навыки адекватного взаимодействия.
У участников группы развивается позитивное взаимодействие на основе установившихся доверительных отношений друг с другом, снижается число родительско-детских конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.
Программа способна помочь родителям:
выйти на новый уровень понимания детей,
более внимательно относиться к их потребностям;
проявлять большую меру родительского принятия, уважения к чувствам детей,
признавать необходимость автономии ребёнка,
быть более компетентным в собственных воспитательных
возможностях.
Лишь благодаря подобным изменениям в родительско–детских отношениях
возможно сохранение эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста.
Слова благодарности участников тренинга в свой адрес подвигают меня на усовершенствование работы, на поиск нового и интересного, а ради этого стоит творить.
Список используемой литературы.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М,:АПНСССР,1968.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Педагогика,1985.
Карпова Е.В.,Лютова Е.К. Программа «Я и мой ребёнок». Семейная психология и семейная психотерапия. № 3- 1998.
Лурье Ж.В., Семёнова О.Ф. Программа «Осьминоги и осьминожки». Семейная психология и семейная терапия. № 4- 1999.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-петербург, «Речь», 2001.
Мухина В.С. Детская психология. – М,:Апрель Пресс, 2000.
Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика. Уч.пособие – Красноярск, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-186512-1612164377.jpg)
Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-259001-1448786486.jpg)
ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-419325-1394863278.jpg)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137386-1352051905.jpg)
Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/22/picture-983554-1695365268.jpg)
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/28/picture-650100-1438105625.jpg)
Условия сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста
Что такое "психическое" здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение?...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1051069-1548091390.jpg)
Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста приемами дыхательной гимнастики.
Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё....