"Мой мир на песке". Групповая работа с педагогами ДОУ по мандала терапии (на улице в летний период)
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Групповая работа с педагогами ДОУ по мандала терапии в летний период на улице нацелена на знакомство с основными понятиями, представлениями и способами работы с мандалами и с песком. В ходе мероприятия у педагогов происходит снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения, наблюдательности и более позитивной Я- концепции. Данный материал может быть полезен педагогам - психологам для работы с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания и восстановления ресурсного состояния педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_s_pedagogami_dou.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Мой мир на песке

Групповая работа с педагогами ДОУ

по мандала терапии (на улице в летний период)

Юрга

2021

Цель:

  • знакомство участников с основными понятиями, представлениями и способами работы с мандалами и с песком.

Задачи:

  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • развивать творческое воображение, наблюдательность;
  • развивать более позитивную Я-концепцию.

Материал: подносы с песком (ко количеству участников), маленькие лейки с водой, влажные салфетки, наборы мелких игрушек, наборы мелких предметов: камушки, шишки, пуговицы, детали мелкого конструктора, ракушки, бусинки и др.

Ход

Только руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум.

К.Юнг

I  Теоретическая часть

Мандала (колесо, круг) - магическое вещь. "Мандала - это пришедшая из Индии форма изображения, в котором цвета и формы выходят из некоего единого центра и организуются вокруг него в виде концентрических кругов" (Gemeinhard, 1994). Эти изображения предназначены для медитации. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, как средство достижения особого психического состояния.

      В различных культурах и религиях мандала имеет очень схожее строение. В христианских храмах в качестве мандалы служили круглые окна с цветными стеклянными витражами. В буддизме также используют мандалы, и очень сложные. Существуют и совершенно фантастические тибетские песочные мандалы - буддистские монахи создают их, определенным образом насыпая цветной песок. Глядя на изображение мандалы, мы погружаемся в размышления и испытываем чувство умиротворения. В этом нам помогают фигуры, которые образуют мандалу. Изображения мандалы состоят в основном из геометрических фигур-символов: кругов, квадратов, крестов, колес (дисков), звезд, прямоугольников, треугольников.

 Мандала воздействует на человека напрямую - через символы. Очень важно, что у каждой мандалы имеется центральная точка.  Без центральной точки мандала превращается в обыкновенный, хотя и очень красивый узор.

В более широком смысле мандала - это модель нашей Вселенной.

Мандалы могут быть ритуальные и личтностные.

Личностная мандала, в отличие от ритуальной, не имеет чётко заученных форм — это проявление актуального внутреннего мира, его ощущения на данный период, здесь и сейчас. Если ритуальная мандала имеет чёткую симметрию, определенную форму, смысловой орнамент. То в личностной мандале человек  подвластен творить своими руками и воплощать все свои желания.

Не смотря на то, что порой бывает трудно начать творить сою мандалу (свой мир на песке), но постепенно погружается в работу, свое актуальное состояние мандала помогает человеку обрести целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы. Все то, что способствует быстрой интеграции личности. в свой внутренний мир и начинает творить.

Выбор материала - песок обусловлен тем, что это натуральный материал, который наполняет природной энергией, успешно забирает негативную энергию, трансформирует агрессию в положительные заряды.

II  Практическая часть

1. Настрой на работу

Закрыть глаза, сделать дох и выдох…. Еще раз вдох … и выдох… прислушаться к своему состоянию тела….. понять в какой части тела сейчас самое комфортное состояние….. где дискомфорт…. Сосредоточить внутренний взор на дискомфорте тела и продышать его….. При вдохе направлять в эту часть тела легкость, любовь, заботу…. При выдохе освобождать свой организм от этого дискомфортного состояния…. Подышать до тех пор, пока не появится комфорт, легкость. Открыть глаза, улыбнуться, посмотреть на соседа слева, справа подмигнуть ему и улыбнуться.

2. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Задание:

- потрогать песок тыльной стороной ладоней;

- взять гость песка и пересыпать его из ладони в ладонь, поднимая вверх тонкой струйкой;

- разровнять на поверхности песок и двумя руками делать ритмические волны пальцами рук по поверхности сверху вниз;

- поочередно руками захватывать и высыпать из ладони песок;

- разровнять песок и на поверхности плоскости симметрично двумя руками одновременно нарисовать: вазу; бабочку; солнышко; домик с окном; елку.

3. Упражнение «Создание мандалы»

Задание:

- выбрать фигурку (на подносе набор разных мелких игрушек), которая вам откликается (либо это актуальное состояние - я сейчас такая; либо я такой хочу быть);

- подготовить песок - увлажнить водой;

- создать мандалу «Картина моей жизни/ мой мир»; поставить в центр фигурку и начать творить…..

- поделиться с участниками группы своей историей:

* Почему выбрали эту фигурку? Чем она вам близка?

* Какой мир вы построили на песке? О чем он?

* Какие мысли приходили во время работы?

* Что чувствовали?

* Что для вас эта мандала?

* Что получили от работы?

4.Рефлексия «Чему я научилась»

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

5. Упражнение «Пожелания»

Инструкция:

участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Литература

  1. Вачков, И.В. Основы группового тренинга [Текст] – М.: Ось-89, 2000.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии» [Текст] - СПб.: Речь, 2005 -340 с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д.  // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] - М.: Речь, 2005
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. [Текст] - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
  4. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст]  — СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.
  5. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. [Текст]  – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальное развлечение для детей 2 – 3 лет на улице в летний период «Прогулка по стране сказок и мультфильмов».

Это мероприятие я хочу предложить для самых маленьких воспитанников детского сада. К концу учебного года они уже прошли адаптацию к саду, давольно спокойно воспринимают образы героев в исполнении взро...

Проект в подготовительной группе «Безопасность детей на улице в летний период»

Проект в подготовительной группе «Безопасность  детей на улице в летний период»Цель: формирование знаний детей об основополагающих правилах безопасности на улицеЗадачи:Выработать навы...

Консультация для родителей «Безопасность детей на улице в летний период».

Цель: напомнить родителям о правилах безопасного поведения детей летом на улице....

Консультация для родителей: «Подвижные игры на улице в летний период».

Консультация для родителей:«Подвижные игры на улице в летний период».Подготовила: Спорыхина И.М.         Главная задача каждой семьи – вырасти...

Конспект НОД (на улице в летний период) по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему «Вода, водичка».

Конспект был разработан с целью развить любознательность и познавательный интерес детей в процессе эксперементирования с водой....

Игры для детей 3-4 лет на улице в летний период.

 Как интересно и с пользой провести время со своим ребенком на улице? Мы подготовили для вас подборку интересных, развивающих игр....

Консультация для педагогов «Эффективное использование развивающего пространства ДОУ на улице в летний период»

В данной консультации предложены различные варианты использования развивающего пространства в летний период....