«Эффективность детско-родительских отношений как условие семейного благополучия»
консультация (подготовительная группа)

Гулак Татьяна Николаевна

Дошкольное детство – это период, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и погружается в сферу взаимоотношений окружающих его людей, пробует свои силы в построении социальных отношений. Первоначально основой такой данного периода социализации выступает познание механизма взаимоотношений со взрослыми через их моделирование посредством сюжетно-ролевой игры. Однако ближе к концу дошкольного возраста первостепенное значение приобретают товарищи по игре, которые определяют смысл игры, правила и являются непременным её условием. Осуществляя в игре координацию своей точки зрения и позиций партнёров по игре, ребёнок учится преодолению познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже), слушать и «слышать» своих сверстников, делиться с другими детьми, чувствовать и проявлять сочувствие к окружающим. В этот период первоначально формируется чувство дружеской привязанности. Также к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает умением сравнивать себя с другими, что способствует формированию его самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_gr.106.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Эффективность детско-родительских отношений как условие семейного благополучия»

Подготовил воспитатель:

Гулак Т.Н.

 

Дошкольное детство – это период, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и погружается в сферу взаимоотношений окружающих его людей, пробует свои силы в построении социальных отношений. Первоначально основой такой данного периода социализации выступает познание механизма взаимоотношений со взрослыми через их моделирование посредством сюжетно-ролевой игры. Однако ближе к концу дошкольного возраста первостепенное значение приобретают товарищи по игре, которые определяют смысл игры, правила и являются непременным её условием. Осуществляя в игре координацию своей точки зрения и позиций партнёров по игре, ребёнок учится преодолению познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже), слушать и «слышать» своих сверстников, делиться с другими детьми, чувствовать и проявлять сочувствие к окружающим. В этот период первоначально формируется чувство дружеской привязанности. Также к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает умением сравнивать себя с другими, что способствует формированию его самооценки.

Эти важные изменения происходят в общении дошкольника со сверстниками. От того, каким будет социально-психологический климат в детском сообществе, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни социальной системе – группе детского сада – во многом зависит его психологическое благополучие, успешность его последующего личностного и социального развития.

Благоприятный психологический климат  доброжелательности, раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфортные условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. При таком климате дети достигают высоких качественных результатов без жесткого контроля со стороны воспитателя. Каждый из детей при таком климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе с благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.

Тогда как, неблагоприятный психологический климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В отношениях друг к другу в такой группе преобладает индивидуализм, настороженность, постоянное состояние обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К деятельности, предлагаемой воспитателем, в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия, члены группы предпочитают шаблонные решения в процессе выполнения, и, как правило, дети демонстрируют низкое качество работы.

Таким образом, профилактическая деятельность специалистов дошкольной образовательной организации, направленная на формирование благоприятного микроклимата в группе детского сада, представляется первостепенной задачей, реализация которой обеспечивает сохранение психологического здоровья ребёнка, и является важнейшим условием его личностного роста.

Программа «Он, она, ты и я, все вокруг – мои друзья!» является комплексной. Комплексный характер программы заключается в том, что она построена на основе реализации всех направлений психологического сопровождения: психодиагностического, коррекционно-развивающего и консультативно-просветительского. Программа ориентирована не только на воспитанников, но и содержит информационный материал для родителей, направленный на обогащение их родительского опыта и освоение практико-ориентированных психолого-педагогических знаний. Комплексность также реализована в отношении соблюдения

преемственности психодиагностической и развивающей составляющих программы, которая содержит психодиагностический инструментарий и комплекс развивающих занятий.

Программа «Он, она, ты и я, все вокруг – мои друзья!» представляет собой комплексное сопровождение, целью которого является создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в группах дошкольных образовательных организаций.

Данная программа направлена на решение следующих задач:

- выявить особенности социально-психологического климата в детских коллективах, их социально-психологической структуры, личностных особенностей и особенностей поведенческой сферы воспитанников, которые могут потенцировать конфликты и снижение уровня благоприятности социально-психологического климата в детских коллективах;

- способствовать возникновению и поддержанию интереса детей к сверстникам;

- формировать чувство принадлежности к коллективу;

- способствовать повышению уверенности в себе;

- формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;

- развивать навыки социального поведения и взаимодействия;

- содействовать развитию психолого-педагогической компетенции родителей воспитанников в вопросах межличностных взаимоотношений в детских коллективах, повышению их информированности о возможных рисках в аспекте психологической безопасности образовательной среды; развитию умения дифференцировать признаки и маркеры психологического неблагополучия ребёнка, связанного с межличностными отношениями.

Программа «Он, она, ты и я, все вокруг – мои друзья!» направлена и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: «ребёнок обладает - установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Целевыми аудиториями программы являются воспитанники старших и подготовительных групп дошкольных образовательных организаций, а также их родители. Психодиагностический и развивающий блоки программы рассчитаны на воспитанников. Консультативно-психопрофилактический блок ориентирован на родителей воспитанников, развитие их психолого-педагогической компетентности в вопросах межличностного взаимодействия в детских коллективах.

В Программе «Он, она, ты и я, все вокруг – мои друзья!» предполагается профилактическая работа по нескольким направлениям:

Развитие коммуникативных навыков (умение слушать, умение выражать благодарность, умение выражать симпатию и т.д.).

Развитие эмоциональной сферы (умение выражать чувства, распознавать чувства другого, умение справляться с негативными эмоциями и т.д.).

Умение справляться с возникающими трудностями (расширение поведенческих репертуаров, навыки альтернативы агрессии: умение мирно отстаивать свои интересы, умение реагировать в ситуации, когда виноват, т.д.; навыки преодоления стресса).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н. «У моего ребенка нет друзей»: что делать родителям. – //Справочник педагога-психолога. – 2017. - №6.
  2.  Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия : Смысл, 2007. - 526 с.
  3.  Бойко. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. – М.: Мысль, 2008. - 193с.
  4. Дубинская Е.В. Развиваем коммуникативные навыки старших дошкольников. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие за золотым сердцем». – //Справочник педагога-психолога. – 2016. - №11.
  5.  Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. :Эксмо, 2009. – 176 с.
  6.  Жданов, О. И. Социально-психологический климат в коллективе / О. И. Жданов. – М. :ВолтерсКлувер, 2011. – 401 с.
  7.  Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 11-19.
  8.  Елизарова О.Ю. Учимся решать конфликты. – //Справочник педагога-психолога. – 2016. – №3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Семейный клуб как условие улучшения детско-родительских отношений

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально- психологической ада...

Родительское собрание "Круглый стол "Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на эмоциональное благополучие детей "

Родительское собрание  адресовано для родителей детей старшего дошкольного возраста. Форма проведения круглый стол с элементами тренинга....

Презентация для психолога по созданию условий личностного, социального благополучия ребенка с ОВЗ и гармонизации детско-родительских отношений.

Консультация в виде презентации для педагогов-психологов, психологов, работающих в области "Особое детство" по проблеме гармонизации детско-родительских взаимоотношений и созданию условий ли...

Совместный детско-родительский проект по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья

Тема: «Расти, малыш, здоровым» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духо...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...

Сценарий детско-родительского развлечения "Это у нас семейное!"

Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).Цель: гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.Задачи:Способствова...