Создание условий для оптимизации двигательной активности дошкольников
статья

Шеховцова Татьяна Станиславовна

Статья раскрывает вопросы охраны и укрепления здоровья, которым уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребёнка, является одной из главных задач ДОУ.Дошкольные учреждения располагают определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы.При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей, а также постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных, переключать на более спокойную.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для оптимизации двигательной активности дошкольников

Вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребёнка, является одной из главных задач ДОУ.

Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие.

Дошкольные учреждения располагают определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы. Наш детский сад находится рядом с парком, стадионом, есть спортивных зал, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, спортивная площадка. Осуществляется активное взаимодействие с учреждениями города: МБОУ СОШ №36; залом вольной борьбы МБУ «Спортивной школой олимпийского резерва №2», где старшие воспитанники могут заниматься в различных спортивных секциях и проводить совместные мероприятия со школьниками, следить за спортивными достижениями бывших выпускников детского сада.

Групповые помещения в ДОУ оборудованы с учётом возрастных особенностей детей, их физиологическими и функциональными возможностями, двигательными потребностями. Дошкольное учреждение работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Содержание образовательной области «Физическая культура»интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье»«Музыка»«Безопасность»«Социализация».

Цель работы с детьми – обеспечение максимального развития личности каждого ребёнка, укрепление его психофизического здоровья и обеспечение физической готовности к школе. Поставлены задачи:

1.Оздоровительные:

• охрана жизни и укрепление здоровья;

• всестороннее физическое совершенствование функций организма;

• повышение работоспособности и закаливания.

2.Образовательные:

• формирование двигательных умений и навыков;

• развитие физических качеств;

• овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

3.Воспитательные:

• формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

• разностороннее гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима.

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей и увлекательная, радостная совместно с взрослыми двигательная деятельность. Мы стараемся, чтобы каждое занятие по физкультуре приносило радость ребёнку, пробуждало у него интерес, стимулировало творческую активность, развивало потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. Физкультурные занятия проводит инструктор по физической культуре 3 раза в неделю (2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на воздухе, их продолжительность соответствует программе. Используются различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). Структура занятия определяется поставленными задачами и возрастными особенностями организма ребёнка. В спортзале имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, но и нетрадиционный игровой материал, сделанный руками педагогов, с учётом гигиенических и функциональных требований, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта.

Второе место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям: утренняя гимнастика, подвижные игры. Физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, прогулки-походы в парк, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика, индивидуальная работа.

Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима, направленная на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Содержание традиционного типа утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики используются еёварианты: утренняя гимнастика игрового характера, сюжетная, с использованием полосы препятствий, с элементами ритмопластики.

Физкультминутки и двигательные разминки применяются с целью предупреждения утомления на ООД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных упражнений и игровых упражнений. Они могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с темой ООД.

Прогулки в парк с детьми старшего дошкольного возраста представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе, игры-эстафеты и т. д.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы.

Третье место в двигательном режиме занимает физкультурный досуг в спортзале или на спортивной площадке. В программу оздоровительного досуга включаются физические упражнения, комплексы ритмопластики, танцы, подвижные игры, эстафеты, песни, стихи, загадки, театрализованные постановки. Спортивный досуг так же выполняет образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, развивают детей и физически и духовно. Физкультурный досуг и спортивный праздник несут в себе элемент показательности – подведение итогов за некоторый период: на них дети демонстрируют то, чему научились на занятиях физкультуры, показывают свои достижения в развитии двигательных качеств — ловкость, силу, гибкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, это всегда положительные эмоции, всеобщее веселье, сюрпризы. Мы стараемся привлекать родителей к проведению физкультурных праздников.

Четвертое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, которая возникает по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.Этот вид деятельности организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением воспитателя. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей, а также постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных, переключать на более спокойную.

Работа, направленная на совершенствование двигательного режима, обеспечение физической готовности к школе, выявила положительное её влияние на развитие двигательной активности детей. Показателем результативности работы, направленной на развитие двигательной активности детей, особенно, на развитие основных движений и физических качеств является ежегодное участие команды детей подготовительной группы в городской спартакиаде и занимающей призовые места. Наши выпускники посещают различные секции в учреждениях города: футбол, вольную борьбу, фигурное катание и др. Многие из них добились высоких спортивных результатов. Среди них есть мастера спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Презентация.Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность.

Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность....

Проект "Здоровьесбережение. Создание условий для самостоятельной двигательной активности в условиях группы".

Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предло...

Презентация "Создание условий для повышения двигательной активности старших дошкольников посредством дворовых подвижных игр"

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах.  Вместе с ...