Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
материал (старшая, подготовительная группа)

Гришина Елена Владимировна

Материалы мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования злоровьесберегающих технологий, который провела на районном методическом объединении воспитателей 15 апреля 2021 года. (Справка - подтверждение МКУ «Комитет развития образования Туапсинского района» от 28.04.2021 №233/28).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий» воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Ягодка» пгт . Джубга, муниципального образования Туапсинский район Гришина Елена Владимировна

Слайд 2

Цель мастер-класса: передача педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений, представление по использованию приёмов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Слайд 3

Задачи Расширять представления педагогов о роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых приёмов, основанных на организации совместной партнёрской деятельности педагогов и детей Девиз мастер-класса: «Послушай – и ты узнаешь. Посмотри – и ты поймёшь, Сделай сам – и ты научишься.»

Слайд 4

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально организованной деятельности; дошкольный период в развитии ребёнка наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях развития человеческого организма, о способах сохранения здоровья. Актуальность

Слайд 5

Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за своё здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и.т.д. Для этого нужно способствовать развитию определённого круга знаний и представлений о своём теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму. Эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью являются здоровьесберегающие технологии : дыхательная и пальчиковая гимнастики, закаливание, игровой массаж и другие. Результатом применения данных технологий является здоровьесберегающая компетентность ребёнка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Слайд 6

Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью должно происходить не только в условиях детского сада, но и в семье. При этом необходимо выстраивать взаимодействие с родителями на основе анализа психолого-педагогической ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе педагога . Взаимодействие с семьями воспитанников Какова цель? Формирование семейного здорового образа жизни. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья. Что необходимо делать? Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка. Повышать уровень валеологической культуры родителей, через просветительскую культуру. Сотрудничать в тесном контакте и выдвигать единые требования ДОО и семьи в вопросах здоровья детей. Обмениваться взаимным опытом между ДОО и родителями воспитанников в методах сохранения и укрепления здоровья, как детей так и взрослых.

Слайд 7

При формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста огромное значение имеет соблюдение педагогом следующих методических правил: последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале); доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка; включенность детей в активную игровую деятельность; наглядность, необходимая для восприятия правил здорового образа жизни; психологический комфорт каждого ребенка. В процессе работы по данному направлению я применяю современные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, игровой самомассаж , упражнения коррегирующей гимнастики, ритмическая гимнастика, гимнастика на фитболах .

Слайд 8

Технология, направленная на развитие органов дыхания Здоровьесберегающие технологии Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей Технология, направленная на р азвитие речевого аппарата Технология, направленная на формирование у ребёнка навыков собственного оздоровления Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата

Слайд 9

Дыхательная гимнастика. Система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребёнка. Использование дыхательной гимнастики помогает: улучшить работу внутренних органов; активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; тренировать дыхательный аппарат; осуществлять профилактику органов дыхания; повысить защитные механизмы организма; восстановить душевное равновесие, успокоиться; развивать речевое дыхание.

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; снимает тревожность «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский

Слайд 11

Игровой самомассаж . Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.

Слайд 12

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей» С.Я. Эйнгорн

Слайд 13

Новый день начинайте с улыбки и утренней гимнастики. Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они - ваши попутчики. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки. Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровым. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства. Лучший вид отдыха - прогулка со всей семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

Слайд 14

ЗАНИМАЙТЕСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Ягодка

Мастер-класс

"Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Подготовила и провела:

Гришина Елена Владимировна,

воспитатель

Джубга

 2021

Цель: 

  • передача педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений, представление по использованию приёмов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • расширить представления педагогов о роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
  • содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых приёмов, основанных на организации совместной партнёрской деятельности педагога и детей.

Ход мастер-класса.

Слайд 1. Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, воспитатель Гришина Елена Владимировна. Тема моего мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здороаьесберегающих технологий".

Слайд 2.  Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать! (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

В ручку правую возьмём

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола.)

На бумажку посмотри, На что похоже говори! (Воспитатели отвечают, на что похожа их смятая бумага.)

1.2.3.4.5

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём.

Слайд 3. Девиз нашего мастер-класса:

 Послушай - и ты узнаешь,

 Посмотри -  и ты поймёшь,

 Сделай сам - и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Слайд 4.  В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально организованной деятельности;
  • дошкольный период в развитии ребенка наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях развития человеческого организма, о способах сохранения здоровья.

Слайд 5. Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.

Для этого нужно способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Я считаю, что эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью являются здоровьесберегающие технологии: дыхательная и пальчиковая гимнастики, закаливание, игровой самомассаж и другие.

Результатом применения данных технологий есть здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Слад 6. Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью должно происходить не только в условиях детского сада, но и в семье. При этом необходимо выстраивать взаимодействие с родителями на основе анализа психолого-педагогической ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе педагога.

Слайд 7. При формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста огромное значение имеет соблюдение педагогом следующих методических правил:

  • последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале);
  • доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • включенность детей в активную игровую деятельность;
  • наглядность, необходимая для восприятия правил здорового образа жизни;
  • психологический комфорт каждого ребенка.

Слайд 8. В процессе работы по данному направлению я применяю современные здоровьесберегающие технологии:

  • Технология, направленная на развитие органов дыхания: дыхательная гимнастика.
  • Технология, направленная на развитие речевого аппарата: пальчиковые игры.
  • Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата: упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки.
  • Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления: игровой самомассаж.
  • Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей: ритмическая гимнастика, гимнастика на фитболах

А что относится к здоровьесберегающим технологиям? (Ответы участников)

Итак, мы переходим к практической части нашего мастер-класса. Вы готовы стать сегодня моими помощниками? Воспитатель приглашает педагогов-помощников принять участие в мастер-классе.

Давайте друзья улыбнёмся друг другу!

Улыбку подарим всем нам!

Учится, готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!

Слайд 9. Интересной технологией, которую я применяю в своей работе, является дыхательная гимнастика. Это система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребёнка. Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать  мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарат;
  • осуществлять профилактику органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

Я предлагаю обыграть пособие по дыхательной гимнастике «Времена года». В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки.

Я раскрываю почки

в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня (весна)

Дел у меня немало

- Я белым одеялом.
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня (зима)

Слайд 10. Переходим к следующей технологии - пальчиковая гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук.  Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Попробуем и мы с вами поиграть. (Воспитатель показывает пальчиковую гимнастику «В гости», педагоги - помощники повторяют за ним).

В гости к пальчику большому

 (выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому:

 (ладони вместе, одноимённые пальцы соприкасаются)

Указательный и средний,

(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний

Мизинчик -  малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики - друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

Слайд 11. В своей работе применяю игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо помнить мудрость Гиппократа: «Не навреди».

Ну, а сейчас я предлагаю массаж пальцев рук по методике Су-Джок терапии. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Мы возьмём с вами шарики. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

«Здравствуй мой любимый мячик!»

Здравствуй мой любимый мячик

Скажет утром каждый пальчик.

(удержать мяч указательным и большими пальцами, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами)

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает

(крепко сжать мяч указательным и большим пальцами)

Только брату отдаёт:

Брат у брата мяч берёт

(передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами в соответствующие пальцы левой руки).

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Слайд 12. Уважаемые коллеги, сегодня я поделилась с вами некоторыми технологиями, которые я использую в своей работе, и, которые являются эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.  

Слайд 13. А закончить сегодняшний мастер-класс хотелось бы такими пожеланиями:

  • Новый день начинайте с улыбки и утренней гимнастики.
  • Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
  • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  • Любите своего ребёнка - он ваш.
  • Уважайте членов своей семьи, они - ваши попутчики.
  • Положительное отношение к себе  - основа психологического выживания.
  • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
  • Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
  • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
  • Лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

Слайд 14. Уважаемые коллеги, надеюсь, что мастер-класс был для вас полезен и интересен. А мне остаётся только поблагодарить вас и пожелать всем дальнейших профессиональных успехов и достижений! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и  учит ребенка самостоятельно  оценивать свое здоровье, а  в р...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...