ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
методическая разработка (старшая группа)
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием муниципального образования г. Качканар
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Подготовила: | Воспитатель Александрова Светлана Ло-Чжуновна |
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка…………………………………….. | 4 |
2 | Практическая значимость программы……………………… | 5 |
3 | Цель и задачи программы……………………………………. | 6 |
5 | Основные принципы………………………………………… | 7 |
6 | Основные шаги по реализации программы………………… | 8 |
7 | Планируемые результаты…………………………………….. | 11 |
8 | Механизм оценки получаемых результатов………………… | 12 |
9 | Тематическое планирование…………………………………. | 13 |
10 | Перспективный план работы………………………………… | 14 |
11 | Список использованных источников………………………... | 22 |
Пояснительная записка
Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другое.
Разработанная программа «Азбука здоровья» – это стремление педагога использовать возможности здоровьесберегающих технологий в физическом развитии детей.
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Система работы строится на основе двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа и других нетрадиционных форм оздоровительной работы. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.
Практическая значимость программы
Практическая значимость программы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.
Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Для осуществления программы необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.
Только в этом случае реализация проекта будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного.
Задачи:
- формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье;
- формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета;
- формировать навыки разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях;
- воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Для выполнения поставленных задач используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы;
- различные виды игр;
- занимательные разминки;
- различные виды массажа;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная.
Формы и методы обучения:
- словесные – объяснение;
- наглядные – показ, книги, иллюстрации;
- поисковые – поиск новых идей, материалов;
- креативные – творческий подход.
Применяется дифференцированный подход к детям, в связи с их индивидуальными особенностями. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.
Основные принципы
- Принцип системности – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.
- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.
Программа имеет 2 направления:
1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.
2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.
В целом программа имеет также духовно-нравственный аспект:
- воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу;
- воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;
- воспитание бережного отношения к природе.
Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы ортобиоза. В нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья.
Первый уровень – информативный.
Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде, образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать. Детей знакомят с темами, связанными с миром, природой, со всем живыми живущим, а также правилами безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний.
Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению.
Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки и самоисследования детям предлагаются различные игры и задания. Но ведущей формой организации детей является ролевая игра.
Конечная цель программы – выработка осознания необходимости здорового образа жизни.
Основные шаги по реализации программы
Материал данной программы рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется во время непосредственно образовательной деятельности, во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность:
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, на свежем воздухе и так далее);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные);
- подвижные игры, спортивные эстафеты;
- динамические паузы;
- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
Совместная деятельность детей и педагога:
Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, игровые беседы с элементами движений.
Интеграция с другими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы:
- совместная физкультурно -досуговая деятельность;
- наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки);
- организация совместного активного отдыха;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов;
- обогащение литературы по здоровому образу жизни;
- анкетирование;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:
- дидактические игры;
- рассматривание иллюстраций;
- сюжетно-ролевые игры.
В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению воспитателя с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач.
Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Используются ситуационные задачи разных типов. Это и построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей. А также задачи из реальной жизни, задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале.
Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально - положительного отношения к данному процессу.
Программа пронизывает все виды деятельности дошкольника, и осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость программы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей.
Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Для осуществления программы необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания.
Только в этом случае реализация проекта будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей.
Формы и режим занятий
Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - от 15 до 30 минут. Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке изученного:
- викторины,
- конкурсы,
- выставки,
- развлечения,
- уроки экспериментирования.
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- индивидуально-групповая.
Методы и формы обучения
Программой предусматривается использование традиционных, инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
- Словесный (рассказ, беседа, диалог)
- Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
- Графический (составление схем)
- Практические задания (упражнения на логику)
- Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)
Используются элементы различных инновационных технологий:
1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы).
3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система).
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).
5. Элементы здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы «Азбука здоровья» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Это ребенок, который:
- имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом;
- знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
- бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
- осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.;
- имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Механизм оценки получаемых результатов
Критерии и параметры оценки эффективности
образовательной программы
Критерии (компоненты) развития навыков ЗОЖ | Параметры развития навыков ЗОЖ |
Когнитивный (методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни») | Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья |
Эмоционально- мотивационный (методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой) | Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни |
Поведенческо- деятельностный (методика наблюдений И.М. Новиковой) | Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию |
Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый. Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Что такое здоровье? | - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития. |
Октябрь | О правильном питании | - Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола. |
Ноябрь | Чтобы нам не болеть | - Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни. |
Декабрь | Тело человека и личная гигиена | - Познакомить детей со строением тела человека, - Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, - Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой. - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек. |
Январь | Спорт для здоровья | - Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. - Познакомить с некоторыми видами спорта. |
Февраль | Безопасное поведение в быту | - Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. - Закрепить правила безопасного поведения в быту. |
Март | Ребенок и другие люди | - Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, - Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. - Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо. |
Апрель | Пожарная безопасность | - Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, - Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара. |
Май | Ребенок на улицах города | - Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, - Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения, - Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. |
Июнь – август | «Ребенок и природа» | - Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. - Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека, - Развивать понимание, что человек – часть природы. |
Перспективный план работы
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье?»
Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце» | Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8 Г.К. Зайцев Уроки Айболита СПб, ,1995 В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями С.Е. Шукшина Я и мое тело(с. 32,33) Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999 Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005 |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье Как правильно есть. Самые полезные продукты. Пора ужинать. | |
Общение | Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться? Что нужно человеку для жизни? Как сделать свой сон полезным Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной. | |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. | |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» | |
Творческие игры | С/р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» | |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Поговорим о еде» | Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78) План – программа образовательно-воспитательной работы по программе «От рождения до школы» с.97 Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49 Журнал. Ребенок в детском саду. 2006, №6, 2007, 1, с.45 |
Ситуации | Помоги Федоре Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет? | |
Общение | Откуда хлеб на столе Хлеб всему голова Культура поведения за столом Как мы делали салат. Что мы любим кушать. Мои любимые овощи (фрукты). | |
Художественная литература | Н.Егоров «Огородный светофор» Ю.Тувим «Овощи» | |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продукты питания) «Накрой куклам стол» «Вырастим яблоки» (14, 83) «Что делают из муки» | |
Творческие игры | С/р «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты, «Осенняя ярмарка» «Дары природы» | |
Экскурсия | В магазин | |
Развлечения | «Осень в гости к нам пришла» «Драматизация «Осенние сестрички» | «Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127 |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» «Как устроено наше тело» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36 Шукшина С.Е. Я и мое тело, М.,2004,с. 26 Голицына Н.С. Твои возможности, человек, с. 8 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность СПб,2002, с.84 – 95 |
Ситуации | Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя; Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа? Какое наше тело: хрупкое или прочное? | |
Общение | Для чего человеку необходимо сердце? Что ты знаешь о строении своего тела? Чистота и здоровье. Моя кожа. Зачем мы дышим? Покажи, где находится головной мозг? | |
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту», З.Александрова «Купание», В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Загадки, потешки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Опасно-неопасно» «Правила гигиены» «Таня простудилась» «Моя внешность» | |
Творческие игры | С/р «Поликлиника» | |
Экскурсия | В прачечную | |
Развлечения |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Айболит в гостях у детей» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60 План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «От рождения до школы», с.184 |
Ситуации | Угадай настроение (по модели) В нашем доме больной. Первая помощь при укусе и царапине. Определи и назови выражение глаз. | |
Общение | Как сделать самомассаж. Как улучшить свое настроение. Чтобы не болели уши и горло. Правила поведения в случае заболевания. Как уберечься от порезов и ушибов. | |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» | |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» | |
Творческие игры | С/р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника» | |
Развлечения | «День здоровья» |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55 |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. Какие виды спорта вам нравятся? Каким видом спорта хотели бы заниматься? Чем полезен тот или иной вид спорта? | |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. Почему? Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой? | |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. | |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» | |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. | |
Экскурсия | На стадион | |
Развлечения | День спорта |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного
поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «В мире опасных предметов» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002, с. 54-60 |
Ситуации | Что будет, если встанешь на подоконник. Почему нельзя брать нож? Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны? Ножницы, катушки – это не игрушки. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? | |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? | |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» | |
Творческие игры | С/р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Вид деятельности | Содержание | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» | |
Ситуации | Ты потерялся. Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? | |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Как позвонить в милицию? | |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». | |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» | |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин» | |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Если в доме случится пожар», «Знай и соблюдай» | Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998 Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14. |
Ситуации | Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар? Спички не тронь – в спичках огонь. Почему в лесу нельзя жечь костры Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара? | |
Общение | Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»? Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки? Почему дети не должны играть на кухне? | |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка», Б.Житков «Дым» | |
Дидактические и развивающие игры | «Четвертый лишний»; «Если возник пожар», «Опасные соседи», «Кому, что нужно для работы», «Горит, не горит» | |
Творческие игры | С/р «Пожарная машина», «Больница» | |
Развлечения | Игра-драматизация «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать
закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность на дорогах» | Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007 Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку, Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008 Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13 Журнал. Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33 |
Ситуации | Всем ребятам надо знать, как по улице шагать. Если ты на улице потерялся Для чего нужны правила дорожного движения? Опасности зимней дороги. | |
Общение | Где нужно переходить улицу? Для чего нужен светофор? Зачем нужны дорожные знаки? Как вести себя в транспорте? | |
Художественная литература | Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»; Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»; Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»; Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»; Загадки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила движения», «О чем говорит светофор?», «Красный и зеленый», «Пройдись, не ошибись». | |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». | |
Экскурсия | По улице города | |
Развлечения | Кукольный спектакль «Незнайка на улице города» Досуг «В стране дорожного движения» |
Июнь-август
Тема: «Ребенок и природа»
Задачи. Продолжать учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека.
Вид | Содержание деятельности | Методическая литература |
Ситуации | Какие растения растут на участке детского сада? Безопасность при общении с незнакомыми животными. Красивый, но опасный мухомор. Съедобные грибы Безопасность во время грозы. Можно ли гладить бездомную собаку или кошку? Съедобные ягоды и ядовитые растения. | К.Ю. Белая Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001, с.24 – 44. Т.А. Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 1007, с. 73- 79. М.Р. Максиняева и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999, с. 34,42,44 |
Общение | Что такое гроза? Что бывает вначале - молния или гром? Можно ли брать в рот дикорастущие растения, особенно незнакомые? Каких насекомых вы знаете? Что нельзя делать при общении с кошкой и собакой? | |
Художественная литература | Загадки, пословицы. Стихи. В.Даль «Война грибов» Г Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка» | |
Дидактические и развивающие игры | «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» | |
Творческие игры | Семья (поездка в лес, зоопарк) | |
Экскурсия | На луг, в поле, на водоем. | |
Развлечения |
Список использованных источников
- Авдеева Н.Н. и др. Безопасность СПб, 2002
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
- Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
- Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
- Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»
Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...
Проект по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения....
Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Здоровые и сильные »
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста, представление о здоровом образе жизни , и ее пользе....