Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
статья
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья, приобщению к искусству, пробуждению интереса к творчеству. Музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet20-21.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
"Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии ".
Калужской Татьяны Алексеевны,
музыкального руководителя
структурного подразделения
по реализации программы
дошкольного образования
МОУ "Школа № 2 р.п. Новые Бурасы"
Тема самообразования: Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
Дата начала работы над темой 01.09.2020
Дата окончания работы 28.05.2021
Ожидаемый результат: владение голосом это сложнейший процесс, поэтому для развития вокально-певческих навыков у детей педагогу требуется знать и понимать основы вокальной работы в процессе работы над голосом. Применение инновационных здоровьесберегающих технологий даёт возможность формировать положительную динамику в образовательном процессе с помощью внедрения в ежедневную среду наглядности, дидактического материала, игровых технологий.
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический: Постановка проблемы детальное изучение материала литературы и имеющегося опыта по данной теме. Анализ затруднений. Прогностический: Определение целей и задач работы над темой Разработка системы мер опыта по данной теме. Прогнозирование результатов.
Практический: Обобщение работы над темой. Выступление на педагогических советах.
Обобщающий: Анализ проведённой работы. Описание результатов работы по проблеме. Применение в работу с детьми темы самообразования.
I. Актуальность выбранной темы. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья, приобщению к искусству, пробуждению интереса к творчеству.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья дошкольников. Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Успешно применяю на своих занятиях вокально-хоровые упражнения, а именно:
- игровой массаж;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- фонопедические упражнения;
- вокально-интонационные упражнения,
- речевые игры;
- музыкотерапия.
В основе обучения детей пению на занятиях всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игры на формирование правильного певческого дыхания
(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
1. «Цветок»
Берем в руки цветок и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат (вдох – носом, выдох – ртом).
2. «Ветерок»
Ручку с салфеткой вытягиваем вперед и дуем, чтобы салфетка улетела. У кого салфетка дальше всех улетит – тот победил!
3. «Шарик»
Ставим руки возле губ – это (шарик). Делаем быстрый вдох и медленно выдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, тот надул большой шарик!
4. «На море». (Для лучшего восприятия и ощущений можно включить звуки «Шум моря»).
Мы купаемся в море. «Нырнули под воду» (вдох носом и носик зажали пальцами, присели на корточки), потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась, тот «всплывает» (встает на ноги).
5 «Хомячок».
Пошмыгать носом с закрытым ртом.
6 « Надуваем шарик»
вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
7 «Зеркальце»
глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.
Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса
1. «Веревочка»
Песенка – это веревочка, которая длинная, не должна рваться. Берем вдох и поем звуки:
Иииииииииии
Ээээээээээээ
Ааааааааааа
Ооооооооооо
Уууууууууууу
У кого длиннее и ровнее получится веревочка.
2. «Мячик»
Катим по столу мячик и одновременно поем так же ровно и протяжно, как катится мячик. Кто дольше всех и ровнее всех пропел – тот победил! Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Игровые приемы для отработки фальцетного пения
Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
1. «Машина»
Взяли в руки «руль» и «едем» губами (вибрация с разной звуковысотностью), скатываемся и поднимаемся в горку.
2. «Здравствуйте»
Здороваемся как птичка (высоко и тоненько, руку поднимаем вверх), как медведь (низко, руку опускаем вниз). Дальше педагог показывает рукой, дети повторяют. Игра на внимательность и отработка фальцетного пения. Участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
3. «На луне»
Поем знакомые распевки («Андрей-воробей», «Тук-тук»), сидя на луне (высоко) и под землей (низко).
Для развития дикции и артикуляции
- «Ворона»
Ворона сидит на дереве и как каркнет во все воронье горло: «Карррррррррррррррррррррррр!» (можно показать руками большой клюв).
- «Машинка заезжает в гараж»
Рот – «гараж», должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из четырех пальчиков, не оцарапав «кузов» о стенки гаража.
Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок
- «Шпага»
Уколы языком поочерёдно в щёчки.
- «Голодный лев»
Голодный лев лежит и «жует» свой язык («покусывание» всего язычка, начиная от кончика).
- «Лошадка»
Лошадка скачет по лугу и разговаривает с жеребенком (цоканье языком).
Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка
- «Больной щенок»
Скулить как больной щенок.
- «Котенок»
Мяукать как маленький котёнок.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
- «Поросенок»
Показываем губами «пятачок-улыбка» (чередовать).
- «Поросенок играет»
Вращение «пятачком» «по часовой стрелке», надувание щёк до предела.
- «Удивлённый бегемот»
Бегемотик удивляется и при этом широко открывает рот на звук «А».
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать
II. Теоретическая база
Теоретической базой наряду с программой «Ладушки» авторы: Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева для разработки педагогического опыта использовались методические разработки и технологии.
Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков, через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста
Задачи:
- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, ансамбль);
- способствовать развитию у детей певческих навыков в процессе упражнений и музыкальных игр;
− совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию;
− приобщать детей к активному участию в певческой деятельности,
− расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
− развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
− развивать воображение, ассоциативное мышление, память;
− воспитывать в детях эстетическое видение мира, певческую культуру звука, любовь к музыке; Основные приёмы и методы, которые были использованы в течении каждых занятий: − наглядно-зрительный;
− наглядно- слуховой;
− беседа;
- высоты мелодии,
III. Принципы, методы и приёмы, здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми.
Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические распевки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Распевки предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
2. Дыхательная гимнастика – управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
3. Артикуляционная гимнастика – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата
Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.
4. Пальчиковые упражнения - развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием
IV.Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.
Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Для родителей выставлялись папки - передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, о также о развитии певческих навыков у дошкольников «Пойте детям колыбельные», «Музыкальные игры в семье», «Охрана детского голоса». Проводила анкетирование.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя и воспитателей. В группе с воспитателем разучивался песенный репертуар, давались рекомендации по использованию музыкального репертуара и в повседневной жизни. Воспитатели оказывали действенную помощь. Для воспитателей была проведина консультация «Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков». Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
V. Результативность проводимой работы. Творческие достижения.
Описанные выше здоровьесберегающие технологии при помощи вокально – хоровых навыков у детей, так как постоянно использую на музыкальных занятиях. В результате дети любят петь, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты стали качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Работая систематически в течение года, по результатам диагностики, я сделала вывод:
• Дети стали эмоциональны и раскованы на занятиях
• У детей сформировались навыки выразительного исполнения : они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
• Умеют понимать содержание произведения и эмоционально передавать свои впечатления.
• Легко определяют звуковысотное положение мелодии.
• Голоса детей приобрели естественно звучание.
Воспитанники нашего детского сада поют не только на музыкальных занятиях, но и неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участвовали в праздничных мероприятиях
Вывод: Подводя итоги работы по самообразованию за год, хочется отметить, за счет формирования вокально- хоровых навыков, их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в профилактике заболеваний, связанных с дыханием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие Вокально-хоровых навыков через театральную деятельность.
Театральная деятельность близка детям потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в жизнь. Входя в образ , он и...
формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников
В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения с использованием наглядно-дидактического материала М.Ю.Картушиной....
Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...
Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников по технологии М.Ю. Картушиной
В данной статье я подробно описываю систему работы М.Ю. Картушиной по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста и возможности ее применения на практике....
Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого ка...
план по самообразованию «Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии» 2018-2019
план работы по саммобразованию...