Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
методическая разработка
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_kta.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза
М.С. Бочкарева»
Структурное подразделение по реализации программы дошкольного образования
МОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы»
Отчет по теме самообразования
" Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии ".
Калужской Татьяны Алексеевны,
музыкального руководителя
структурного подразделения
по реализации программы
дошкольного образования
МОУ "Школа № 2 р.п. Новые Бурасы"
2019-2020 уч. год
Тема самообразования: Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
Дата начала работы над темой 01.09.2019
Дата окончания работы 29.05.2020
Ожидаемый результат: владение голосом это сложнейший процесс, поэтому для развития вокально-певческих навыков у детей педагогу требуется знать и понимать основы вокальной работы в процессе работы над голосом. Применение инновационных здоровье сберегающих технологий даёт возможность формировать положительную динамику в образовательном процессе с помощью внедрения в ежедневную среду наглядности, дидактического материала, игровых технологий.
Этапы работы над темой по самообразованию:
Диагностический: Постановка проблемы Детальное изучение материала литературы и имеющегося опыта по данной теме. Анализ затруднений. Прогностический: Определение целей и задач работы над темой Разработка системы мер опыта по данной теме. Прогнозирование результатов.
Практический: Обобщение работы над темой. Выступление на педагогических советах. Распространение опыта на родительских собраниях, открытых занятиях в СМИ.
Обобщающий: Анализ проведённой работы. Описание результатов работы по проблеме. Применение в работу с детьми темы самообразования.
I. Актуальность выбранной темы.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку-главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. В пении происходит и общее развитие ребенка - формируются психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерёв, И. П. Павлов Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ, дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии, но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др., используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.
Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
II. Теоретическая база
Теоретической базой наряду с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева для разработки педагогического опыта использовались методические разработки и технологии.
Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков, через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста
Задачи:
• Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;
• Способствовать сотрудничеству с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни;
• Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий;
• Обучать детей исполнению песен: на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента;
• С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) ;
• Повышать с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
• Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
III. Принципы, методы и приёмы, здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми.
В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.
При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические распевки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Распевки предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывают методические пособия «Учите детей петь» Т. М. Орловой, ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'' Стуловой Г. П., «Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайловой, ''Методика музыкального воспитания в детском саду'' Ветлугиной Н. А. и «Система музыкально-оздоровительнойработы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О. Н. Арсеневской.
2. Дыхательная гимнастика – управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. На Музыкальных занятиях включаю несложные упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
3. Артикуляционная гимнастика – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, В. Цвынтарного, Т. Куликовской способствуют тренировки мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком, поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В. В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.
4. Оздоровителные и фонопедические упражнения. Разработки В. Емельянова, М, Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются упражнения для горла, интонационно – фонетические (корректируют произношения звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
5. Игровой массаж. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела ребенок воздействует на весь организм в целом, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Использование игрового массажа М. Картушиной, А. Галанова, А. Уманской повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. (от кистей рук к плечу и т. д.)
1. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
2. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.
3. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.
4. Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п.
5. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
«Кошка»
Задача: Развивать координацию речи и движения.
Посмотрели мы в окошко- пальцами обеих рук делают «окошко»
По дорожке ходит кошка. «бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке
С такими усами! показывают «длинные усы»
С такими глазами! показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, хлопки в ладоши
Нас гулять скорей зовёт! «зовут» правой рукой
6. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, жесты, движения и колористические средства. Речевые игры влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
«Лиса по лесу ходила».
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходила, Дробный шаг по кругу
Звонки песни заводила. На последний слог- разворот лицом в круг
Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки
Себе лапотки сплела. Поочерёдное выставление ног на пятку
7. Музыкотерапия. Это создание музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизиологического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Правильно подобранная музыка повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
IV. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.
Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.
Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее пение, разучивание детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки (желательно по рекомендации музыкального руководителя), подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада.
Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Работая с родителями, оформлялись родительские уголки со следующими темами по развитию певческих навыков: «Пальчиковые игры с детьми»; «Игровой самомассаж»; «Игры с использованием музыкальной терапии», «Охрана детского голоса».
На консультациях с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Для воспитателей провела консультацию «Развивающие игры с голосом».
V. Результативность проводимой работы. Творческие достижения.
Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в районных конкурсах.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы.
Работая систематически в течение года по «формированию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста», я добилась существенных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод:
• Дети стали эмоциональны и раскованы на занятиях, праздниках и развлечениях.
• У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
• Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.
• Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.
• Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению.
Воспитанники ДОУ активно участвовали в праздничных мероприятиях, концертной деятельности, смотрах – конкурсах, что свидетельствует о качественной работе над развитием певческих навыков детей.
Участие воспитанников, их достижения и результаты отмечены дипломами различных степеней, благодарственными письмами.
Вывод: Подводя итоги работы по самообразованию за год, хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии: валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации, их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие Вокально-хоровых навыков через театральную деятельность.
Театральная деятельность близка детям потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в жизнь. Входя в образ , он и...
формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников
В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения с использованием наглядно-дидактического материала М.Ю.Картушиной....
Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...
Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников по технологии М.Ю. Картушиной
В данной статье я подробно описываю систему работы М.Ю. Картушиной по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста и возможности ее применения на практике....
план по самообразованию «Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии» 2018-2019
план работы по саммобразованию...
Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического ...