Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Мандала на камнях»
материал
Цель: психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии.
Задачи:
Создать положительно эмоциональный климат в педагогическом коллективе.
Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala_na_kamnyah.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания
«Мандала на камнях»
(арт-терапевтические возможности применения метода мандалы)
СЛАЙД 1
Цель: психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии.
Задачи:
Создать положительно эмоциональный климат в педагогическом коллективе.
Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.
Материалы: релаксационная музыка, свечи, акриловые краски, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага (круг) для каждого участника, банка с водой, камень для каждого участника, зубочистки.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Сегодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – мандала.
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? Или на последнем нашем мастер-классе «Зентангл как способ релаксации».
Мандала – что это?
Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т.е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.
Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей
Для меня, как психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Хочу продолжить знакомить вас с техникой «мандала».
Чтобы нарисовать мандалу, вам необходимы две вещи: то, чем рисовать, и то на чем рисовать. Это могут быть и краски и фломастеры, а может быть карандаши или даже простая шариковая ручка. Рисовать удобнее на бумаге, но можно использовать и картон и холст, возможен даже вариант рисования на песке, как сделал однажды Юнг.
А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса. Мы сегодня будем рисовать необычным способом, будем рисовать на камнях.
История камня.
Каждый из вас сегодня приготовил для себя камень. Камни живут дольше, чем люди. У каждого камня есть своя история. Расскажите его историю. Как он у вас появился. От куда? Кто помог? Далекий ли путь он проделал?
Притча о двух друзьях
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Подходит к концу учебный год. Проделано много работы. Нам всем пора наполнить ваш внутренний сосуд. Для этого есть разные способы: прогулки, книги, кино, общение, природа и т.д. Можно пойти и поискать на пляже красивые камешки, которые станут основой для вашего творчества (что вы и сделали заранее). Для рисования на камнях обычно используются акриловые краски, потому, что они хорошо ложатся на камень и не стираются.
Мандалы, нарисованные на камне с помощью точек можно встретить в Интернете огромное количество. Рисунок из красочных точек сразу привлекает внимание и при этом его легко повторить. Самое замечательное в том, что вы можете проектировать точечную роспись даже без особых упражнений. Для этого не нужны особые базовые знания, чтобы обнаружить у себя огромный талант. Нарисовать точки красками не так уж и сложно.
Итак, давайте посмотрим, как же нарисовать такую мандалу.
СЛАЙД 2
1. Кисти и краски
Для Росписи камней, как я уже говорила лучше подходят акриловые краски или акриловый лак. Если краска слишком густая или вообще в виде пасты, то можно ее разбавить водой.
Как выбрать кисть для мандалы
Выбрать правильные кисти для продуктивной творческой работы особенно важно! Для рисования мандалы на камнях нужно выбрать кисть с наиболее заостренным концомс синтетическим ворсом. Кистями подобного рода можно рисовать красками на акриловой основе. Потому что синтетическая щетина вбирает достаточное количество краски и обеспечивает достаточное сопротивление для того, чтобы краски хорошо легли и то как они будут растекаться можно легко контролировать и даже мелкие детали довольно легко нарисовать.
Кисти с натуральными волосками или так называемые школьные кисти для росписи камней не так хорошо подходит. Они слишком мягкие и кончик кисти часто зубчатый для деталей.
При покупке обратите внимание на кисти с желтыми или светло-коричневыми щетинками. Это хороший признак того, что это синтетические щетинки. Щетка должна быть приятной на ощупь, гладкой и тоненьким концом. Для детальной проработки я рекомендую кисти под номером 0, для больших деталей кисти номер 2
Внимание: Также коричневые школьные кисти при продаже имеют зачастую тонкий конец (на картинке в середине). Это связано с тем, что щетинки были погружены в раствор крахмала и их в таком виде сушат. После первого же промывания кисть теряет форму и кончик становится пушистым.
СЛАЙД 3
Камни для мандалы
Камни можно искать на берегу реки и выбирать максимально ровные и гладкие. Конечно, лучше всего подойдут морские камешки, которые идеально отшлифованы и более плоские.
Такие круглые, плоские камни подходят для узора мандалы лучше всего. Перед началом росписи нужно почистить камни с использованием мягкого моющего средства. Один слой краски для фона или один слой прозрачного лака наносить не обязательно, но это может облегчить процесс разрисовки.
СЛАЙД 4
Грунтовка камня
Чтобы мандала максимально красиво расположилась на камне, можно его сначала загрунтовать. Мы взяли черный цвет, но можно взять белый или какой-либо другой цвет, главное, чтобы он контрастировал с общим цветом мандалы. Чем однороднее будет круг-основа, тем лучше. По краям камня примерно 1/6 места должно оставаться свободным.
Мандалу этого типа всегда рисуют с центра. Когда грунтовка высохла, начните с того, что поставьте в центре белую (или другого цвета) точку и затем двигайтесь к краю круга.
СЛАЙД 5
Начинаем рисовать мандалу
Теперь начинаете с первого ряда. Главная точка граничит с маленькими, белыми точками. Узор будет красивее, когда точки одной серии распространяются равномерно и все одинакового размера.
СЛАЙД 6
Продолжаем рисовать мандалу
Второй ряд начинается с ярких цветов градиента. При этом ставить точки нужно всегда между двумя точками предыдущего ряда. Для последующего ряда важно, чтобы между точками предыдущего ряда был оставлен небольшой зазор.
СЛАЙД 7
Распределяем точки правильно
В каждом последующем ряду точки будут темнее и крупнее.
СЛАЙД 8
Подбираем цвет
Для этой мандалы у меня выбран фиолетовый градиент. Первый цвет не должен быть очень ярким, так как скачок от белого будет слишком велик, а мне нужен постепенный переход. Краска для каждого нового слоя на две капли более темного цвета.
СЛАЙД 9
Идем по кругу от центра к краю
Как вы видите на рисунке
СЛАЙД 10
Расстояние между точками с каждым новым рядом будет немного больше.
СЛАЙД 11
Продолжаем рисовать мандалу
Предпоследний ряд рисуем точно по краю грунтовки. Если в одном месте грунтовки будет не хватать, можно поправить в любое время.
СЛАЙД 12
Заканчиваем рисовать точки
Точки последнего ряда будут наполовину выходить за край грунтовки.
СЛАЙД 13
Дополнительный рисунок
Теперь заполняем промежутки в отдельных рядах маленькими, белыми точками. Для точек около первого ряда, возьмите самую тонкую кисть №0.
Рисуем дополнительные точки
Для того, чтобы эффект градиента еще больше усилить и дать рисунку больше глубины, рисуем мелкие точки на каждой строке внутри других. Для этого берут всегда цвет предыдущего ряда. (Первый ряд с маленькими, белыми точками вы снова пропускаете.) Если контраст между цветами слишком мал, можно смешать любой цветовой оттенок с белым.
СЛАЙД 14
Делаем рисунок более глубоким
Край мандалы можно украсить любыми узорами. Проще всего добавить еще один ряд с меньшими точками.
СЛАЙД 15
Украшаем край
Если вы хотите, то можно добавить еще много других деталей. Например, точки светлого оттенка в центре узора, или мелкие точки по краю в цвет предпоследнего ряда.
В заключение можно весь камень покрыть слоем прозрачным лаком, чтобы закрепить рисунок.
СЛАЙД 16
И примерно так выглядит готовая роспись на камене. Конечно, вы не должны точно следовать инструкциям. Особенность мандалы в том, что вы можете отключить свою голову и картины возникают интуитивно, сами собой.
Показ видео-ролика «Рисунок на камнях»
Практическая часть. Рисуем мандалу на камнях. (звучит приятная музыка).
Я предлагаю Вам уютно расположиться.
Единственное, что нужно будет делать,- слушать себя и рисовать. Какую бы вы не нарисовали мандалу, она будет правильной, рисуйте так как хочет сердце. Отключите сознание.
Поразмышляйте над тем, какие цвета вам сейчас наиболее нравятся, какие отталкивают. Рисуйте не руками, а душой. Никогда не думайте, как надо правильно. Рисуйте как хочется. Считается, что мандала сама будет руководить вами. Невозможно нарисовать ее неверно.
В этой технологии есть свои тонкости:
- во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
- дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
- не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
- рисунок начинается от центра круга.
Как понять закончен ли рисунок?
Рисуйте столько сколько считаете необходимым. По окончании, можете отметить для себя, что вы изобразили, какие цвета использовали.
Рефлексия
Педагог-психолог просит участниц высказаться, закончив фразу «Я чувствую сейчас…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...
Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания «Мандала, как способ саморегуляции»
Профилактика профессионального выгорания...
тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...
Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ
Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Гармония в душе»
Тренинг для педагогов...
Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...