Зарядка для детей 5 -6 лет
консультация (старшая группа)
Польза утренней зарядки. Как проводить. Упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарядка для детей 5–6 лет
В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) активно развиваются познавательные и физические способности ребёнка. Ежедневная зарядка важна для пятилетки не меньше, чем развивающие занятия по математике, чтению, окружающему миру и прочим предлагаемым дошкольникам наукам. В этом возрасте уже доступно большинство спортивных секций, но даже их посещение не отменяет актуальности домашних занятий физкультурой, а уж тем, кто не занимается спортом с профессиональными тренерами, делать зарядку необходимо с особой тщательностью.
Польза утренней зарядки для дошкольников
Физическое развитие
- Гибкость и пластика;
- ловкость и координация;
- сила и скорость —
хорошо подобранный комплекс упражнений способствует интенсивному развитию физических показателей, а также укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и опорно-двигательную системы. Согласитесь, уже этих аргументов достаточно, чтобы каждый новый день встречать зарядкой.
Развитие интеллектуальных способностей
- Внимание;
- память;
- сосредоточенность —
чтобы правильно выполнять упражнения ребёнку надо проявлять качества, формирующие умственную деятельность. Вы можете варьировать методы проведения зарядки: просить ребёнка повторять упражнения за вами или давать ему словесные инструкции. Разумеется, во втором случае задача становится сложнее, ведь малышу надо сообразить, что именно от него требуется. Но мальчишкам и девчонкам 5–6 лет такое задание по силам!
Выход эмоциям
- Попрыгать и побегать;
- потянуться ладошками к солнышку;
- вообразить себя грациозной кошечкой или активным зайчиком —
утренняя зарядка даёт мощный заряд положительных эмоций, с которым гораздо проще начать день в приподнятом настроении. Вы можете использовать физкультурные элементы, чтобы снимать накопившееся за день напряжение. К примеру, разнообразьте развивающие занятия подвижными играми — это тоже хорошая зарядка, позволяющая выплеснуть эмоции в приемлемой форме.
Воспитательная функция
- Соблюдение режима;
- следование инструкциям;
- преодоление лени —
малыши не всегда будут воспринимать зарядку с радостью, но при грамотном подходе взрослых они развивают свои волевые качества, учатся усердию, вырабатывают привычку делать над собой усилия ради достижения цели.
Конечно, ваша задача, дорогие мамы и папы, сделать так, чтобы момент некоторого принуждения был минимален. А для этого надо предлагать малышу интересные комплексы, организованные в увлекательной игровой форме.
Как проводить утреннюю зарядку: советы родителям
1.Если стоит выбор между занятием физкультурой дома или на улице, всегда выбирайте второе.
2.Занимаясь дома, не забывайте перед началом зарядки тщательно проветрить комнату. Помещение должно быть чистым и хорошо освещённым.
3.Если вы приучили ребёнка к утренней гимнастике с раннего детства, занимаясь зарядкой с 2–3 лет, а то и раньше, то к 5 годам малыш уже может выполнять упражнения самостоятельно. Новичку же в этом полезном для детского здоровья занятии нужна ваша помощь. Выполняйте зарядку с ребёнком, пока она не войдёт в привычку.
4.Вы можете составлять комплексы упражнений самостоятельно, изучив, какие движения необходимы для гармоничного физического развития пятилетки, а можно воспользоваться видео-уроками, в которых эту работу проделали профессиональные детские тренеры.
5.Подберите для утренней зарядки подходящую музыку. Создайте несколько плейлистов: меняя их, вы будете привносить в занятия разнообразие, что поможет поддерживать заинтересованность ребёнка.
6.Не забывайте про такие важные составляющие зарядки, как разминка и заминка. Они нужны чтобы сначала настроить организм на работу (разминка), а затем вернуть его к спокойному состоянию (заминка).
7.Контролируйте дыхание ребёнка во время выполнения упражнений из комплекса утренней гимнастики. Оно должно быть ровным и глубоким. Вдох обязательно через нос (с закрытым ртом), выдыхать можно через рот. Первое время, пока не выработается привычка, проговаривайте вслух: «вдох», «выдох».
8.В возрасте 5–6 лет у малышей уже появляется осознанность и произвольность, но всё же пока длительно сосредоточиться на серьёзном занятии им непросто. Но если предлагать упражнения под видом забавной игры, то зарядка из повинности превратится в любимое весёлое действо.
9.Не старайтесь, поддавшись спортивному рвению, нагружать ребёнка сложными упражнениями. Зарядка должна давать прилив сил и энергии, а не выматывать и утомлять.
10.Продолжительность зарядки для детей 5–6 лет должна составлять 7–10 минут.
Примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно протестировать и выбрать те, что понравится ребенку.
Упражнения для рук и плеч
- «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
- «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
- «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
- «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.
Упражнения для ног
- «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда.
- «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
- «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц.
- «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».
Упражнения для туловища
- «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу.
- «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
- «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо. Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени!
- «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.
Растягиваемся
- «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение. Мяукать разрешается!
- «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки. Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил.
- «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
- «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону
Первый вариант
- «Покачай руками»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки слегка отвести назад. Покачать одновременно обеими руками вперед — назад. Повторить 6—8 раз. Это упражнение можно делать с чем-нибудь в рука, например флажками. Ребенок качает руками, держа в каждой руке по флажку.
- «Кресло»: сесть на коврик, ноги скрестить, кисти положить на колени. Слегка отклонить туловище и отвести руки назад-вниз, опереться ими о пол. Снова сесть прямо. Повторить 5—6 раз.
- «Постучи»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Присесть, дотронуться руками до пола (с боков), встать, выпрямиться. То же можно выполнить с флажками в руках. Постучать палочками от флажков о пол, встать, выпрямиться. Повторить 4— 5 раз.
- «Положи голову на колено»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки опустить вдоль туловища. Наклонить туловище вперед и коснуться лбом одного колена, выпрямиться. То же, но коснуться головой другого колена. Повторить по 2— 3 раза.
- «Крылья»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Поднять руки в стороны до уровня плеч и опустить вниз. Повторить 3—4 раза.
При поднимании рук — вдох, при опускании — выдох.
Побегать по комнате 15—20 секунд или сделать 8 подпрыгиваний (повторить прыжки 2—3 раза).
После каждого повторения подпрыгиваний немного отдохнуть. В заключение пройтись по комнате (дышать свободно).
Развивающие упражнения
Есть много упражнений для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет. Можно просто каждый день устраивать театр теней, где героями будут ручки и пальчики (нужно их ставить так, чтобы тени походили на различных зверушек или фигурки). А можно выполнять и другие упражнения, но все только в виде игры:
- «Цап-царапки». Дети представили себя кошками и котами, руки сжали в локтях, кисти на уровне головы. Четыре пальчика нужно прижать к верху ладони подушечками, а большой прижать к согнутому указательному — это кошачьи лапки. Пальчики стараемся сильно прижимать, а потом резко ладошки раскрываем, пальчики напряжены в положении, как будто кошка выпускает коготки. Упражнение несколько раз повторить.
- «Жук-усач». Кисти в кулачки, выпускаем по сторонам указательный пальчик и мизинец («Коза»), можно побегать, шевеля пальчиками, и при этом жужжа «жжжжж». Затем ладошки раскрываем, полетели!
Можно сжимать и разжимать пальчики, пусть ребенок по вашей ладошке «ходит» пальчиками, «рисует» ими.
Второй вариант
- «Погрейся»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки поднять в стороны до уровня плеч. Обхватить кистями рук противоположные плечи, затем развести руки в стороны и опустить. Повторить 6— 8 раз.
- «Дотянись до локтей»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вдоль туловища. Заложить руки за спину, стараясь правой рукой дотянуться до локтя левой, а левой — до локтя правой. Опустить руки вниз. Повторить 5—6 раз.
- «Тик-так» (маятник): стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки положить на пояс или заложить за спину. Наклонять туловище вправо и влево (по 5—6 раз в каждую сторону).
- «Хлопок под коленом»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки поднять в стороны. Поднять согнутую в колене ногу и хлопнуть в ладоши под коленом. Приставить ногу, опустить руки. То же с другой ногой. Повторить по 4—5 раз.
- «Колесо»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить. Поднять руки вперед-вверх (вдох) и опустить через стороны вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.
Гимнастика каждый раз заканчивается бегом (15—20 секунд) или прыжками (8—10 раз), а затем ходьбой (20—25 секунд).
«Дары осени»
В осенние дни интересным вариантом утренней гимнастики может стать зарядка под стихи. Для предложенных упражнений вам понадобится небольшой мячик.
Слова | Упражнение | Кол-во |
Вырос в поле урожай, | Ходьба на месте. Руки на поясе. Покачивания корпусом из стороны в сторону | 30 с |
Поскорее собирай. | ||
Побежали детки | Бег на месте. Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу | 20 с |
Собирать ранетки. | Бег с высоким подниманием колен | 5 с |
Яблок много мы нарвали, | ИП: ноги вместе. Руки с мячиком внизу | 6 раз |
Встали на носочки. Подняли ручки. Потянули мячик кверху | ||
Все коробки наполняли. | Опустили ручки вниз. Присели на корточки. | |
Вернулись в ИП | ||
Лук нарвали и горошек, | ИП: стоим на коленях. Руки с мячом подняты вверх. | По 4 р. в кажд. сторону |
Урожай у нас хороший | Поочерёдно наклоняемся влево/вправо | |
Тыкву круглую достали, | ИП: стоим прямо. Ноги вместе. Руки с мячом подняты вверх | 6 раз |
Наклон вниз. Стараемся достать мячиком пол. | ||
Чуть с ней рядом не упали. | Приседаем на корточки. Руки внизу. | |
Вернулись в ИП | ||
Помидоров мы набрали, | ИП: ноги на ширине плеч. Руки с мячом вытянуты вперёд | По 4 р. в кажд. сторону |
Их по вёдрам рассыпали. | Наклоны поочерёдно к правой/левой ноге | |
А пузатый кабачок, | ИП: сидя на полу, упор на руки, отведённые назад. Мяч зажат между ступнями | 6–8 раз |
Чуть примялся на бочок. | Поднимание-опускание ног на угол 30–45 градусов | |
Мы арбузы собирали, | Сесть на пол, скрестив согнутые в коленях ноги (поза лотоса, или «по-турецки») | 8–10 раз |
В грузовик их покидали. | Подбрасывать над головой и ловить мячик | |
А потом с малинки | Поднести мячик к лицу | |
Сдували мы пылинки. | Подуть на него, делая глубокий выдох через рот | 4 раза |
Ехали домой | Прыжки на месте | 15 с |
На машинке грузовой. | ||
Отворяй ворота, | Спокойная ходьба на месте | 30 с |
Закончилась работа. |
«Звериная зарядка»
«Звериная» тема — благодатная почва для увлекательной зарядки с малышами. Можно выполнять движения под рифмованные строчки про животных, можно подражать грациозным пантерам, сильным, но неуклюжим мишкам или шустреньким цыпляткам-малышаткам. Есть где развернуться родительской фантазии! К примеру, вы можете провести утреннюю гимнастику под такие слова:
Слова | Упражнение | Кол-во |
И котята, и цыплята, | Стоим ровно. Ноги вместе. Руки подняты над головой | 15 с |
И ягнята, и щенки | Встряхиваем кисти обеих рук | |
Любят по утрам зарядку, | Маршируем на месте | 30 с |
Чтоб здоровье обрести. | ||
Машет клювом утка, | Стоим ровно. Ноги на ширине плеч. Руки вниз, пальцы тянутся к полу | По 4 раза |
Повторяй скорей, малютка! | Наклоны головы вперёд/назад | |
Вертит котик головой, | Стоим ровно. Ноги вместе. Руки в стороны, ладони напряжены | По 4 раза |
Мы с тобой не отстаём. | Наклоны головы влево/вправо | |
Пёсик лапки разминает, | Ходим по кругу на носочках. Руки тянем вверх | 30 с |
Он на цыпочках шагает. | ||
А малыши цыплятки | Ходим по кругу на пяточках. Руки на поясе | 30 с |
Бегают на пятках. | ||
И котята, и цыплята, | Поочерёдно вытянули перед собой обе руки | 10 с |
И ягнята, и щенки | Встряхиваем кисти | |
Тянут лапки, тянут крылья, | Кладём руки на плечи | |
Тянут к солнцу в небеса. | Становимся на носочки. Тянем ручки вверх | |
Тянут лапки, тянут крылья, | Становимся на стопу. Кладём руки на плечи | Повтор 6 раз |
Тянут к солнцу в небеса | Становимся на носочки. Тянем ручки вверх | |
А потом зверятки | Встали прямо. Ноги вместе. Руки вытянуты вперёд. | 6 раз |
Тянут лапки к лапкам. | Наклонились вперёд. Тянемся ручками к ножкам | |
А когда устанут, | Встали прямо. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе | 6 раз |
Спинку разминают. | Наклоны назад | |
А потом все прыгают | Прыгаем «ноги вместе, ноги врозь», хлопая над головой руками | 15–20 с |
И ногами дрыгают. | ||
Нужно всем отдохнуть, | Встали ровно. Руки вдоль туловища | |
Выдохнуть — вдохнуть. | Потянулись вверх. Руки над головой — вдох. Руки вниз — выдох | 15–20 с |
Можно продолжать, | Спокойная ходьба на месте | 20 с |
По кругу пошагать. | ||
Всё! Остановились! | Присели в реверансе | |
Друг другу поклонились |
Третий вариант
- «Подними палку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Взять палку в обе руки сверху. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Поднять ее вверх над головой, опустить перед грудью, а затем вниз. Повторить 6—8 раз.
Поднять палку вверх и опустить за голову на лопатки; перенести палку вновь через голову, не выпуская из рук, и опустить перед грудью. Повторить 5—6 раз.
- «Перешагни через палку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Палка находится перед телом в опущенных вниз руках. Наклоняя туловище вперед, перешагнуть через палку сперва одной, потом другой ногой, не выпуская палку из рук. Выпустить один конец палки и вновь взять ее двумя руками перед телом. Повторить 5—6 раз.
- «Сесть — встать»: сесть на коврик, ноги скрестить, руки держать свободно. Встать с пола без помощи рук. Снова сесть на пол. Повторить 4—5 раз.
- «Потянись вверх»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Поднять руки вверх и одновременно стать на носки (вдох). Опустить руки вниз и встать на всю ступню (выдох). Повторить 3—4 раза.
- Четвертый вариант
«Все выше, и выше, и выше»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки отвести назад. Качать одновременно двумя руками вперед — назад, каждый раз поднимая руки все выше. Повторить 6—8 раз. - «Положи кубики, возьми кубики»: сесть на коврик, ноги скрестить. Взять в руки по небольшому кубику. Вытянуть руки вниз-назад и, слегка отклонив туловище назад, положить позади кубики. Выпрямиться, положить руки на колени. Снова вытянуть руки за спиной, отклонить туловище и взять кубики. Повторить 6—8 раз.
- «Дотронься до пятки»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить. Согнуть правую ногу назад и с поворотом туловища повернуться и дотронуться, правой рукой до пятки правой ноги. То же левой рукой. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.
- «Велосипедист»: лечь на коврик, руки вытянуть вдоль туловища. Сгибать поочередно ноги в коленях и делать ими кругообразные движения, подражая движениям велосипедиста. Проделать 5—6 кругообразных движений, затем опустить ноги на пол и отдохнуть. Повторить 3—4 раза.
- «Растяни резинку»: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч. Вытянуть руки вперед, развести их широко в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.
Для детей, у которых наблюдается сутуловатость, можно рекомендовать следующие упражнения.
Упражнения у стены
- Подойти к стене, плотно прижаться к ней затылком, спиной и ногами (ступни вместе, руки вдоль туловища). Скользить по стене, не отрывая тела. Присесть поглубже. Так же скользя по стене, встать. Повторить 2—3 раза.
- Прижаться к стене спиной, руки опустить (ладони касаются стены). Отойти вперед на один шаг, не отрывая кистей рук от стены. Снова плотно прижаться к стене. Повторить 4—6 раз.
- Прижаться спиной к стене. Поднимать руки в стороны и опускать их, скользя ладонями по стене. Повторить 6—8 раз.
Упражнения лежа на коврике
1.Лечь на коврике на спину, руки развести в стороны Хлопнуть в ладоши перед грудью и снова развести руки в стороны (положить их на пол). Повторить 8—10 раз.
2.Лечь на коврике на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Скользить руками, не отрывая их от пола, в стороны, над головой и снова вытянуть их вдоль туловища. Повторить 6—8 раз.
3.Лечь на коврике на спину. Взять в руки резиновый шнур или тесьму длиной 30—60 см. Согнуть руки в локтях перед грудью. Растягивать резинку широко в стороны, чтобы руки легли на пол. Повторить 5—6 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утренней зарядки для детей 2 группы раннего возраста на тему:"Заячья зарядка"
Чтобы малыши 1,5 лет с удовольствием занимались утренней зарядкой, я провожу ее в игровой форме, с использованием веселых стишков. Я предлагаю детям превратиться в бабочек,в зайчат и подражая их движе...

Комплекс утренней зарядки для детей
Комплекс утренней зарядки для детейКто из родителей не мечтает, чтобы его малыш с самых ранних лет рос крепким и здоровым. А что как нельзя лучше способствует укреплению здоровья ребёнка? Конечно же, ...

Методическая разработка. Конспект игрового занятия с элементами театрализации «Весёлая зарядка» для детей 3-4 лет.
Конспект игрового занятия с элементами театрализации«Весёлая зарядка» для детей 3-4 лет.Цель занятия: обогащать двигательный опыт детей, развивать интерес к подвижным играм, воспитывать осознанн...

Веселая зарядка для детей во время летних каникул
Веселая зарядка для детей во время летних каникул...