«Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»
консультация

Ильина Ольга Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_zozh.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 113 «Капитошка»

Консультация для воспитателей.

«Игровые образовательные ситуации

по здоровому образу жизни

детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Ильина Ольга Васильевна

г. Улан-Удэ

2018-2019 г.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадости, бодрости детей зависит их

Духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни. Наши дети-наше будущее. Поэтому нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно формировать привычку к ЗОЖ в дошкольном возрасте.

Для формирования ЗОЖ необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах д/с проводиться утренняя гимнастика, цель которой-создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ оказывают подвижные игры. П/игра является важным средством физического воспитания и одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения. Подбирать подвижных игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей, а также в соответствии с возрастными особенностями ребенка, местом и временем проведения.

Для детей младшего дошкольного возраста это: «Курица и цыплята», «Ручеек», «Солнце-воздух», «Воробьи и автомобиль», «Самолеты», «Найди цвет» и т.д. для детей старшего дошкольного возраста: «Удочка», «Лягушки в болоте» на развитие прыгучести, «Охотник и зайцы» - развитие меткости, «два мороза», «Салки» - развитие координации движений, «Море волнуется…» на развитие фантазии, «Эхо» на развитие слуха, «Что изменилось» на развитие зрительной памяти, «Совушка» на внимание, «Летает-не летает», «Съедобное-несъедобное» на восстановление дыхания и т.д.

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются. Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет происходить значительно успешнее при использовании средств с      применением дидактических игр.

Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. В д/играх развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает делать образовательный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение, т.к. игровая деятельность привычна ребенку.

Ценность дидактической игры, как средства формирования представлений дошкольников о ЗОЖ заключается в том, что они создаются в обучающихся целях. Благодаря их использованию, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о ЗОЖ.

Дидактическая игра-это разновидность игр с правилами, они направлены на решение конкретных задач, обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его ежедневной деятельности и формируют представления о ЗОЖ у дошкольников. Для этой цели были созданы дидактические игры по ЗОЖ

Д/И «Ребенок и его здоровье». Цель: формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Д/И «Личная гигиена». Цель: уточнять представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки ЗОЖ.

Д/И «Сделаем друг другу прически». Цель: закреплять навыки ухода за волосами. Формировать понятие «опрятный внешний вид».

Д/И «Кукла простудилась». Цель: способствовать формированию навыка пользоваться носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком или отворачиваться от присутствующих рядом.

Д/И «Правила гигиены». Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки: умывание, чистка зубов, купание.

Д/И «Полезные продукты». Цель: систематизировать представления о полезных и вредных продуктах. Формировать потребность заботиться о своем здоровье.

В формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста используются также методы ТРИЗ-технологии, которые решают задачи интеллектуально-творческого развития ребенка. Методы ТРИЗ помогают воспитать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников.

Для формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ можно используя ТРИЗ-технологии - «Будем здоровы».

ТРИЗ-игра «Найди предмет по его свойствам» (с предметами личной гигиены).

Воспитатель вызывает по 1-му ребенку и называет ему свойства того или иного предмета личной гигиены, а он должен найти этот предмет по описанию среди представленных на подносе. Например: овальное, душистое, белое, гладкое, что это? (мыло).

Игра «Собери картинку». В коробке лежат картинки с деталями часов. Дети все вместе собирают часы.

Воспитатель: как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: да, вы правы, часы нам нужны, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в д/с, знать время прогулки, обеда, сна, а еще, часы помогают соблюдать режим дня. А вы знаете распорядок дня?  Предлагается игра «Разложи по порядку». Детям надо разложить картинки с различными видами деятельности в течении дня в нужной последовательности.

Насколько эффективны игры по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста, можно судить по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют эмоции, и, конечно, ищут возможность, чтобы перенести игровые умения в самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

Основной задачей дошкольного учреждения является задача сохранения, укрепления и формирования здоровья. Воспитать здорового ребёнка - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый об...

«Картотека игровых образовательных ситуаций по здоровому образу жизни дошкольников»

Актуальность.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерн...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"

   Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...

Консультация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие образовательные технологии "

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни....

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....

Консультация для воспитателей "Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников"

Индивидуализация ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше и больше внимания. В современных исследованиях Института развития дошкольного образования РАО этой проблемой озадачены В.И. Слободчико...

Мастер-класс для родителей «Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»

Игровой массаж в дошкольном образовании является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Так...