Здоровье - это здорово
проект (подготовительная группа)
Цели проекта:
1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
2. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире.
3. Привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи:
- Сохранять и укреплять здоровье детей;
- Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
- Развивать у детей желание заниматься спортом.
- Научить правильному поведению в экстремальных ситуациях, развивать умение предвидеть опасность;
- Прививать культурно — гигиенические навыки;
- Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности;
- Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей;
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
Все задачи можно разделить следующим образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_eto_zdorovo.docx | 68.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3»
Проект
по здоровьесберегающим технологиям
«Здоровье – это здорово»
(подготовительная группа)
Подготовил:
Воспитатель: Ямова О.А.
г. Донской
Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Введение:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие», как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровье, понимание необходимости бережно относиться к своему организму, правила заботы о нём и стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Актуальность проекта:
Забота о здоровье –
Это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей,
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. В связи с возросшей опасностью заболевания всевозможными опасными заболеваниями, в частности коронавирусом, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников постоянно уменьшается. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не
стремится взять на себя ответственность за здоровье. Таким образом, можно сказать, что главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Исходя из выше сказанного, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она собирает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Есть многие причины – от нас независящие, и изменить что-либо не в наших силах. Вот, несколько из них:
- незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;
- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная причина, которую мы воспитатели можем выполнить – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Дети стали интересоваться темой здоровья, часто задавать вопросы, связанные со здоровьем и с тем, что нужно делать для его поддержания. И наша задача дать им правильное направление в данном вопросе.
Для реализации данного направления был разработан проект “Здоровье – это здорово!” для работы с детьми подготовительного к школе возраста.
Аннотация:
Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Гипотеза проекта:
Гипотезой проекта явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно, качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
Педагогическое кредо проекта:
Здоровье ребенка превыше всего.
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Возросший уровень наркомании, алкоголизма, ухудшение экологии, неправильное питание и т.д., приводит к ослаблению здоровья населения страны. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Появились новые до сегодняшнего дня неизвестные болезни и заболевания (свиной грипп, атипичная пневмония, эбола, коронавирус). Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья. Дети рождаются с врождёнными, неизлечимыми или трудно излечимыми аномалиями и заболеваниями.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка, и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Степень разработанности проблемы:
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А. М. Амосова, А.И. Антонова, М.В. Антроповой, Н.Г. Быковой, М.В. Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье.
Цели проекта:
1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
2. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире.
3. Привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи:
- Сохранять и укреплять здоровье детей;
- Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
- Развивать у детей желание заниматься спортом.
- Научить правильному поведению в экстремальных ситуациях, развивать умение предвидеть опасность;
- Прививать культурно — гигиенические навыки;
- Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности;
- Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей;
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
Все задачи можно разделить следующим образом.
Оздоровительные задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.
Воспитательные задачи: воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Виды здоровьесберегающих технологий:
1) Медико-профилактические технологии.
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
Компоненты: рациональное питание; рациональный режим дня; закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; здоровьесберегающая среда в ДОУ.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи: направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Компоненты: двигательный режим дошкольников, оздоровительный режим дошкольников, динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.) подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливание, спортивные развлечения, праздники День здоровья.
Проблема:
- Низкая двигательная активность.
- Эмоциональное неблагополучие.
- Недостаточное пребывание на свежем воздухе
- Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.
- Нездоровая экология.
Паспорт проекта.
Сроки проведения: 2020-2021 уч. год.
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, повар.
Вид проект: долгосрочный, творчески - педагогический, здоровьесберегающий, познавательный.
Используемые технологии: проектная, личностно-ориентированная.
Состав участников: групповой
Масштаб проекта: в группе с детьми.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Формы работы:
- Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений;
- Игры – подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;
- Беседы, обсуждения;
- Просмотр презентации, видеофильмов, мультфильмов;
- Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;
- Заучивание речёвок, пословиц, поговорок, считалок, стихотворений;
- Праздник, развлечение;
- Утренняя гимнастика, гимнастика-побудка, пальчиковая гимнастика, физминутки, дыхательные гимнастики, релаксация, гимнастика для глаз и т.д.;
- Уголок для родителей (папки-передвижки, консультации, и т. д.).
Обеспечение реализации проекта:
Психолого-педагогические ресурсы:
- инструктор по физической культуре
- музыкальный руководитель;
- воспитатель;
- дети 6-7 лет;
- родители;
- медицинская сестра
- повар
Материально-технические ресурсы:
- Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, интернет порталы
- рассказы, сказки, былины, картинки;
- аудио, видеоматериалы, обучающие презентации;
- мультимедийная техника;
- костюмы для праздника, развлечения;
- спортивный инвентарь
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. Сформированные навыки ЗОЖ.
2. Формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т. д., и т. п.)
3. Организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
4. Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
5. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношения к своему здоровью.
6. Создание цикла НОД по теме: «Здоровье - это здорово».
7. Умение оказать элементарной первой помощи.
8. Дети понимают и объясняют значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Имеют представление о том, что для сохранения здоровья необходимо заниматься спортом, соблюдать личную гигиену, правильно питаться. Актуализируют полученный опыт в повседневной жизни.
Для родителей:
- Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.
Для педагогов:
- Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
- Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей
Продукты реализации проекта.
- Папка – передвижка «Здоровье – это здорово».
- Разработка сценариев занятий и развлечений.
- Фотоколлаж «Наши спортивные достижения».
- Изготовление Лейбука
- Презентация проекта «Здоровье – это здорово».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).
Работа с детьми
Задачи: Выяснить осведомленность детей по теме проекта. Выявить проблемы в представлениях детей о здоровье и его составляющих. Спланировать деятельность во время проекта. Создать развивающую среду и условия для актуализации полученного опыта детьми в повседневной жизни.
Расширять представления детей о себе, своем теле, познакомить со строением организма. Обогащать словарь. Определить некоторые составляющие ЗОЖ.
Предварительные беседы с детьми о своем теле. Начальный мониторинг. Формулировка проблемы проекта. Подбор иллюстраций, книг, видео- и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта. Составление системной паутинки по проекту. Педагогические ресурсы Беседы из опыта детей. Вопросы мониторинга. Анализ результатов мониторинга. Дидактические карточки по теме «Азбука здоровья»: «Тело человека», «Части тела», «Внутренние органы человека», «Правила гигиены», «Здоровое питание», «Микробы». Детские энциклопедии: А. Клейборн «Человек», С. Булацкий «Тело человека». Мультфильмы «Смешарики» («Ежик и здоровье», «Азбука здоровья»), «Уроки тетушки Совы» («Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: микробы»). Т. Вилькорейская «Помирились» (танец-игра). П. Чайковский «Болезнь куклы». Утренняя гимнастика. Детские песенки о чистоте, гигиене. Сборники классической музыки.
Работа с родителями
Задачи: Повышать компетентность родителей в вопросах здоровья. Развивать интерес к жизни детей в детском саду. Привлечь к активному участию в проекте родителей, чья профессия связана с медициной Информирование родителей о проведении проекта, изложение его цели. Консультации для родителей. Анкетирование родителей на тему «Представление родителей о здоровье». Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе. Обсуждение с родителями подготовки и проведения итогового мероприятия.
Педагогические ресурсы. Индивидуальные и подгрупповые консультации (по запросам) «Здоровое питание», «Закаливание: польза или вред».
Папки-передвижки по теме проекта.
Список литературы для чтения детям М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор». К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» С. Михалков «А что у вас?», «Песенка друзей». Н. Носов «Живая шляпа». В. Осеева «Волшебное слово». Ц. Ангелов «Доброе утро, дети Земли!» А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Каникулы в Простоквашино». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». В. Катаев «Цветик-семицветик». Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица». П. Бажов «Серебряное копытце». К. Паустовский «Прощание с летом».
Анкетирование детей и родителей
Сбор и систематизация информации по теме «Здоровье - это здорово».
Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
Изучение методической литературы по теме «Здоровье - это здорово».
Консультация для родителей: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
Подготовка методического материала: подбор методической литературы, бесед, пословиц, песен, рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
Подбор иллюстраций, сюжетно - ролевых игр, дидактических игр по данной теме, подбор художественной литературы по данной теме.
Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
Чтение и обсуждение произведений по теме.
Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
Основной этап (содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта.
1. Беседа с детьми «Мое здоровье»
2. Беседа «Зачем нужны витамины?»
3. Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
4. Дидактическая игра «Полезные продукты»
5. Беседа «Зачем людям спорт?»
6. Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
7. Подвижные игры, эстафеты на участке.
8. Загадки про спорт и здоровый образ жизни
10. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни.
11.Чтение произведений А. Барто «Зарядка», « Физкультура всем нужна»; А. Кутафин «Вовкина победа» и др.
12. Прослушивание песни А. Добронравова, Н. Пахмутовой «Трус не играет в хоккей».
13. НОД «Путешествие к королеве Зубной Щетке».
14. Инсценирование стихотворения «Муха – чистюха».
15. Чтение по ролям «Девочка чумазая», А. Барто.
16. Памятки, консультации, папки-передвижки по профилактике коронавируса.
17. Консультации для родителей
Для успешной реализации задач проекта необходимо:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно):
- утренняя гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика – побудка;
- подвижные и спортивные игры;
- пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;
- прогулки;
- физминутки.
Профилактические мероприятия:
- профилактика плоскостопия (хождение по массажным коврикам), лукотерапия;
- подвижные игры «Хромая лиса», «Сиди, Яша», «Волк и овцы», «Ручеёк», «Выше всех» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи: Развивать умения действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил игры, взаимодействовать со взрослыми. Познакомить детей со строением организма человека. Проследить составляющие здоровья. Разграничить понятия «здоровье» и «болезнь». Формировать представления об основах безопасности, способах сохранения и укрепления здоровья. Воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения друг с другом. Закреплять правила и приемы сохранения здоровья. Развивать слаженность действий в коллективе. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Магазин», «Спортивная семья», «Кафе»
Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Съедобное-несъедобное», «Магазин», «Полезно-неполезно», «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно», «Первая помощь».
Настольно-печатные дидактические игры: «Валеология», «Что хорошо, что плохо?», «Первая помощь», «Основы безопасности», «Наши чувства и эмоции», «Режим дня», «Полезные привычки».
Приведение в порядок группового помещения, соблюдение чистоты и аккуратности; Знакомство с профессией лаборанта; Уход за комнатными растениями; Выращивание лука.
Познавательное и речевое развитие:
Задачи: Формировать представление о возможностях поддержания здоровья. Формировать интерес к новым знаниям. Познакомить с энциклопедической литературой. Расширять представления детей об окружающем мире. Учить выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам, подбирать слова к звукам. Развивать словарь посредством введения новых слов. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, творчество.
Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы», «Меры профилактики при коронавирусе, что делать чтоб не заболеть», «Что такое грипп. Профилактика», «Я и моё здоровье», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы - здоровью любы», «Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды», «Беседа о правилах поведения больного человека в общественном месте». Беседа с привлечением медперсонала детского сада о правилах и видах гигиены. Беседа с привлечением повара детского сада об основах здорового питания. Беседы о микробах, соблюдении гигиены, бережном отношении к своему здоровью, об осторожном обращении с ножницами, клеем ПВА.
Тематический словарь в картинках: «Гигиена и здоровье», «Азбука здоровья», «Путешествия в мир эмоций», «Основы безопасности», «Что хорошо, что плохо?».
Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни». Исследовательская деятельность: «Опыт по очистке воды», «Необходимость воздуха для жизни».
Работа с энциклопедиями: А. Клейборн «Человек (МПЭ)», С. Булацкий «Тело человека» и др.
Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки». Чтение произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая». Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» А. Потапова «Зловредный АпЧих», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». И. Токмакова «Колыбельная», «Мне грустно — я лежу больной». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и д. р..
Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Презентации «В здоровом теле - здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и д.р.
Викторина «Заморочки из бочки»
Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню.
Художественно-эстетическое развитие:
Задачи: Расширять литературный опыт детей. Прививать нравственные ценности. Развивать гибкость ума. Приобщать детей к музыкальному искусству. Создавать положительный эмоциональный настрой. Расширять представления о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека. Развивать детское творчество, художественные и конструктивные навыки. Учить самостоятельно изготавливать детали по образцу. Совершенствовать навыки работы с клеем, ножницами, бумагой, соленым тестом
Рисование «Полезные продукты из сказок», «Люди занимаются спортом», «Полезные и вредные продукты», «Нарисуй, что хочешь для здоровья», «Моя здорова семья».
Аппликация «Витамины в банке», «Украсим саночки», «Снеговик».
Лепка «Витаминный вклад», «Лыжник», «Овощи и фрукты на тарелочке», «Зубная щетка».
Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол», «Детская площадка или парк отдыха», «Санки для гномов».
Слушание музыки Т. Вилькорейская «Помирились» (танец-игра), П. Чайковский «Болезнь куклы». Русская народная песня «Пошла млада за водой». Детские песенки о спорте, чистоте, питании
Музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция), рекомендуемая программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Раскраски, штриховки, коллективные работы по выбору детей
Физическое развитие:
Задачи: Развивать потребность детей в активной двигательной деятельности. Формировать представления о зависимости здоровья от двигательной деятельности. Создавать положительный эмоциональный настрой. Формировать ценностное отношение к здоровью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Учить контролировать и отслеживать свои действия, направленные на улучшение здоровья, фиксировать их в дневнике. Профилактика утомляемости, снятие раздражения, тревожности.
- Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
- Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;
- Закаливание: воздушное и обширное умывание, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику.
- Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей.
- После сна: гимнастика в постелях, ходьба по ребристой дорожке, самомассаж ушей, рук, ног;
- Подвижные игры «Совушка-сова», «День — ночь», «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Жмурки», «Подвижная цель».
- Игра малой подвижности «Найди и промолчи».
- Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Ловкие и умелые», «Путешествие в Спортландию», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Забавы Бабы Яги», «Весёлые старты», результативное участие.
- Игры в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой рукой, перевод мяча с правой на левую руку).
- Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца».
- Развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»
Просмотр мультфильмов:
«Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус» и другие.
Консультации для родителей
«Красивая осанка - здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»; Консультации «Какие игрушки нужны ребенку», «Играем вместе». Интернет-ресурсы: http://www.gopiter.ru/piter/culturerest/musei/gigienamu- seum/, http://www.spb-rf.ru/muzeyjileba.htm, http://www.vodokanal-museum.ru/, http://tvorchestvo.wordpress.com/,http://mama.ru/post/11315,http://www.umka.by/ tvr/age_role2.htmlitem224, http://tbsem.narod2.ru/katalog_saitov_poleznih_dlya_ roditelei/, http://allforchildren.ru/songs/
- Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;
- Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.
Участие родителей в проекте.
Задачи: Повышать компетентность родителей в вопросах здоровья. Укреплять детско-родительские взаимоотношения и интересы. Развивать педагогическую инициативу родителей. Обратить внимание на возможности города в развитии кругозора детей. Обратить внимание родителей на соблюдение правил гигиены дома членами семьи. Заинтересовать проблемой сбережения своего здоровья. Приобщать семью к совместной активной двигательной деятельности в выходные дни. Показать важность двигательной активности для здоровья.
- Составление вместе с детьми сказок по соблюдению правил гигиены: «Путешествие мыльных пузырей», «Сказка о зубной щётке» с рисунками.
- Подбор информации в книгах по теме проекта, поиск иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты.
- Выставка рецептов «Наше любимое семейное блюдо»
- Участие в спортивных развлечениях, досугах.
- Коллаж «Мои спортивные выходные»
- Фотовыставка «Мы боремся с коронавирусом»
Показатели эффективности:
- Снижение заболеваемости среди детей.
- Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
- Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
- Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Промежуточный результат:
- Проведение с детьми спортивного развлечения «Праздник спорта и здоровья»
- Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
- Проведение с детьми викторины «Счастливый случай»
- Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»
- Изготовление коллажа «Правила здоровья»
- Составление книги-самоделки рецептов «Вкусные истории»
Заключительный этап:
- Результативное участие воспитанников и родителей в спортивном мероприятии, организованном в детском саду.
- Проведение Дня здоровья;
- Тематическая выставка детских рисунков.
Изготовление альбома «Здоровый образ жизни»
Итоговый мониторинг
Цель — проследить результативность проделанной работы.
Вопросы к мониторингу:
Что такое здоровье и что такое болезнь?
Что нужно делать, чтобы не болеть?
Что такое правильное питание?
Что такое гигиена?
Какие виды гигиены ты знаешь?
Зачем нам надо заниматься спортом?
Критерии оценки
Высокий уровень. Ребенок имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ (питании, гигиене, режиме, движении), объясняет понятия «здоровье», «болезнь».
Средний уровень. Ребенок при подсказке может объяснить важность некоторых составляющих ЗОЖ (питания, гигиены, режима, движения), с помощью взрослого объясняет понятия «здоровье», «болезнь».
Низкий уровень. Ребенок не понимает важности некоторых составляющих ЗОЖ (питания, гигиены, режима, движения), не разграничивает понятия «здоровье», «болезнь».
Литература:
1.Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 2.Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — (Информационно-деловое оснащение ДОУ). 3.Булацкий С. Тело человека (энциклопедия). — Минск: Юнион, 2007. 4.Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры и игровые задания. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 5.Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада / сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. 6.Железное С. С, Железнова Е. С. Аэробика для малышей. — М.: Весть — ТДА, 2004. 7. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. — М.: Росмен, 2005. 8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая груп¬ па. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 9. Сысоева В. Д. Здоровье всего дороже! Пословицы и поговорки. — М.: ACT, 2007.
10.Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение; Владос, 1994. 11.Тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье», серия «Мир человека» / сост. Н. Л. Шестернина. —- М.: Школьная пресса, 2011. 12.Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателей подготовительной группы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. 13. Фролов В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1983. 14. Хрестоматия по детской литературе / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская; под ред. Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1988. 15. Электронная библиотека «Сказочный остров»: http://www.ostrovskazok. ru/zagadki/zagadki-o-zdorove 16. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н. В. Елкина. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: Аркти, 1993
- Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез, 2014
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009-20
- «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа»/ Под ред. Л.И. Пензуаева
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 384 с. (Программа развития). С. 3-6
- Киселева Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
- Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.
- Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
- Филиппова С. О. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
- Харченко Т. Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.
- Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».
- «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.А., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ СФЕРА
- Комплексные занятия с детьми 4-7 лет / авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Изд. 2-е доп. – Волгоград: Учитель. 2013.
- Лопахина Л. И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых. М.: АСТ: Астрель.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
- Интернет порталы яндекс, ютуб и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...
Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....
МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...
Педагогический проект МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды" "Здоровые дети - здоровая нация, здоровая нация - сила государства"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»...
Педагогический проект «Здоровые дети – здоровая нация, здоровая нация – сила государства»
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада, социальных партнеров и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель...
День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность. Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....