Акватерапия в корекционой работе с детьми дошкольного возрата
статья
Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий.
Акватерапия как одно из направлений физиотерапии и медицины эффективно используется специалистами и других наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.
Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.
С помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенне-весенней перестройки организма.
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Работая с детьми в коррекционной группе где контингент детей с расстройством аутистического спектра и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применяем в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию.
Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать и при адаптации детей к детскому саду.
Игры можно брать следующие:
«Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
«Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
«Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
«Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
«Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
«Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают
Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.
Какова же цель акватерапии:
- способствовать развитию речи;
- способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
- стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;
Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:– нельзя намеренно выливать воду на пол;– нельзя брызгаться водой;– после игры вытереть руки насухо.
Игры с водой:
«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
«Собери бусы» (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры: собери в воде бусы.
«Выложи букву» Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве) Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
«Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
«Рыбацкие сети» (математика, счет) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки. Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Пальчиковые игры» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
«Ракушки» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
«Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартукиХод игры: достань и выжми губку
«Непроливайки» Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
«Кораблик» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Моем посуду» Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.
«Дед Мазай и зайцы» Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте
«Цветные жемчужины»
Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: Формирование фонематического анализа. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
Методы работы с водой
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaterapiya.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий.
Акватерапия как одно из направлений физиотерапии и медицины эффективно используется специалистами и других наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.
Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.
С помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенне-весенней перестройки организма.
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Работая с детьми в коррекционной группе где контингент детей с расстройством аутистического спектра и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применяем в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию.
Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать и при адаптации детей к детскому саду.
Игры можно брать следующие:
«Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
«Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
«Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
«Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
«Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
«Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают
Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.
Какова же цель акватерапии:
- способствовать развитию речи;
- способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
- стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;
Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:– нельзя намеренно выливать воду на пол;– нельзя брызгаться водой;– после игры вытереть руки насухо.
Игры с водой:
«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
«Собери бусы» (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры: собери в воде бусы.
«Выложи букву» Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве) Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
«Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
«Рыбацкие сети» (математика, счет) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки. Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Пальчиковые игры» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
«Ракушки» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
«Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартукиХод игры: достань и выжми губку
«Непроливайки» Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
«Кораблик» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Моем посуду» Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.
«Дед Мазай и зайцы» Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте
«Цветные жемчужины»
Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: Формирование фонематического анализа. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
Методы работы с водой
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.
Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.
Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.
Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.
В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.
В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.
Или несколько (все одинакового или каждая своего размера): в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга,
- в ряд вертикально,
- в ряд по спирали,
- снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем),
- расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.
Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).
Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
Кидаем в воду всё подряд!
В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.
Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.
Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:
- Металлическая ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
- Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
- Пластмасса - любые предметы и игрушки;
- Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
- Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
- Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
- Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.
Эксперименты с подкрашенной водой
Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально - три).
Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.
В каждой из бутылок - раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.
Растворяется или не растворяется
Что еще может растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?
Знакомим ребенка с разной температурой
Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в которые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать - расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Позже надо научит ребенка пользоваться кранами с горячей и холодной водой. Сначала открываем холодную, потом горячую. На кранах обычно есть красный и синий кружочки. Красный - это опасно, это горячая вода. Синий - это холодная. Но момент ознакомления ребенка с открытием кранов лучше оттянуть. Начинать такое знакомство лучше года в два с половиной - три. А до того, надо создать такие условия, когда ребенок не сможет сам открыть краны. Для этого покупаете в ванну перегородку, на которой сидят обычно и ставите около кранов. Тогда малыш не дотянется.
А когда ребенок все-таки познакомится с возможностью открывания кранов, можно познакомить его с разницей в напоре воды: сильный, слабый, послабее. Познакомить с принципом работы смесителя. Чуть-чуть откроем горячую, чуть-чуть откроем холодную. Холодную посильнее, холодную послабее, горячую посильнее, горячую послабее. Ребенку в два с половиной - три года это очень интересно. А о том, как это полезно для него и говорить не приходится.
Лёд - это тоже вода
Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр:
- игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
- игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
- игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
- игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
Виды игр
Мытье рук
Материал. Ведро, большая миска, кувшин с водой, мыльница с мылом, щеточка для чистки ногтей, губка, щетка для чистки миски. Крем для рук. Полотенце. Фартук.
Ход игры: Ребенок надевает фартук, наливает из кувшина часть воды в миску. Затем он опускает руки в воду и смачивает их, берет мыло и намыливает каждый палец. Затем смывает мыло и с помощью щеточки чистит ногти. Еще раз смывает. Затем малыш вытирает руки полотенцем. Грязная вода выливается в ведро. Миска очищается с помощью щетки, смывается чистой водой. В конце работы ребенок снимает фартук, наносит на руки крем, смазывая каждый палец. Материал собирается и ставится на полку.
Аранжировка цветов
Материал. На подносе миска, кувшин, две вазочки для цветов, клеенка, кусок бумаги, необработанные цветы в ведре, ножницы, губка.
Ход игры: Ребенок расстилает на столе клеенку и выкладывает на нее цветы из ведра. Он наливает часть воды в миску, а другую часть - в одну из вазочек. Затем он берет ножницы и подрезает каждый цветок под водой в миске, ставит в вазу. Мусор остается на бумаге, которая потом аккуратно складывается и выбрасывается.
Вода из снега
Материал. На маленьком подносе стоит свечка в подсвечнике, миска со снегом, ложка, чашка для воды, зажигалка, тряпочка.
Ход игры: Ребенок ставит перед собой материал. Учитель помогает ему зажечь свечку. Ребенок набирает на ложку немного снега и держит над пламенем свечи. Когда снег растает, он сливает воду в чашку. Работа продолжается. В конце занятия свечка гасится, мелкие капли с подноса удаляются тряпочкой, миска от снега вытирается насухо.
Смешивание акварели
Материал. Несколько пробирок в стойке. Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка.
Ход игры: Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.
Перекладывание шариков
Материал. На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.
Ход игры: Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.
Перетекание по трубкам
Материал. Несколько банок, прикрепленных на штативе на разной высоте и соединенных трубочками. Штатив стоит на подносе с высокими краями. Кувшин с водой. Ведро.
Ход игры: Ребенок приносит поднос со штативом на стол или подходит к тому месту. Где он установлен стационарно. Он берет в руки кувшин и медленно льет воду в верхнюю банку, наблюдает, как вода проливается, но трубочкам до самого низа. Когда вся вода из кувшина вылита и протекла в таз. Упражнение повторяется или материал убирается на место, а вода выливается в ведро.
Тихая вода в центре круга
Материал. Красивая большая чаша, наполненная водой.
Ход игры: Дети сидят в кругу на стульчиках или на полу. В центре круга стоит чаша со спокойной, не колышущейся водой. Дети смотрят на гладкую поверхность воды и стараются тоже не шелохнуться. Все сохраняет покой. Один из детей выходит в круг и опускает руку в чашу с водой, нарушая ее спокойствие. Дети тоже начинают двигаться. Но как только вода перестает колыхаться, замолкают и замирают и они. Так сидят несколько секунд. Потом ритуал повторяется.
Переливание из чайника в чашку
Материал. На подносе маленький заварочный чайник. Маленькая чашка. Губка.
Ход игры: Ребенок приносит поднос с материалом на стол. Чайник справа. Он берет правой рукой за ручку чайник с водой. Левой рукой (двумя пальцами) он придерживает крышку. Так малыш переливает воду из чайника в чашку.
Переливание воды через три воронки
Материал. Поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка. На всех сосудах есть отметка уровня воды.
Ход игры: Ребенок ставит материал на свой рабочий столик. Он берет самую большую воронку, и вставляют ее в пузырек с самым широким горлышком. Правой рукой он наливает в него воду через воронку до отметки. Левой поддерживает носик. Далее он повторяет действие с двумя другими воронками и пузырьками. Если на подносе осталась случайно пролитая вода, малыш вытирает ее губкой.
Поливка цветов
Материал. На подносе стоит кувшин с водой и лейка. Комнатный цветок в горшке. Губка. Миска.
Ход игры: Ребенок ставит на стол цветок в горшке. Он приносит и ставит рядом поднос с кувшином, лейкой, миской и губкой. Он наливает часть воды в лейку, а другую часть - в миску. Поливает землю вокруг цветка. Затем он смачивает губку и аккуратно протирает листья, придерживая их снизу левой рукой. После работы цветок и поднос с материалом ставятся на место.
Луковицы в воде
Материал. Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшины с водой.
Ход игры: Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко бокала. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посажеными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними (появление корней, стебля. листьев, цветение).
Переливание из одного сосуда в три
Материал. Поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике сделана отметка уровня воды, которая определяет общий объем всех стаканчиков.
Ход игры: Ребенок ставит на стол материал, берег правой рукой за ручку кувшин и аккуратно переливает воду понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой он поддерживает кувшин под носик. Ребенок старается, чтобы носик кувшина смотрел каждый раз в центр стаканчика и чтобы вода не перелилась через его край. Когда стаканчики наполнены, малыш ставит кувшин на место. Работа закончена, но ее можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин. Перед тем, как отнести материал на его место, промокает оставшиеся на подносе капли.
Открывай-закрывай
Материал. Пластиковая бутылка.
Ход игры: Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
Фонтан
Материал. Ложка, пузырек с узким горлышком
Ход игры: Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
Бассейн
Материал. Таз, игрушки
Ход игры: Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"
Озеро
Материал. Таз, уточки, рыбки
Ход игры: Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.
Море
Материал. Таз, кораблики, фигурки животных
Ход игры: На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.
Купание кукол
Материал. Куклы, таз, мочалка, полотенце
Ход игры: Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.
Мытье посуды
Материал. Таз, губки, набор посуды
Ход игры: Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"
Теплая и холодная
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание и память.
Материал. Два тазика с водой.
Ход игры. Перед ребенком два тазика с холодной и теплой водой. Вы вместе с ребенком опускаете кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения: "Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная".
Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3-4, и предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода. "Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода".
Узнай воду по вкусу
Цель: развивать вкусовые ощущения, внимание и память.
Материал. Три одинаковые чашки или стакана с кипячёной водой, сахарный песок, соль, лимонный сок, чайная ложка.
Ход игры. Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Вы вместе с ребенком добавляете в одну из них соль, в другую - сахарный песок, в третью - лимонный сок. "Посмотри, что это в чашках? (Вода.) Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке". Ребенок вместе с вами пробует воду с помощью чайных ложек. Вместе вы определяете, что она стала соленая. Аналогично проводится работа с сахарным песком и лимонным соком. Затем чашки переставляются местами, и вы просите малыша определить на вкус, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая: "Ой. Пока мы с тобой отвернулись, к нам прилетела сорока и перепутала все чашки местами. Как же мы теперь найдем, где сладкая вода, где кислая, а где соленая? Наверное, надо ее попробовать. Возьми ложку и попробуй водичку. Какая здесь водичка?" Затем ребенок определяет воду на вкус в двух других чашках.
Найди воду такого же цвета
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание цветов, закрепить умение сравнивать и соотносить цвет, развивать цветовое восприятие, внимание, мышление и память.
Материал:3-6 прозрачных стаканчика с водой, гуашевые краски, кисточка, шарик для пинг-понга.
Ход игры. Перед ребенком стоят от 3 до 6 стаканчиков с водой. " посмотри внимательно на воду в стаканчиках. Какая она (прозрачная)? Давай в каждый стаканчик добавим немного гуашевой краски". В каждый стаканчик с помощью кисточки последовательно добавляется краска определённого цвета. "Размешай зелёную краску в водичке. Какого цвета стала вода?" Такая работа проводится с каждым стаканчиком. "А теперь найди воду зелёного цвета и опусти в неё шарик". Если ребенок затрудняется самостоятельно найти воду заданного цвета, то вы предлагаете, показывая на цвет краски, найти воду такого же цвета. "Посмотри на краску, она зеленого цвета. Найди такую же водичку, зелёную".
Цифры плавают в пруду
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память.
Материал. Пластиковые цифры, ёмкость с водой.
Ход игры. Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в "пруду". "Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и "приклеивай" их к стене". После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. "Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку". При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства (намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю).
Угадай букву, плавающую "на животе"
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.
Материал. Пластиковые буквы, ёмкость с водой.
Ход игры. "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.
Сосчитай игрушки
Цель: закрепить знание числового ряда и состава числа, развивать внимание, память и мышление.
Материал. Пластиковые цифры, два тазика с водой, игрушки или природный материал (камешки, ракушки, орехи).
Ход игры. Ставим перед ребенком два тазика с водой, в один опускаем различные игрушки или природный материал. Во второй бросаем пластиковую цифру. "Назови цифру, которая отправилась плавать". Ребенок называет цифру. "А теперь достань из тазика, где лежат разные предметы, такое количество игрушек (ракушек, камешков), какое обозначает эта цифра. Доставай по одной игрушке, считай и бросай их в тазик, где плавает цифра". Малыш достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. "Пересчитай все игрушки в тазике, где плавает цифра. Скажи, сколько всего игрушек ты бросил в таз, где плавает цифра? Почему?".
Игра повторяется с другими цифрами столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается его игровой интерес.
Тяжелый и легкий
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) представление о величине (тяжёлый - лёгкий, большой - маленький), закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память.
Материал. Два камня, разных по величине, ёмкость с водой.
Ход игры. Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".
Узнай по звуку
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, память, пополнять лексический запас.
Материал. Ширма, 2 ёмкости с водой, магнитофонные записи со звуками моря и ручья.
Ход игры. "Все живые существа и люди и птицы и животные умеют "разговаривать" и даже вода тоже умеет "говорить". Хочешь, послушать, какие разные песенки может петь вода? Слушай. Вот так вода льётся (и вы показываете ребенку, как льется вода, переливая её, из одной ёмкости в другую). Вот так она капает (демонстрируете). А так журчит ручеёк (включаете запись). А это шумит море (включаете запись). А теперь ты попробуешь угадать, какую песенку поёт водичка".
За ширмой вы производите разные действия с водой, те, которые показывали малышу. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой.
Фонтанчики
Материал. Полиэтиленовый пакетик. Вода
Ход игры: Небольшой полиэтиленовый пакетик проколите в нескольких местах иглой. Покажите малышу как наполнить его водой и понаблюдайте за вытекающими струйками.
Закрутите пакет сверху и надавите. Маленькие фонтанчики полетят во все стороны и это порадует ребенка.
Если малышу понравится, то пусть попытается самостоятельно сделать маленькие фонтанчики.
В час по чайной ложке
Цель: развитие мелкой моторики, освоение понятия «пустой - полный».
Материал: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Налил-вылил
Цель: развитие координации движений, расширение представления о свойствах вещества
Материал. Ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.
Выжми мочалку
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал. Две емкости, поролоновая губка.
Ход игры: Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды - в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Кораблики
Цель: развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Материал. Тазик, бумага.
Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.
Сквозь сито
Цель: знакомство с назначением предметов и свойства вещества.
Материал. Стакан, сито.
Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
Поплывет или утонет?
Цель: В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Материал. Тазик с водой, пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическая и деревянная ложки
Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
Поливаем цветы
Цель: развитие воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.
Материал. Детская лейка.
Ход игры: Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Дождик
Цель: развитие речи.
Материал. Лейка.
Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Дождик, дождик, капелька.
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Моем трубочиста
Цель: развитие моторики, речи.
Материал. Небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Ход игры: Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
Прыгающий шарик
Цель: развитие речи, укрепление доверительных отношений.
Материал. Пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.
Веселые стихи
Намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Умываемся
Цель: знакомство с названиями частей тела.
Ход игры: Умывая малыша, читайте веселое стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями:
Аккуратные зайчата
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. ...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
«Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность осн...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...