«Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию и криотерапию.
Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaterapiya.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию и криотерапию.
Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:
1. Стабилизация эмоционального фона.
2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.
6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:
• игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.
Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.
Игры можно брать следующие:
« Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
« Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают
Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Для устранения этих нарушений мы применяем криотерапию.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Методика проведения криотерапии.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:
- у крыльев носа – 2 точки;
- верхняя губа – 1 точка;
- нижняя губа – 1 точка;
- уголки губ – 2 точки.
Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:
- «Разноцветные камушки». Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.
- «Зашифруй слово». Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.
- «Рыбка». Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка ( ). Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума
«Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
- «Сколько слогов?». Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
- «Вылови букву». Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
7. «Угадай букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
- «Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
- «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
- «Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
10. «Собери бусы». Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери в воде бусы.
11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
12. «Выложи слово». Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии.
Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.
Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
13. «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
14. «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
15. «Рыбка» (ориентировка в пространстве).
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.
16. «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
17. «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
19. «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
20. «Губка». Цель: развитие тактильных ощущений.
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки
Ход игры: достань и выжми губку
21. «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.
Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.
Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
22. «Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.
Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки
Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.
23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;
24. «Два озера». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].
25. «Водолаз». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
26. «Придумай слово». Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
27. «Исправь ошибку». Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.
Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
28. «Путешествие кораблика». Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.).
Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
29. «Что случилось?». Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
30. «Расскажи сказку». Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.
Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
31. «Придумай историю». Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
32. «Весёлый язычок». Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом
Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом. Артикуляционные упражнения:
*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.
*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.
*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.
*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.
33. «Прошагай по ракушкам». Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.
Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.
34. «Кокофония». Цель: развитие голосоподачи.
Оборудование: ёмкость с водой.
Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.
35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай». Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
36. «Графический диктант». Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.
Список используемой литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, -105с
- Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М.: Астрель, 2006, -223с.
- Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Презентация...
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....
Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи
Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...
«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...