Статья.Консультация для воспитателей "Закаливание организма детей"
статья
Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_zakalivanie_organizma.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Закаливание организма детей»
Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию. Это обосновывается тем, что организация воздушных ванн не требует создания специфических условий и доступна в любом учреждении, а также показана детям с любым уровнем здоровья. Самый простой способ воздушного закаливания — это максимально облегченная одежда (до трусиков) на физкультурных занятиях и принятие воздушных ванн после дневного сна. Хороший эффект воздушного закаливания достигается при систематическом проведении физкультурных занятий на свежем воздухе в специальной одежде. Несмотря на то, что дети одеты, во время активных движений микроструйки воздуха буквально «омывают» тело ребенка, тренируя его терморегуляционный аппарат.
Организация водных закаливающих процедур требует специальных усилий педагогического и вспомогательного персонала. Но эти усилия не так уж сложны и затратны. В дошкольном учреждении могут быть организованы элементарные водные закаливающие процедуры, относящиеся к категории щадящих. Это влажное растирание, ходьба по мокрым дорожкам, обливание стоп и голени, погружение на 2–3 секунды ног в воду, обширное умывание (лицо, руки до локтя, верхняя часть груди), принятие прохладного душа, обливание прохладной водой из ведерка. Разумеется, все эти процедуры согласовываются с медицинской службой и родителями, а программа закаливания водой утверждается на медико-педагогическом совете.
Солнечные процедуры принимаются детьми в соответствии со специальной схемой, утвержденной врачом дошкольного учреждения. В плане воспитания привычек здорового образа жизни крайне важно, чтобы дети выбирали вид водной закаливающей процедуры сами. Для этого работа дошкольного учреждения по закаливанию детей должна быть построена таким образом, чтобы к пяти годам дети смогли освоить технику сухого и влажного растирания, обширного умывания, ходьбы по мокрым дорожкам, обливания стоп и погружения ног в воду, принятия прохладного душа и обливания прохладной водой из ведерка. В таком случае им с пяти лет может быть предоставлена возможность выбора закаливающих процедур. Педагогам и родителям следует учитывать: всё, что делается по собственному желанию ребенка, быстрее становится его привычкой.
Виды закаливающих процедур в дошкольном учреждении:
1. Для детей 2–3 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой (не ниже +20 С): кистей рук; предплечья; лица и предплечья; лица, предплечья и верхней части груди (общее время процедуры от 10 сек. до 20–30 сек.); — ходьба босиком (ограниченное время), ходьба по мокрым дорожкам (от 10–15 сек. до 1 мин.); — воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде; в маечке без рукавов и трусиках на физкультурных мероприятиях; дневной сон без маечек.
2. Для детей 3–4 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой лица, предплечий, верхней части груди с последующим растиранием сухим массажным полотенцем; растирание тела влажной рукавичкой; обмывание стоп (от 5 сек. до 15 сек.) и растирание сухим полотенцем; — воздушные ванны: нахождение в помещении в облегченной одежде, на физкультурных занятиях в зале — без маечек и иногда босиком, физкультурные занятия на свежем воздухе в спортивной одежде; дневной сон без маечек.
3. Для детей 4–5 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой верхней части тела, погружение стоп в прохладную воду; обливание тела прохладной водой (в помещении); — воздушные ванны: ходьба босиком (на различных физкультурных мероприятих); физкультурные занятия в зале без маечек, не свежем воздухе в спортивной одежде; сон без маечек.
4. Для детей от 5,5 лет (по восходящей): — принятие прохладного душа (3–5 сек.) с последующим энергичным растиранием сухим массажным полотенцем; — воздушные ванны: те же. 5. Для детей 5,5–7 лет: — водные закаливающие процедуры согласованию с родителями выбирает сам ребенок. С этого момента вводится жесткий контроль качества их выполнения; — воздушные процедуры остаются те же, но увеличивается время нахождения детей в полуобнаженном виде.
Принципы закаливания организма детей после сна
-расширение зоны воздействия воды на тело ребенка,
- увеличение времени воздействия,
- принцип гибкого режима,
- принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,
- принцип корректировки воспитательной позиции родителей и педагогов.
Правила закаливания
1. Постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно. Неподготовленный организм ребенка может не справиться с большими требованиями. Раздражение необходимо усиливать постепенно.
2. Систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Закаливание должно проводиться систематично, лучше с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни.
3. Индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие, особенности нервной системы. Начинать закаливание нужно, убедившись, что ребенок в данный момент совершенно здоров.
4. Положительный эмоциональный настрой. Закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызвать у ребенка отрицательного отношения к ним.
Обширное умывание
Это эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста и проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
Этапы обширного умывания
1 этап – учат обмывать руки, лицо и вытирать их.
2 этап – обмывает руки, набирает в пригоршни воду, выплескивает на шею, движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди.
3 этап – учат растиранию сухим полотенцем.
4 этап – учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается.
Приемы закаливания
Приемы обширного умывания довольно просты. Ребенок поочередно движением от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шейку от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке и, наконец, мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди. Вода сразу должна быть прохладной (18—22°).
Обучение обширному умыванию проводится в несколько этапов:
На первом этапе ребенка учат обмывать руки. Он подставляет под струю воды пригоршню правой руки, набирает в нее воду и обмывает левую руку от кисти к локтю, произнося при этом слово «раз». То же проделывает со второй рукой. После этого малыш обмывает лицо. Руки ему массирующими движениями вытирает взрослый, а лицо он дол жен вытереть сам.
Через неделю ребенок обмывает руки уже два раза. При этом он должен считать: «раз, два». Это будет уже по 2 секунды для каждой руки. Еще через неделю руки обмываются трижды, и вся процедура увеличивается до 6 секунд. Затем до 8 и, наконец, до 10—15 секунд. Соответственно ребенок вслух считает до трех, четырех, пяти...
На втором этапе малыша учат обмывать шейку. Сначала он обмывает руки в течение 10 секунд, затем набирает в пригоршни воду, наклоняется и выплескивает ее на шейку, делая движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди. При этом считает: «раз». Затем умывает лицо. Через месяц он выполняет этот прием до 5 раз и время воздействия воды на тело увеличивается до 25—30 секунд.
На третьем этапе детей учат приемам растирания сухим полотенцем. Сначала ребенок вытирает руки движением от кисти к локтю, потом шею и лицо.
На четвертом этапе обучения детей учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. Ребенок обмывает в течение 10 секунд руки и столько же времени — шею. Затем он растирает секунд 10 мокрой ладошкой (несколько раз подставляя ее под струю воды) верхнюю часть груди и после этого умывает лицо. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается. На это уходит приблизительно одна минута.
Процедура обучения приемам обширного умывания занимает в среднем 3 месяца на каждом этапе.
Схема закаливания по В.Г. Алямовской
Первая младшая группа 1 квартал (сентябрь-ноябрь)
Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода. Воздушные ванны после сна продолжительностью до 3 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 3-5 минут (в первые 5-7 дней – не более 2 минут). 2 квартал (декабрь-февраль) Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд. 3 квартал (март-май) Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты. 4 квартал (июнь-август) Солнечные и воздушные ванны. В течение всего года: купание в бассейне 1 раз в неделю.
Схема закаливания по В.Г. Алямовской
Вторая младшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль)
Воздушные ванны продолжительностью до 4 минут после сна. Влажное обтирание после утренней гимнастики. Ходьба и бег по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна. Обучение элементам обширного умывания. 2 полугодие (март-август) Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. Купание в бассейне 2 раза в неделю. Начиная со 2 младшей группы дети после завтрака чистят зубы, после обеда, полдника, ужина полощут рот .
Схема закаливания по В.Г. Алямовской
Средняя группа
Сухое растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 10-15 минут (в первые 5-7 дней не более 7 минут). Игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. После завтрака - чистка зубов, после обеда, полдника, ужина – полоскание рта. Купание в бассейне - 2 раза в неделю.
Схема закаливания по В.Г. Алямовской
Старшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль)
Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики.
Воздушные ванны продолжительностью 8-10 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут ( в первые 5-7 дней – не более 10 минут). Обливание ног прохладной (+18 градусов Цельсия) водой. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. 2 полугодие (март-август) Воздействие на БАТК, расположенные на груди, ушах, голове. Купание в бассейне 2 раза в неделю в течение всего года.
Схема закаливания по В.Г. Алямовской: Подготовительная группа Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны во время переодевания ко сну до 10 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов Цельсия). Воздействие на БАТК груди, ушей, головы. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. Купание в бассейне 2 раза в неделю .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей ДОУ...
Статья "Консультация для родителей «Характеристика развития детей третьего года жизни. Кризис трех лет»
«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей. - «Я сам – говорит ребенок, и вы терпеливо ждете, пока непослушные д...
Статья - консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается ...
Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...
Статья -консультация для родителей "Музыкальное творчество детей дошкольного возраста в семье и в детском саду"
Статья полезна для родителей которые заинтересованы в музыкальном развитии своих детей....
Статья: Консультация для родителей «Читаем сказки детям»
В наше время трудно отвлечь детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность и интерес. Важность чтения сказок для дет...