занятие по познавательному развитию в старшей группе "Познакомимся со своей кожей"
план-конспект занятия (старшая группа)
занятие по познавательному развитию в старшей группе по программе "Радуга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_starshey_gruppe_poznakomimsya_so_svoey_kozhey.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-исследовательское занятие по разделу познавательное развитие в старшей группе
в соответствии с программой «Радуга», автор Т.Н.Доронова,
Воспитатель Кожинова Светлана Васильевна
Тема: «Познакомимся со своей кожей»
Цель: Формирование представлений детей о свойствах кожи.
Программные задачи:
Образовательная: Дать детям первоначальные знания о свойствах кожи человека (защита, эластичность, чувствительность). Учить делать вывод и фиксировать результат проведенного исследования. Способствовать обогащению словаря детей введением слов «исследование», «эластичная».
Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, формированию мыслительных операций: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, умозаключений, формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательная: создавать условия для развития любознательности, самостоятельности, аккуратности, навыков первичной гигиены.
Тип занятия: сообщение нового материала
Форма организации: фронтальная
Педагогические технологии: деятельностный подход
Методы: опытно-исследовательский, наглядный, словесный, практический, игровой
Материалы и оборудование.
У ребенка: лупа, влажные салфетки, чаша с водой, зубочистка, яблоко, пипетки, стаканчики с горячей и холодной водой салфетки.
У педагога: плакат с изображением силуэта человека, резинка для игры в «Прыгалки», рисунки с условными обозначениями (грязь, микробы, влага, эластичность, холод, тепло, боль), эластичные предметы (воздушный шарик, ластик, жгут, эластичный бинт)
Сценарий занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Познакомимся со своей кожей»
Организационный момент
Воспитатель вносит яблоки на тарелке, обращает на них внимание детей:
- Ребята, посмотрите, что я для вас принесла! («нечаянно» рассыпает яблоки)
Ну надо же, все яблоки рассыпала, хотела вас угостить.
- Как вы думаете, можно ли их сейчас съесть?
(предлагает детям присесть на стульчики и объяснить, почему нельзя сразу съесть яблоки. Обращает внимание на внешний вид яблок)
Целеполагание, мотивация.
- Ребята, чем покрыто сверху яблоко? (кожурой)
- Кожура есть только у яблок? (у овощей и фруктов)
- Для чего нужна кожура фруктам и овощам? (для защиты)
- От чего кожура защищает мякоть яблока? (от грязи, микробов)
- А у человека есть такая защитная оболочка? (кожа)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о коже)
- Что вы знаете о коже?
- Почему так необходимы знания о коже? (чтобы быть здоровыми и не болеть)
- Где можно получить новые знания?
- А еще новые знания можно получить с помощью исследований. Я предлагаю вам сегодня провести исследования нашей кожи, а все новое, что мы узнаем, будем заносить на плакат. Давайте рассмотрим, что на нем изображено? (на плакате изображена схематично фигура человека) да, это тело человека, покрытое кожей.
Кожа наше тело покрывает,
От микробов защищает.
Будем чаще кожу мыть,
Чтоб здоровыми нам быть!
- Вы готовы провести исследования? Тогда перейдем к первому столу и проведем первое исследование.
Сообщение новых знаний
- Защита от грязи, микробов, влаги.
(на столе для каждого ребенка лупа, 2 влажных салфетки, чаша с водой, яблоко)
- Рассмотрите в лупу кожуру яблока. Что вы видите?
- Теперь рассмотрите кожу рук. Что вы видите на коже? (полосочки. Волоски, складочки)
- Как вы думаете, грязи и микробы могут скапливаться на коже в складочках?
- Давайте проверим, правда ли, что кожура защищает яблоко от грязи. Протрите кожуру яблока влажной салфеткой. Какая стала салфетка? Какой вывод мы сделаем? (кожура яблока не пропускает грязь)
- Теперь другой салфеткой протрем кожу рук. Какой результат? Смогла ли грязь, а там, наверняка, были и микробы, проникнуть под кожу? Какой вывод мы сделаем? (кожа не пропускает грязь)
- Проверим, сможет ли кожура яблока пропустить воду. Окуните яблоко в воду и сразу поднимите. Что происходит с водой? Попадает вода под кожуру яблока? Какой вывод вы сделаете? (кожура яблока не пропускает воду)
- Кто догадается, как нам проверить, пропускает ли наша кожа воду? Да, нужно окунуть руку в воду. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? (кожа не пропускает воду)
- Наше первое исследование завершилось. Давайте подойдем к плакату и занесем результаты исследования. Скажите, от чего защищает кожа организм человека? ( от грязи, микробов, влаги)
(детям предлагается выбрать из предложенных условных обозначений соответствующие проведенным опытам, крепят их слева от фигуры человека на плакате)
2. Эластичность кожи.
- Предлагаю провести второе исследование.
(дети подходят к второму столу, на нем яблоки для каждого ребенка, шкатулка, в которой лежит эластичная тесьма (резинка), соединенная в кольцо).
- Попробуйте захватить пальчиками кожуру яблока. Можно ли ее оттянуть? Почему?
- Попробуем оттянуть кожу на разных частях тела. Получается ли собрать кожу в складочки?
- Давайте соберем кожу в складочку на локте вытянутой руки. Согните руку. Что произошло с кожей, куда исчезла складочка? Да, кожа растягивается и возвращается на прежнее место. Кожа – эластичная. Давайте повторим новое слово и покажем руками как кож растягивается и возвращается на прежнее место. (повторяют новое слово 3-4 раза, сопровождая движениями руками соединяя и разводя ладошки перед грудью).
- Ребята, а вам встречались эластичные материалы? У нас в группе много эластичных предметов, отыщите их.
(дети находят в окружающей обстановке эластичные предметы (стирательная резинка, воздушный шарик, резинки для волос, медицинский жгут и т.д.), объясняют, почему они считают их эластичными)
- У меня в шкатулке тоже эластичный предмет, он вам знаком? (достает эластичную тесьму) можно ли про резинку сказать, что она эластичная? Предлагаю вам немного поиграть, а поможет нам в этом эластичная резинка.
(проводится игра «Прыгалки»: двое детей встают на некотором расстоянии друг от друга расставив ноги на ширину плеч. На щиколотки надевается резинка, соединенная в кольцо. Дети по очереди прыгают через натянутые резинки.)
- Ребята, мы с вами заигрались и забыли занести на плакат результат исследования. Что мы выяснили на этом исследовании, какая кожа? Каким значком можно обозначить эластичность кожи?
(дети выбирают соответствующий значок и крепят на плакате под фигурой человека)
3. Чувствительность кожи.
- Готовы ли вы узнать о коже что-то еще? Подойдем к последнему столу и проведем третье исследование.
(на столе для каждого ребенка: зубочистка, пипетка, 2 стаканчика с горячей и холодной водой, салфетка, яблоко)
- Ребята, возьмите зубочистку и слегка уколите кожуру яблока. Как вы думаете, чувствует ли что-нибудь яблоко? (нет, оно не живое)
- Слегка прикоснитесь к коже на руке, шее, голове. Попробуйте нажать посильнее. Что чувствует кожа? (боль)
- Какой мы сделаем вывод? (кожа чувствует боль)
- Продолжим исследование. Попробуем с помощью пипетки определить, в каком стаканчике горячая, а в каком холодная вода. Капните себе на руку сначала из одного, а потом из другого стакана. Что чувствует ваша кожа? Какой вывод можно сделать? (кожа чувствует холод и тепло). Давайте занесем результаты исследования на плакат.
(дети выбирают соответствующие обозначения и прикрепляют справа от фигуры человека)
Подведение итогов
- Ребята мы сегодня с вами проводили… (исследования).
Давайте вспомним, что нового мы узнали о коже? Помогите мне закончить предложения:
- Кожа защищает организм человека от… (грязи, микробов, влаги)
- Кожа человека… (эластичная)
- Кожа чувствует… (боль, холод, тепло)
- На занятии мы узнали много нового, но все ли клеточки мы заполнили? (остались незаполненными несколько клеточек над фигурой человека)
Что же это значит? Все ли мы узнали о коже? Я думаю, что со временем мы заполним их все.
Рефлексия.
- Мы провели с вами три исследования. Подойдите к столу, где было самое интересное исследование. Может быть кому-то какое-то исследование показалось трудным?
- Мне было очень приятно с вами заниматься и я вам хочу подарить эти яблоки. Только ответьте мне напоследок, что необходимо сделать, прежде чем их съесть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Я люблю свой город"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Занятие по познавательному развитию в старшей группе " Солнышко" " О чём говорит нам кожа"
Познавая мир ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников.Как говорил Сухомлинский В.А. " Умейте открыть перед реб...
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему «Кожа»
Занятие для детей старшей группы в помощь воспитателям....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы патриоты своей страны» в подготовительной группе «Теремок»
Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Россия матушка». Воспитывать любовь к своему родному ...