Статья на тему: «Экологическое воспитание детей младшей группы».
статья (младшая группа)
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экологическое воспитание детей младшей группы». | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Экологическое воспитание детей младшей группы».
Подготовила и провела:
Машина Яна Юрьевна воспитатель,
первая квалификационная категория
2020-2021учебный год
СПб
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Мы считаем, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место.
Перед нами возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу.
Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Огород на подоконнике» организуем для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур (лук, укроп, горох и др.) и ухода за ними.
Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей целей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Во время наблюдений мы даем время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняем, рассказываем, задаем вопросы, помогаем понять увиденное.
Для того чтобы научить детей восхищаться, радоваться, любоваться красотой природы во время наблюдений рассказываем потешки, прибаутки, заклички, поговорки. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности. Зимой наблюдали, как растет в воде лук, какой длины выросли корни и перышки у нашего лука. Также наблюдали за превращением снега в воду и наоборот - воды в лед.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в нашей работе широко используем разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.
Экологические игры «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди пару», «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает» учат детей определять предметы на ощупь, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Используем сюжетно-ролевые игры, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игры «Зоопарк» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания.
Играя в игру «Звери из леса в гостях у ребят» учим детей правилам поведения в гостях, за столом, сервировать стол, закрепляем знание о любимых лакомствах животных. Сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.
Чтобы детям было интересно играть в игры, мы создаем игровые развивающие ситуации, например, День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учим детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички). Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
На прогулке игры с песком, снегом с предметами и игрушками обогащают представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Центр воды и песка используем для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. Содержание обучения организую в форме игры .В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игрового персонажа предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?
Для расширения и углубления знаний по экологическому воспитанию, для ознакомления детей с природой используем иллюстративно-наглядный материал, презентации. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые стихи, сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. Воспитываю в детях бережное отношение к книгам. Наглядность в сочетании с моим эмоциональным пояснением, расширяет кругозор детей, формирует новые образы о природе. В результате процесс обучения становится привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.
С целью обогащения знаний детей мы в своей работе по экологическому воспитанию используем художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает нам учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой нам помогает справиться театральная деятельность, которой мы любим заниматься с детьми младшего возраста. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость.
Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
Активно используем труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Каждый год организуем вместе с детьми «Зимний огород на окне». Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараемся подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет. Все это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей.
Проект «Витамины на окне» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья, но помогает растениям укрыться от холода.
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовали уголок для родителей, где размещаем материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах.
Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".
В данной статье отражены основы экологического воспитания дошкольников, его актуальность в настоящее время, обуслвливающаяся тем, что основными проблемами нашего века станут проблемы экологического ха...
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...
Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей младшей группы».
Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раск...
Статья "Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Содержание экологического воспитания детей младшей группы...
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"
Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...
Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...