Использование игрового самомассажа в работе инструктора по физической культуре.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дубовскова Людмила Ивановна

Игровой самомассаж, как часть оздоровителной работы в детском саду. Необходим особенно в группах для детей с нарушением речи. Движения рук сопровождаются художественным словом, где и проявляется взаимосвязь физинструктора и логопда детского сада. Со средней группы дети с удовольствием занимаются с массажными мячами. Такой массаж удобно делать и в парах. У детей формируется привычка следить за своим здоровьем. Воспитывается жизнерадостность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игрового самомассажа в работе инструктора

по физической культуре.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений с детьми в логопедических группах, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является стимуляцией кинестетических ощущений мышц и нормализацией мышечного тонуса. 

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи. Проводить  ежедневно на утренней гимнастике, физкультурном занятии, в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

В отличие от массажа самомассаж можно проводить  фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него.

Приёмы игрового самомассажа.

  1. Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

« Пироги »

За стеклянными дверями               Выполнять хлопки пр ладонью

                                                             по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами              То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,  Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?               Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                   Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                   Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                      Выполнять последовательное погла-

К празднику наш стол готов!         живание рук, корпуса, ног

  1. Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.

С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.

Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.

Карандашный  – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот.

 Используется также в парном массаже спины.

  1. Самомассаж рук.

 Способствует укреплению мышц предплечья, отвечающих за работу рук, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.

  1. Массаж предплечья
  • Поглаживание, растирание, поколачивание, круговые движения. Все это может сопровождаться стихами.

Ветер дунул на березку, разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился, улетел, не извинился

Пилит, пилит пила, и жужжит, как пчела,

И визжит, и поёт, соням спать не дает.

  1. Массаж пальчиков-растирание

Пять пальцев на руке своей,

По имени назвать сумей.

Первый палец-боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй указчик старательный

Не зря называют его Указательный.

Третий твой пальчик как раз посредине

Поэтому Средний дано ему имя.

Палей четвертый зовут Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братик младший любимчик

По счету он пятый, зовется Мизинчик.

Работа с массажными  мячиками

  • Шар между ладонями:

- раскатывание по ладони круговыми движениями и сверху-вниз

-круговые движения по основанию большого пальца

  • Перебрасывание мяча с ладони на ладонь
  • «Уголек в руках». Подкидывание и ловля мяча одной рукой
  • Вращение кистями рук, мячик зажат, подушечками пальцев
  • Перекатывание  мячика на подушечках пальцев /между пальцев/
  • «Пасть тигра кусает мячик». Сдавливание шара подушечками пальцев
  • Подтягивание мячика  подушечками пальцев к ладони
  • Вращение мячика  вокруг оси пальцами

Вывод:

Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь начала заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.

Современное социально – экономическое состояние общества, неблагополучная экологическая обстановка, постоянно усиливают отрицательное влияние на здоровье не только взрослого, но и подрастающего поколе...

Использование ИКТ технологий в работе инструктора по физической культуре

В данном материале отображается работа инструктора по физической культуре по использованию информационно-коммуникативных технологий....

Модель работы инструктора по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками

Презентация на тему: Модель работы инструктора  по физической культуре по использованию НРК и УМК в работе с дошкольниками...

Использование мультимедийных презентаций в работе инструктора по физической культуре

Использование мультимедийных презентаций в работе инструктора по физической культуре...

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе инструктора по физической культуре»

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе инструктора по физической культуре"...

Использование игровых технологий в работе инструктора по физической культуре

Использование игровых технологий в работе инструктора по физической культуре. Интерес к здоровью детей обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных спос...